«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

И.А. Матвеева

Влияние марксизма на теорию и практику
трудового воспитания А.С. Макаренко

Вопросы трудового воспитания рассматривались многими отечественными и зарубежными педагогами. В педагогическом творчестве Антона Семёновича Макаренко они занимают одно из центральных мест. Педагог постоянно касается этих вопросов при анализе проблем и школьного, и семейного воспитания. «Правильное советское воспитание, – говорит он, обращаясь к родителям, – невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры» [1, с. 129].

Размышляя о роли труда, педагог определил и условия его воспитательного влияния на личность, так как далеко не всякий труд, по его мнению, является воспитывающим. Если труд имеет характер «принудительного тяжёлого действия» и не доставляет человеку радости и удовлетворения, он порождает только отрицательные эмоции. То же происходит, когда труд плохо организован или не нацелен на весомые результаты и не приносит никому ощутимой пользы. А если человек не приучен к труду, не имеет никаких трудовых навыков, что он может испытать от трудового процесса кроме отвращения и разочарования? В связи с этим А.С. Макаренко выделил пять основных условий, способствующих благотворному влиянию труда на личность, а значит имеющих воспитательной значение.

Первое – ребёнок должен быть подготовлен к трудовым усилиям. «Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [1, с. 129].

Второе – труд не должен носить принудительного характера, он должен быть творческим.

Научить молодёжь творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей воспитателя. Такой труд возможен только там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается основной формой проявления личности и таланта.

Такое отношение к труду, по мнению А.С. Макаренко, возможно

только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл.

Стремление творчески трудиться говорит не только о любви к труду. Это одна из форм проявления любви к людям. Любовь к труду рождается там, где учат в заурядной работе находить то, что превращает её в дело служения людям, где польза и серьёзность её очевидны, где учат поискам и вдохновенным замыслам, которые делают труд увлекательным и радостным [1, с. 130].

Третье – труд должен иметь нравственное значение, то есть воспитывать правильное отношение к другим людям. «Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек в советском обществе» [1, с. 130]. В труде должны проявляться совместные с другими трудовые усилия, которые способствуют получению наилучших результатов и помогают испытать радость взаимоподдержки, взаимопомощи, коллективной ответственности за трудовые результаты. «Только участие в коллективном труде, – считает педагог, – позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [1, с. 130].

Четвёртое – «главная польза труда складывается в психическом, духовном развитии человека», которое и «должно составлять главную особенность человека» [1, с. 130]. Такое развитие может происходить только в том случае, если труд является не просто работой, а включает в себя заботу о людях. Не случайно в воспитательных учреждениях А.С. Макаренко использовалось большое разнообразие таких видов детского труда, которые были направлены на улучшение жизни воспитанников, создание благоприятных условий проживания, на заботу друг о друге.

Пятое – труд должен иметь, с одной стороны, личный, с другой – общественно-производственный характер. То есть он должен быть связан с какими-то общественно-значимыми целями и серьёзными результатами во имя общественного блага.

В связи с этим Макаренко резко критикует такой подход к организации детского труда, когда ребёнку даётся только лёгкая работа. Всей своей практикой он доказывает, что дети могут и должны участвовать в серьёзном производительном труде, овладевая в его процессе сложными трудовыми навыками.

В коммуне имени Дзержинского было организовано сложное и серьёзное производство по изготовлению фотоаппаратов ФЭД, которое открывало новые воспитательные возможности, сила воспитательного воздействия которых заключалась в создании материальных ценностей и в обретении детьми способностей к квалифицированному труду. «В конечном итоге, освоив большое количество различных операций, воспитанник действительно становился очень квалифицированным работником, необходимым для широкого общественного, а не кустарного производства» [1, с. 80].

В своих идеях по организации трудового воспитания А.С. Макаренко широко опирался на положения марксистской теории, о чём он сам неоднократно заявлял в своих работах [2, с. 396]. Это прежде всего положение о роли труда, которая трактуется классиками марксизма как «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [4, с. 69], о преобразующем влиянии творческого труда на формирование личности. Особенно большое значение для А.С. Макаренко имела идея соединения воспитания с материальным производством, провозглашенная в «Манифесте Коммунистической партии», где чётко сказано, что «… при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным возрастом и при прочих предупредительных мерах для защиты детей раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественных средств переустройства современного общества» [3, с. 106].

Основоположники научного коммунизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) признавали осуществление этой идеи не только в качестве одного из средств увеличения общественного производства, но и как единственного средства для производства всесторонне развитых людей, что убедительно доказано практикой великого педагога. Его воспитанники не только становились квалифицированными рабочими в цехах своего завода, они проникались здесь чувством хозяина, ответственного за благосостояние коммуны, которая благодаря их труду и доходам с производства жила на хозрасчёте.

«Я вижу полезность этого процесса производства в каждом отдельном его пункте для воспитания характера человека, вышедшего из коммуны, – читаем мы у Макаренко. – У меня бывают часто коммунары, вышедшие из коммуны, учащиеся в вузах и приезжающие из города меня навестить. Это все люди, получающие или получившие высшее образование. Там есть и историки, и геологи, и врачи, и инженеры, и конструкторы и т.д. Но у всех в характере есть особая черта широты и разносторонности взглядов, привычек, точек зрения и т.д.» [1, с. 82].

Остаётся только пожалеть о том, что марксистские положения о трудовом воспитании никогда серьёзно не брались в расчёт нашей системой образования и опыт А.С. Макаренко до сих пор остаётся уникальным.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

2. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952.

3. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1. М., 1966.

4. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М., 1966.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению