«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 2

 

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Н.М. Борщёва, М.А. Драгошанская

Методы и формы социально-педагогического воздействия
на подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях

Процесс реабилитации несовершеннолетних правонарушителей выступает, с одной стороны, как процесс приобщения подростка к культуре, а с другой – как процесс индивидуального развития и коррекции поведения личности. В отечественной педагогике всегда были спорные вопросы в области организации воспитательного процесса с несовершеннолетними правонарушителями, а также в области индивидуальной и коллективной работы с такими подростками. По мнению А.С. Макаренко, индивидуальный подход не означает «возню с уединённой капризничающей личностью». «Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывает и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер...» – писал педагог [2, с. 62–65].С другой стороны, он понимал, что мнение сверстников для подростка значит намного больше, чем мнение воспитателя. Поэтому большое значение в организации воспитательного процесса приобретает коллектив осуждённых. А.С. Макаренко пришёл к выводу, что именно коллектив является воспитателем личности. Он разработал законченную теорию формирования детского коллектива и развития личности в коллективе и через коллектив, заложив тем самым основы комплексного подхода к организации воспитательного процесса, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей и коллектива вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают механизмами социально-позитивного поведения.

Использование возможностей коллектива для воздействия на отдельную личность не исключает целенаправленного личного воздействия воспитателя на каждого отдельного осуждённого. Для этого, с точки зрения Макаренко, следует применять такие методы, как метод убеждения (переубеждения), метод упражнения (переучивания), метод поощрения и наказания, метод «взрыва», метод торможения.

Метод убеждения (переубеждения) выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Убеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на её сознание возникает чувство неудовлетворённости, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, воспитатель помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворённости и изменить образ жизни, осмысление подростком своего поведения с позицией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта. Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата, если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого, реальными поступками и действиями окружающих. Метод убеждения эффективен в том случае, если он исходит от человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и установки воспитанника. Также необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений. Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные, но ложно толкуемые доводы. Признание частичной правоты облегчает подростку отказ от неправильного в целом убеждения.

Убеждение может реализоваться через рассказ, лекцию, беседу, диспут, положительный пример. Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от лица воспитателя. Рассказ используется для работы с младшими детьми, он непродолжителен по времени, основан на ярких примерах. Лекция применяется для детей более старшего возраста. В ней раскрываются, как правило, более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг и т.д.). Беседа и диспут – диалогические формы метода, важное место при их использовании занимает работа самих детей. При проведении беседы вопросы задаёт не только воспитатель, но и сами подростки. Диспут – метод, способствующий формированию самостоятельных суждений. Диспут выявляет разные точки зрения несовершеннолетних осуждённых на этические проблемы. Роль воспитателя сводится к руководству полемикой. Положительный пример – метод, учитывающий нравственный идеал подростка т.е. внутренне принятый образ, который становится регулятором поведения подростка. Избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития.

Важным аспектом метода переубеждения является его связь с методами переучивания и закрепления в опыте положительного поведения.

Устранение отрицательных привычек, исправление нездоровых потребностей и отучение от неправильных действий у подростков совершается с помощью метода упражнения или переучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвязи с переубеждением.

Переучивание состоит из двух частей – отучения и приучения. Исправление личности всегда совершается при замене или компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т.е. взамен дурных привычек формируются здоровые, взамен неправильных действий – рациональные, нравственные.

Первая часть метода переучивания – отучение, осуществляется приёмами запрета, контроля, проверки выполнения предписаний и требует одновременных, скоординированных педагогических действий:

·          категорического запрещения делать что-то и в то же время глубокой мотивации такого запрета;

·          недопущения проявления дурных привычек, потребностей, неправильного поведения и одновременно создания благоприятных условий для проявления нравственных привычек и здоровых потребностей;

·          формирования в общественном мнении коллектива и у каждого
воспитанника нетерпимого отношения к отрицательному поведению,
нездоровым потребностям и привычкам.

При переучивании важно избегать следующих ошибок:

·          навязывать свою волю и мнение как единственно правильное;

·          постоянно указывать на одни и те же недостатки несовершеннолетнего осуждённого. Это вызывает озлобление и может привести к обратному результату – к нервному срыву.

Нельзя требовать и мгновенного отказа от дурной привычки или порока: возможен рецидив. Отучение должно завершаться приучением. Воспитание привычек требует многократных действий и повторений.

Сложность работы воспитателя в исправительном учреждении заключается в том, что нравственные привычки большинства подростков, с которыми он работает, подчас или не сформированы или имеют вредные свойства. Поэтому метод переучивания (упражнения) является одним из основных.

 В целом переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода тесно связаны между собой.

Отношение к методам поощрения и наказания в отечественной педагогике было неоднозначным. Так, А.С. Макаренко утверждал, что наказывать надо обязательно, это не только право, но и обязанность педагога [3, с. 251–264]. В то же время другой выдающийся педагог – В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания не должно быть места наказанию. А.С. Макаренко подчёркивал, что замечания нельзя делать спокойным голосом, воспитанник должен чувствовать возмущение педагога [3, с. 442–449]. В.А. Сухомлинский был убеждён, что слово педагога должно прежде всего успокаивать. Поощрение и наказание направлены к одной цели – формированию определённых нравственных качеств поведения и характера несовершеннолетнего осуждённого. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, наказание осуждает неправильные действия и поступки. К поощрениям в перевоспитании предъявляются такие требования:

- поощрение должно быть индивидуализированным;

- поощрение должно исходить от коллектива или от того лица, пользующегося авторитетом у данного подростка;

- поощрять надо лишь те действия и поступки несовершеннолетнего осуждённого, которые требуют от него воли и трудолюбия;

- поощрения должны помочь подростку понять свои положительные качества, поверить в себя, побудить желание стать лучше.

