|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 2 ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО И В СОВРЕМЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Н.М. Борщёва, М.А. Драгошанская Методы и формы
социально-педагогического воздействия Процесс реабилитации несовершеннолетних правонарушителей выступает,
с одной стороны, как процесс приобщения подростка к культуре, а с другой –
как процесс индивидуального развития и коррекции поведения личности. В
отечественной педагогике всегда были спорные вопросы в области организации
воспитательного процесса с несовершеннолетними правонарушителями, а также в области
индивидуальной и коллективной работы с такими подростками. По мнению А.С.
Макаренко, индивидуальный подход не означает «возню с уединённой
капризничающей личностью». «Под флагом индивидуального подхода не следует
протаскивать мещанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог,
который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу,
подыгрывает и сюсюкает вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер...» – писал педагог [2, с. 62–65].С
другой стороны, он понимал, что мнение сверстников для подростка
значит намного больше, чем мнение воспитателя. Поэтому большое значение в
организации воспитательного процесса приобретает коллектив осуждённых. А.С.
Макаренко пришёл к выводу, что именно коллектив является воспитателем
личности. Он разработал законченную теорию формирования детского коллектива и
развития личности в коллективе и через коллектив, заложив тем самым основы
комплексного подхода к организации воспитательного процесса, который
заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей и
коллектива вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают
механизмами социально-позитивного поведения. Использование возможностей коллектива для воздействия на отдельную
личность не исключает целенаправленного личного воздействия воспитателя на
каждого отдельного осуждённого. Для этого, с точки зрения Макаренко, следует
применять такие методы, как метод убеждения (переубеждения), метод упражнения
(переучивания), метод поощрения и наказания, метод «взрыва», метод торможения. Метод убеждения (переубеждения) выступает как
самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности
других методов. Убеждение одновременно направлено на изменение сознания,
жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия
на её сознание возникает чувство неудовлетворённости, отвращение к плохому в
себе. Активизируя нравственные чувства, воспитатель помогает воспитаннику
осознать причины эмоциональной неудовлетворённости и изменить образ жизни,
осмысление подростком своего поведения с позицией нравственных требований.
Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных
способствуют формированию социально ценного жизненного опыта. Словесные воспитательные
влияния не дают положительного результата, если они не подкреплены новым
практическим опытом трудновоспитуемого, реальными поступками и действиями
окружающих. Метод убеждения эффективен в том случае, если он исходит от
человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить
неправильные взгляды и установки воспитанника. Также необходимо учитывать
психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный
опыт. Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.
Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные,
но ложно толкуемые доводы. Признание частичной правоты облегчает подростку
отказ от неправильного в целом убеждения. Убеждение может
реализоваться через рассказ, лекцию, беседу, диспут, положительный пример.
Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от лица
воспитателя. Рассказ используется для работы с младшими детьми, он
непродолжителен по времени, основан на ярких примерах. Лекция применяется для
детей более старшего возраста. В ней раскрываются, как правило, более сложные
нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг и т.д.). Беседа и диспут –
диалогические формы метода, важное место при их использовании занимает работа
самих детей. При проведении беседы вопросы задаёт не только воспитатель, но и
сами подростки. Диспут – метод, способствующий формированию самостоятельных
суждений. Диспут выявляет разные точки зрения несовершеннолетних осуждённых
на этические проблемы. Роль воспитателя сводится к руководству полемикой. Положительный
пример – метод, учитывающий нравственный идеал подростка т.е. внутренне
принятый образ, который становится регулятором поведения подростка. Избранный
им идеал поведения становится движущей силой его развития. Важным аспектом метода переубеждения является его связь с
методами переучивания и закрепления в опыте положительного поведения. Устранение отрицательных привычек,
исправление нездоровых потребностей и отучение от неправильных действий у
подростков совершается с помощью метода упражнения или
переучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвязи с переубеждением.
Переучивание состоит из двух частей – отучения и
приучения. Исправление личности всегда совершается при замене или компенсации
устраняемого отрицательного – положительным, т.е. взамен дурных привычек
формируются здоровые, взамен неправильных действий – рациональные, нравственные. Первая часть метода переучивания – отучение,
осуществляется приёмами запрета, контроля, проверки выполнения предписаний и
требует одновременных, скоординированных педагогических действий: ·
категорического запрещения делать что-то и в то же
время глубокой мотивации такого запрета; ·
недопущения проявления дурных привычек, потребностей,
неправильного поведения и одновременно создания благоприятных условий для проявления
нравственных привычек и здоровых потребностей; ·
формирования в общественном мнении коллектива и у
каждого При переучивании важно избегать следующих ошибок: ·
навязывать свою волю и мнение как единственно
правильное; ·
постоянно указывать на одни и те же недостатки
несовершеннолетнего осуждённого. Это вызывает озлобление и может привести к обратному
результату – к нервному срыву. Нельзя требовать и мгновенного отказа от дурной привычки
или порока: возможен рецидив. Отучение должно завершаться приучением. Воспитание
привычек требует многократных действий и повторений. Сложность работы воспитателя в исправительном учреждении заключается
в том, что нравственные привычки большинства подростков, с которыми он
работает, подчас или не сформированы или имеют вредные свойства. Поэтому
метод переучивания (упражнения) является одним из основных. В целом
переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два
метода тесно связаны между собой. Отношение к методам поощрения
и наказания в отечественной педагогике было неоднозначным. Так, А.С.
Макаренко утверждал, что наказывать надо обязательно, это не только право, но
и обязанность педагога [3, с. 251–264]. В то же время другой выдающийся
педагог – В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания не должно быть
места наказанию. А.С. Макаренко подчёркивал, что замечания нельзя делать спокойным
голосом, воспитанник должен чувствовать возмущение педагога [3, с. 442–449].
