Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный

 профессионально-педагогический университет»

Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Материалы

V Всероссийских Макаренковских

студенческих педагогических чтений

Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

 

Обнародовано на сетевой странице Педагогического музея А.С.Макаренко

по разрешению члена ред. коллегии сборника, проф. Н.Г.Санниковой

 

 

УДК 381.478 (082)
 ББК Ч466Я431
 П 74

 

Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности [Текст]: материалы 5-х Всерос. Макаренк. студ. пед. чтений, Екатеринбург, 6 марта 2008 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2008. 159 с.

 

  Материалы 5-х Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений Социального института, посвящённых 120-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. В статьях студентов, аспирантов и преподавателей анализируются психолого-педагогические идеи, имеющие значение для всех, кто занимается вопросами социального воспитания.

Данные материалы могут быть широко использованы в курсе преподавания «Социальной педагогики», «Истории социальной педагогики» и других дисциплин.

 

 

Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук, профессор Н.Г. Санникова (отв. ред.);

кандидат философских наук, доцент Н.М. Борщёва;

кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Сулимова.

 

ã Российский государственный

профессионально-педагогический

 университет, 2008

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Предисловие (здесь и далее страницы даны по бумажному изданию для возможности ссылок на него)

3

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
                    ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

 

 

8

 

 

Кораблёва Т.Ф. Гуманитарная экспертиза наследия А.С. Макаренко

8

 

 

Зыков М.Б. Концепция «Воспитательного реактора» в теории и практике А.С. Макаренко

15

 

 

Фролов А.А. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский: Факты и сущность
полемики (1967- нач.90-х гг.)

22

 

 

Ситько Р.М. Педагогическое наследие А.С. Макаренко: устремлённость в будущее

27

 

 

Бродский Ю.С. Три урока А.С. Макаренко

33

 

 

Белянова О.А. Риск в педагогике А.С. Макаренко

40

 

 

Матвеева И.А. Влияние марксизма на теорию и практику
трудового воспитания А.С. Макаренко

45

 

 

Коршунова Н.Н. Продуктивность педагогической деятельности А.С. Макаренко
в аспекте трудового воспитания

49

 

 

Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Реализация идеи совместного воспитания мальчиков и девочек в педагогической системе А.С. Макаренко

52

 

 

Смирнова С.В. Воспитанницы А.С. Макаренко

55

 

 

Шарапова К.А. Сущность коллективистского воспитания в теории и практике А.С. Макаренко

58

 

 

Кашина М.П. Книга для родителей – учебник по семейному воспитанию

60

 

 

Сажина Н.С., Овчинникова С. Проблема беспризорности в педагогической науке в 1920-е годы

65

 

 

Протасова И.А., Новосёлова Е.В. Социально-педагогические идеи В.Н. Сорока-Росинского

70

 

 

Попов Л.Н. Художественный аспект педагогического мастерства А.С. Макаренко и коннотативная технология речевого педагогического воздействия

75

 

 

 

РАЗДЕЛ  2. ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО
                     И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

83

 

 

Санникова Н.Г. Технологии социального менеджмента в социально-педагогической теории и практике А.С. Макаренко

83

 

 

Гринёва М.В., Беляева Н.В. Наследие А.С. Макаренко в подготовке магистров управления учебными заведениями

91

 

 

Мардахаев Л.В., Никитина Н.И. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с родителями

95

 

 

Беспалов А., Симонов Д. Опыт реализации управленческих идей А.С. Макаренко в гимназии «Оптимум» г. Екатеринбурга

99

 

 

Борщёва Н.М., Драгошанская М.А. Методы и формы социально-педагогического воздействия на подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях

105

 

 

Спицина Н.В., Верещагина Е.П. Психологический анализ личности воспитанников в творческом наследии А.С. Макаренко

112

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

117

 

 

Симонов Д.Н., Санникова Н.Г. Последователи и пропагандисты идей А.С. Макаренко
в Екатеринбурге

117

 

 

Белкина О.А., Арямнова И.В. Реализация идей А.С. Макаренко В Центре образования № 190

120

 

 

Рандина С.Н. Реализация принципов А.С.Макаренко в условиях стационарного отделения учреждения социального обслуживания семьи и детей

124

 

 

Великанова А.Е. Кафедра социальной педагогики и психологии Социального института как последователь и пропагандист идей Антона Семёновича Макаренко

127

 

 

Скоробогатов А.В., Якушев А.В., Анохин А.А. Актуальность использования идей А.С. Макаренко в организации педагогической поддержки многодетных семей

130

 

 

Мурзабаева А.А., Новопашина Е.В. Наследие А.С. Макаренко и современная реабилитационная педагогика

135

 

 

Попова Л.Г. Актуальность педагогических взглядов А.С. Макаренко на организацию семейного воспитания детей

139

 

 

Лазарев А.В. Воспитательная функция туризма по Макаренко

141

 

 

Широкова Е.А., Евсееева Н.В. О воспитательной работе А.С. Макаренко в колонии имени А.М. Горького

145

 

 

Казаков М.С., Алибаев М.С., Кожевников Н.В. Особенности использования наследия А.С. Макаренко в современных условиях образования

 

 

 

Сведения об авторах и выходные данные сборника

 

 

 

Архив сборника материалов за 2008 год одним документом MsWord (Zip, 241 Кб.)

 

 

 

 

 

 

К перечню ссылок о современном макаренковедении

 

На главную страницу