«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

Н.Н. Коршунова

Продуктивность педагогической деятельности А.С. Макаренко
в аспекте трудового воспитания

Известно, что труд, трудовая деятельность воспитанников А.С. Макаренко занимала огромное место в его педагогической системе.

Что давал труд в школах-хозяйствах, организованных им, колонистам, коммунарам, воспитателям? В чём заключается причина успешности, продуктивности его деятельности? Как влиял производственный труд в сочетании с обучением на социальное становление воспитанников?

Осмысление почти шестнадцатилетнего опыта трудового обучения и воспитания в школах-хозяйствах позволил А.С.Макаренко сделать важнейший для педагогики вывод о влиянии труда на личность воспитанника: он может воспитывать, не воспитывать и быть нейтральным по отношению к личности.

В начале педагогического пути он, по собственному выражению, чрезмерно увлекался самообслуживанием, как своего рода «педагогической панацеей», организацией работы в учебных мастерских, рассматривая их независимо от тех отношений, которые складывались в процессе труда. Давая оценку этим видам деятельности, он отмечал, что большого педагогического приращения к личностным качествам воспитанника самообслуживающий труд не имел, как и работа в учебных мастерских, где воспитанники занимались кустарным, ремесленным трудом.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете участвовать в политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [1, с.112].

Мучительные поиски привели талантливого воспитателя к пониманию того, что трудовое воспитание колонистов может быть развивающим процессом при определённых педагогических и производственных условиях, при продуманной профессиональной среде и в ряде работ отчётливо сформулировал это положение [2, с.68–69].

«Работа на металлообрабатывающем заводе была настолько успешной, что мы начали строить завод фотоаппаратов… Я убеждён, что мы не могли бы прийти к нему, если бы не начали с производства стульев, с разделения труда. Я понимал, что суть не в том, с чего начинать, а в логике производства, основанного на последних данных. А таковыми являются разделение труда и план» [2, с.68–69].

Осмысливая с акмеологических позиций опыт А.С.Макаренко, можно утверждать, что он придавал большое значение обучению детей рациональным приёмам труда, планированию производственной деятельности, связывая их влияние с воспитанием личности в коллективе, формированием производственных отношений, ориентированных на её высший уровень развития, который успешно проявлялся в творческой практике.

Анализируя организацию производственно-хозяйственной деятельности А.С. Макаренко, можно сделать вывод о том, что не сама по себе школа-хозяйство, не производственный труд, даже производительный, являлся главным в формировании личности воспитанника. Свидетельством тому служат многочисленные опыты, предпринятые отечественными и зарубежными исследователями: П.П. Блонским, И.В. Иониным, Г. Кершенштейнером, А.В. Лаем, К.Ю. Цирулем, С.Т. Шацким и многими другими, однако не имеющими такого феноменального успеха, как опыт трудового воспитания у А.С.Макаренко.

На наш взгляд, только благодаря чёткой организации коллективного производственного труда, основанного на взаимной зависимости и взаимной ответственности, труда, где каждому созданы условия для роста и по горизонтали (в освоении технологических операций), и по вертикали (от рабочего до начальника цеха). Труда не просто мелкого, незначительного, а социально значимого, дающего прибыль, в распределении которой принимает участие сам коллектив, и заключается секрет успешной деятельности великого педагога.

А.С.Макаренко показал яркий пример более совершенной, чем существовавшие в 20-е г. формы организации ученического производственного труда (сельскохозяйственного и промышленного). Это заключалось, во-первых, в создании условий «производства серьёзного», основанного на диалектической логике [2, с. 80]. Во-вторых, в организации первичных коллективов по производственному признаку, где участники производственного процесса периодически менялись функциями. В-третьих, во введении самоуправления и «полной самоокупаемости», хозяйственного расчёта [2, с. 168]. В-четвёртых, в гендерном подходе при распределении производственных операций, выполнить одни из которых более успешно могли мальчики, другие – девочки [4, с.350].

Немаловажное значение имели требования А.С. Макаренко и к созданию «единого школьного коллектива», куда входили и воспитанники, и замечательная плеяда его сотрудников, на опытность и организационно-хозяйственную подготовленность которых обращалось серьёзное внимание. «В жизни трудовой колонии огромное значение имеет хозяйственно-организационная опытность воспитателя, знакомство с хозяйственным окружением и хозяйственными условиями данной колонии» [3, с.226].

Итак, причинами успешности педагогической деятельности А.С. Макаренко можно считать:

- его широкую образованность;

- критическое осмысление философского, психоло-педагогического и экономического наследия;

- овладение диалектической логикой, в том числе логикой организации производственного процесса;

- организацию сводных отрядов, деятельность которых основана на самоуправлении, взаимной ответственности и взаимной зависимости;

- осуществление гендерного подхода к воспитанию;

- умение идти на оправданный риск.

Таким образом, трудовое воспитание в педагогике А.С. Макаренко обладает высокой степенью продуктивности. Она была достигнута благодаря неординарности его личности, убеждённости, оптимистичности и целеустремлённости, глубокой вере в результаты педагогического труда, созданию действенной педагогической технологии, направленной на социальное творчество, созидание.

 

Библиографический список

1. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Кн. для учителя. М., 1987.

2. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Вст. статья Л.Ю. Гордина. Мн., 1977.

3. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

4. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. Баку, 1988.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению