|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6
марта 2008 г. Раздел 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО И.А. Матвеева Влияние марксизма
на теорию и практику Вопросы трудового воспитания рассматривались многими отечественными
и зарубежными педагогами. В педагогическом творчестве Антона Семёновича
Макаренко они занимают одно из центральных мест. Педагог постоянно касается
этих вопросов при анализе проблем и школьного, и семейного воспитания.
«Правильное советское воспитание, – говорит он, обращаясь к родителям, –
невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был
основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой
жизни и культуры» [1, с. 129]. Размышляя о роли
труда, педагог определил и условия его воспитательного влияния на личность,
так как далеко не всякий труд, по его мнению, является воспитывающим. Если
труд имеет характер «принудительного тяжёлого действия» и не доставляет
человеку радости и удовлетворения, он порождает только отрицательные эмоции.
То же происходит, когда труд плохо организован или не нацелен на весомые
результаты и не приносит никому ощутимой пользы. А если человек не приучен к
труду, не имеет никаких трудовых навыков, что он может испытать от трудового
процесса кроме отвращения и разочарования? В связи с этим А.С. Макаренко
выделил пять основных условий, способствующих благотворному влиянию труда на
личность, а значит имеющих воспитательной значение. Первое – ребёнок должен
быть подготовлен к трудовым усилиям. «Трудовая подготовка, воспитание
трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего
хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного
уровня, его благосостояния» [1, с. 129]. Второе – труд не должен
носить принудительного характера, он должен быть творческим. Научить молодёжь
творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей воспитателя. Такой
труд возможен только там, где к работе относятся с любовью, где понимают её
необходимость и пользу, где труд делается основной формой проявления личности
и таланта. Такое отношение к
труду, по мнению А.С. Макаренко, возможно только тогда,
когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа
не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл. Стремление
творчески трудиться говорит не только о любви к труду. Это одна из форм
проявления любви к людям. Любовь к труду рождается там, где учат в заурядной
работе находить то, что превращает её в дело служения людям, где польза и
серьёзность её очевидны, где учат поискам и вдохновенным замыслам, которые
делают труд увлекательным и радостным [1, с. 130]. Третье – труд должен
иметь нравственное значение, то есть воспитывать правильное отношение к
другим людям. «Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы,
который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов,
такой человек – самый безнравственный человек в советском обществе» [1, с.
130]. В труде должны проявляться совместные с другими трудовые усилия,
которые способствуют получению наилучших результатов и помогают испытать
радость взаимоподдержки, взаимопомощи, коллективной ответственности за
трудовые результаты. «Только участие в коллективном труде, – считает педагог,
– позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим
людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся,
возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от
труда» [1, с. 130]. Четвёртое – «главная
польза труда складывается в психическом, духовном развитии человека», которое
и «должно составлять главную особенность человека» [1, с. 130]. Такое
развитие может происходить только в том случае, если труд является не просто
работой, а включает в себя заботу о людях. Не случайно в воспитательных
учреждениях А.С. Макаренко использовалось большое разнообразие таких видов
детского труда, которые были направлены на улучшение жизни воспитанников,
создание благоприятных условий проживания, на заботу друг о друге. Пятое – труд должен
иметь, с одной стороны, личный, с другой – общественно-производственный
характер. То есть он должен быть связан с какими-то общественно-значимыми
целями и серьёзными результатами во имя общественного блага. В связи с этим
Макаренко резко критикует такой подход к организации детского труда, когда
ребёнку даётся только лёгкая работа. Всей своей практикой он доказывает, что
дети могут и должны участвовать в серьёзном производительном труде, овладевая
в его процессе сложными трудовыми навыками. В коммуне имени
Дзержинского было организовано сложное и серьёзное производство по
изготовлению фотоаппаратов ФЭД, которое открывало новые воспитательные
возможности, сила воспитательного воздействия которых заключалась в создании
материальных ценностей и в обретении детьми способностей к квалифицированному
труду. «В конечном итоге, освоив большое количество различных операций,
воспитанник действительно становился очень квалифицированным работником,
необходимым для широкого общественного, а не кустарного производства» [1, с.
80]. В своих идеях по организации трудового воспитания А.С. Макаренко
широко опирался на положения марксистской теории, о чём он сам неоднократно
заявлял в своих работах [2, с. 396]. Это прежде всего положение о роли труда,
которая трактуется классиками марксизма как «первое основное условие всей
человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле
должны сказать: труд создал самого человека» [4, с. 69], о преобразующем
влиянии творческого труда на формирование личности. Особенно большое значение
для А.С. Макаренко имела идея соединения воспитания с материальным
производством, провозглашенная в «Манифесте Коммунистической партии», где
чётко сказано, что «… при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным
возрастом и при прочих предупредительных мерах для защиты детей раннее
соединение производительного труда с обучением является одним из
могущественных средств переустройства современного общества» [3, с. 106]. Основоположники
научного коммунизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) признавали осуществление этой идеи
не только в качестве одного из средств увеличения общественного производства,
но и как единственного средства для производства всесторонне развитых людей,
что убедительно доказано практикой великого педагога. Его воспитанники не
только становились квалифицированными рабочими в цехах своего завода, они
проникались здесь чувством хозяина, ответственного за благосостояние коммуны,
которая благодаря их труду и доходам с производства жила на хозрасчёте. «Я вижу
полезность этого процесса производства в каждом отдельном его пункте для
воспитания характера человека, вышедшего из коммуны, – читаем мы у Макаренко.
– У меня бывают часто коммунары, вышедшие из коммуны, учащиеся в вузах и
приезжающие из города меня навестить. Это все люди, получающие или получившие
высшее образование. Там есть и историки, и геологи, и врачи, и инженеры, и
конструкторы и т.д. Но у всех в характере есть особая черта широты и
разносторонности взглядов, привычек, точек зрения и т.д.» [1, с. 82]. Остаётся только
пожалеть о том, что марксистские положения о трудовом воспитании никогда
серьёзно не брались в расчёт нашей системой образования и опыт А.С. Макаренко
до сих пор остаётся уникальным. Библиографический список 1. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. 2. Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании. М., 1952. 3. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные
произведения: В 3 т. Т. 4. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные
произведения: В 3 т. Т. |
|
||
|
|
|
|
|