В то время как поощрение направлено на подкрепление положительных действий подростка, наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение подростка. Наказание связано с отрицательным самочувствием, неприятным переживанием совершённого поступка. Наказание и поощрение напоминают несовершеннолетнему осуждённому о неизбежной связи между поступком и его последствиями [4, с. 307–316].

Специфическим методом перевоспитания, разработанным А.С. Макаренко, является метод «взрыва». Педагог замечал, что перестройка духовного мира личности эволюционным путём малоэффективна и чрезвычайно тяжела и для воспитателя, и для воспитанника. Метод «взрыва» применяется в естественных условиях, в реальной обстановке. Он сильно действует на самочувствие личности, обостряет положительные и отрицательные переживания, поэтому применяют его редко, в крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать жизнь детей в «нервную горячку». «Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а её испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом. При этом чётко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Ошеломлённый бурей чувств, подросток впадает в стрессовое состояние, разрушается отрицательный стереотип, уничтожаются связи между отдельными элементами трудновоспитуемости. Тогда-то и возникают благоприятные предпосылки для эффективного воздействия других методов перевоспитания. «Взрыв» лишает воспитанника возможности сопротивляться требованиям, предъявляемым к нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера строить новый, с использованием добротного «строительного материала». Метод «взрыва» требует, чтобы воспитатель тщательно изучил психологию и особенности подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его качества, на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.

Метод «взрыва» успешно осуществляется только там, где он применяется в связи с другими методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время начинает новый этап в формировании характера. Поэтому за методом «взрыва» должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.

Приёмы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, предъявления повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно даётся и осуждение, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение нужно человеку повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, особенно в спорах и ссорах. Приёмы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают сверстники, коллектив.

В целом торможение призвано выполнять три функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить недостатки саморегулированием поведения. Указанные моменты в перевоспитании правонарушителя сложно разграничить между собой. Они тесно взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достичь многого в осуществлении поставленной цели – перевоспитания молодого человека, воспитания в нём общественно-полезных, социально значимых черт характера.

На основе представленных выше методов воспитания были разработаны такие новые методы педагогического воздействия, как «реконструкция характера», метод регулирования межличностных отношений и др.

В перевоспитании далеко не всегда необходимо целостное изменение личности. Важно исправить отдельные отрицательные элементы характера, сохранив его здоровую основу.

Такой метод можно назвать «реконструкцией характера».

Он характеризуется следующими признаками: в духовном мире личности несовершеннолетнего осуждённого сохраняется фонд её положительных качеств, из него вычленяются те главные элементы, которые следует в первую очередь развивать и совершенствовать; а качества, ложно понимаемые подростком как положительные, видоизменяются так, чтобы в них появилось здоровое начало.

Отрицательные качества, которые необходимо устранить, становятся объектом критики товарищей, авторитетных взрослых. С их помощью осуществляется переубеждение, формируется у трудного подростка нетерпимое отношение к своим недостаткам. Во всём образе жизни воспитанника максимально полно проявляются и применяются его положительные качества и в то же время создаются условия, при которых недостатки и отрицательные качества становятся неприменимыми. Такой метод обеспечивается при следующих условиях: постоянное участие осуждённого подростка в социально полезной деятельности; самовоспитание учащегося; наличие постоянных положительных примеров.

Метод регулирования межличностных отношений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на сферу межличностного общения, регулировать те из них, которые складываются у подростка с работниками колоний, с другими осуждёнными, с родными. Воспитательное воздействие дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами. Особое значение имеет осуществление контакта с семьёй. Немаловажная роль в этом принадлежит воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимых случаях связи с семьёй, соответствующее отношение членов семей к наказанному подростку. Особенно важно правильно использовать для воспитательного воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно подготавливать. Перед свиданием воспитатель информирует их о тех изменениях, которые произошли в психологии данной личности, о возможных путях укрепления в ней положительных интересов и качеств.

Воспитательно-профилактические мероприятия должны носить комплексный характер, так как только разносторонний подход к личности как единому целому, сочетание влияний на её различные стороны ведут к максимальным конечным результатам. Практика показывает, что профилактическое воздействие лишь на одну из сторон характера подростка при недооценке других ведёт к иллюзорному эффекту, к торможению развития позитивных черт личности в целом. При комплексном характере воздействий внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних изменениях личности, способствуют её позитивному развитию. В то же время для объективной оценки результатов надо чётко знать критерии эффективности воспитательно-профилактического воздействия.

Отечественные педагоги и психологи подчёркивают, что гуманизация и педагогизация воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях должна быть построена на здравом и реалистическом анализе обстановки, «на разумном гуманизме» [1; 4 и др.].

 

Библиографический список

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2003.

2. Макаренко А.С. Методы организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко Педагогические сочинения: В 8 т. Т.1. М., 1983.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1984.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы / Под общ. ред. Ю.В. Чуфаровского. М., 2005.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению