|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО Н.Н. Коршунова Продуктивность
педагогической деятельности А.С. Макаренко Известно,
что труд, трудовая деятельность воспитанников А.С. Макаренко занимала
огромное место в его педагогической системе. Что
давал труд в школах-хозяйствах, организованных им, колонистам, коммунарам,
воспитателям? В чём заключается причина успешности, продуктивности его
деятельности? Как влиял производственный труд в сочетании с обучением на
социальное становление воспитанников? Осмысление
почти шестнадцатилетнего опыта трудового обучения и воспитания в
школах-хозяйствах позволил А.С.Макаренко сделать важнейший для педагогики
вывод о влиянии труда на личность воспитанника: он может воспитывать, не
воспитывать и быть нейтральным по отношению к личности. В
начале педагогического пути он, по собственному выражению, чрезмерно увлекался
самообслуживанием, как своего рода «педагогической панацеей», организацией
работы в учебных мастерских, рассматривая их независимо от тех отношений,
которые складывались в процессе труда. Давая оценку этим видам деятельности,
он отмечал, что большого педагогического приращения к личностным качествам
воспитанника самообслуживающий труд не имел, как и работа в учебных мастерских,
где воспитанники занимались кустарным, ремесленным трудом. «Труд
без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и
общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным
процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если
одновременно с этим вы не будете участвовать в политической жизни, то этот
труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного
результата» [1, с.112]. Мучительные
поиски привели талантливого воспитателя к пониманию того, что трудовое
воспитание колонистов может быть развивающим процессом при определённых
педагогических и производственных условиях, при продуманной профессиональной
среде и в ряде работ отчётливо сформулировал это положение [2, с.68–69]. «Работа
на металлообрабатывающем заводе была настолько успешной, что мы начали
строить завод фотоаппаратов… Я убеждён, что мы не могли бы прийти к нему,
если бы не начали с производства стульев, с разделения труда. Я понимал, что
суть не в том, с чего начинать, а в логике производства, основанного на
последних данных. А таковыми являются разделение труда и план» [2, с.68–69]. Осмысливая
с акмеологических позиций опыт А.С.Макаренко, можно утверждать, что он
придавал большое значение обучению детей рациональным приёмам труда, планированию
производственной деятельности, связывая их влияние с воспитанием личности в
коллективе, формированием производственных отношений, ориентированных на её
высший уровень развития, который успешно проявлялся в творческой практике. Анализируя
организацию производственно-хозяйственной деятельности А.С. Макаренко, можно
сделать вывод о том, что не сама по себе школа-хозяйство, не производственный
труд, даже производительный, являлся главным в формировании личности
воспитанника. Свидетельством тому служат многочисленные опыты, предпринятые
отечественными и зарубежными исследователями: П.П. Блонским, И.В. Иониным, Г.
Кершенштейнером, А.В. Лаем, К.Ю. Цирулем, С.Т. Шацким и многими другими, однако
не имеющими такого феноменального успеха, как опыт трудового воспитания у А.С.Макаренко. На
наш взгляд, только благодаря чёткой организации коллективного производственного труда,
основанного на взаимной зависимости и взаимной ответственности, труда, где
каждому созданы условия для роста и по горизонтали (в освоении
технологических операций), и по вертикали (от рабочего до начальника цеха).
Труда не просто мелкого, незначительного, а социально значимого, дающего
прибыль, в распределении которой принимает участие сам коллектив, и
заключается секрет успешной деятельности великого педагога. А.С.Макаренко
показал яркий пример более совершенной, чем существовавшие в 20-е г. формы
организации ученического производственного труда (сельскохозяйственного и
промышленного). Это заключалось, во-первых, в создании условий «производства серьёзного»,
основанного на диалектической логике [2, с. 80]. Во-вторых, в организации первичных
коллективов по производственному признаку, где участники производственного
процесса периодически менялись функциями. В-третьих, во введении
самоуправления и «полной самоокупаемости», хозяйственного расчёта [2, с. 168].
В-четвёртых, в гендерном подходе при распределении производственных операций,
выполнить одни из которых более успешно могли мальчики, другие – девочки [4,
с.350]. Немаловажное
значение имели требования А.С. Макаренко и к созданию «единого школьного
коллектива», куда входили и воспитанники, и замечательная плеяда его
сотрудников, на опытность и организационно-хозяйственную
подготовленность которых обращалось серьёзное внимание. «В жизни
трудовой колонии огромное значение имеет хозяйственно-организационная
опытность воспитателя, знакомство с хозяйственным окружением и хозяйственными
условиями данной колонии» [3, с.226]. Итак,
причинами успешности педагогической деятельности А.С. Макаренко можно
считать: - его
широкую образованность; -
критическое осмысление философского, психоло-педагогического и экономического
наследия; - овладение
диалектической логикой, в том числе логикой организации производственного
процесса; -
организацию сводных отрядов, деятельность которых основана на самоуправлении,
взаимной ответственности и взаимной зависимости; -
осуществление гендерного подхода к воспитанию; -
умение идти на оправданный риск. Таким
образом, трудовое воспитание в педагогике А.С. Макаренко обладает высокой
степенью продуктивности. Она была достигнута благодаря неординарности его
личности, убеждённости, оптимистичности и целеустремлённости, глубокой вере в
результаты педагогического труда, созданию действенной педагогической
технологии, направленной на социальное творчество, созидание. Библиографический список 1. Козлов И.Ф. Педагогический опыт
А.С.Макаренко: Кн. для учителя. М., 1987. 2. Макаренко А.С. Трудовое воспитание.
Вст. статья Л.Ю. Гордина. Мн., 1977. 3. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
4. Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании. Избранные педагогические произведения. Баку, 1988. |
|
||
|
|
|
|
|