В.А. Сухомлинский был убеждён, что слово педагога должно прежде всего
успокаивать. Поощрение и наказание направлены к одной цели – формированию определённых
нравственных качеств поведения и характера несовершеннолетнего осуждённого.
Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение
действий и поступков, наказание осуждает неправильные действия и поступки. К
поощрениям в перевоспитании предъявляются такие требования: - поощрение должно быть индивидуализированным; - поощрение
должно исходить от коллектива или от того лица, пользующегося авторитетом у данного
подростка; - поощрять надо лишь те действия и поступки несовершеннолетнего
осуждённого, которые требуют от него воли и трудолюбия; - поощрения должны помочь подростку понять свои положительные
качества, поверить в себя, побудить желание стать лучше. В то время как
поощрение направлено на подкрепление положительных действий подростка,
наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение подростка. Наказание
связано с отрицательным самочувствием, неприятным переживанием совершённого
поступка. Наказание и поощрение напоминают несовершеннолетнему осуждённому о
неизбежной связи между поступком и его последствиями [4, с. 307–316]. Специфическим методом перевоспитания, разработанным А.С. Макаренко,
является метод
«взрыва». Педагог замечал, что перестройка духовного мира
личности эволюционным путём малоэффективна и чрезвычайно тяжела и для
воспитателя, и для воспитанника. Метод «взрыва» применяется в естественных
условиях, в реальной обстановке. Он сильно действует на самочувствие
личности, обостряет положительные и отрицательные переживания, поэтому применяют
его редко, в крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать
жизнь детей в «нервную горячку». «Взрывается» не внутренний мир личности в
целом, а её испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв»
предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом. При этом чётко
ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива,
или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Ошеломлённый
бурей чувств, подросток впадает в стрессовое состояние, разрушается
отрицательный стереотип, уничтожаются связи между отдельными элементами
трудновоспитуемости. Тогда-то и возникают благоприятные предпосылки для
эффективного воздействия других методов перевоспитания. «Взрыв» лишает
воспитанника возможности сопротивляться требованиям, предъявляемым к нему
коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера строить
новый, с использованием добротного «строительного материала». Метод «взрыва»
требует, чтобы воспитатель тщательно изучил психологию и особенности
подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его качества,
на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника. Метод «взрыва»
успешно осуществляется только там, где он применяется в связи с другими
методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время начинает
новый этап в формировании характера. Поэтому за методом «взрыва» должны
следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств. Приёмы метода
торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, предъявления
повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую
форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно даётся
и осуждение, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение
на будущее в целях предотвращения повторения поступка. Однако и само
поведение несовершеннолетнего нельзя рассматривать вне связи с формированием
привычки тормозить себя. Торможение нужно человеку повседневно, и оно должно
быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и
психическом движении, особенно в спорах и ссорах. Приёмы торможения могут
оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают сверстники,
коллектив. В целом
торможение призвано выполнять три функции: помочь осознать свои недостатки,
понять их нетерпимость, устранить недостатки саморегулированием поведения.
Указанные моменты в перевоспитании правонарушителя сложно разграничить между
собой. Они тесно взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достичь многого в
осуществлении поставленной цели – перевоспитания молодого человека,
воспитания в нём общественно-полезных, социально значимых черт характера. На основе представленных выше методов воспитания были
разработаны такие новые методы педагогического воздействия, как «реконструкция
характера», метод регулирования межличностных отношений и др. В перевоспитании
далеко не всегда необходимо целостное изменение личности. Важно исправить
отдельные отрицательные элементы характера, сохранив его здоровую основу. Такой метод можно
назвать «реконструкцией характера». Он
характеризуется следующими признаками: в духовном мире личности
несовершеннолетнего осуждённого сохраняется фонд её положительных качеств, из
него вычленяются те главные элементы, которые следует в первую очередь
развивать и совершенствовать; а качества, ложно понимаемые подростком как
положительные, видоизменяются так, чтобы в них появилось здоровое начало. Отрицательные качества, которые необходимо устранить,
становятся объектом критики товарищей, авторитетных взрослых. С их помощью осуществляется
переубеждение, формируется у трудного подростка нетерпимое отношение к своим
недостаткам. Во всём образе жизни воспитанника максимально полно проявляются
и применяются его положительные качества и в то же время создаются условия,
при которых недостатки и отрицательные качества становятся неприменимыми. Такой
метод обеспечивается при следующих условиях: постоянное участие осуждённого
подростка в социально полезной деятельности; самовоспитание учащегося;
наличие постоянных положительных примеров. Метод регулирования межличностных отношений. Воспитатель имеет большую возможность
влиять на сферу межличностного общения, регулировать те из них, которые
складываются у подростка с работниками колоний, с другими осуждёнными, с
родными. Воспитательное воздействие дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими
наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами. Особое
значение имеет осуществление контакта с семьёй. Немаловажная роль в этом принадлежит
воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимых случаях связи с
семьёй, соответствующее отношение членов семей к наказанному подростку.
Особенно важно правильно использовать для воспитательного воздействия свидания
с родственниками, которые надо тщательно подготавливать. Перед свиданием
воспитатель информирует их о тех изменениях, которые произошли в психологии
данной личности, о возможных путях укрепления в ней положительных интересов и
качеств. Воспитательно-профилактические мероприятия должны носить
комплексный характер, так как только разносторонний подход к личности как
единому целому, сочетание влияний на её различные стороны ведут к
максимальным конечным результатам. Практика показывает, что профилактическое
воздействие лишь на одну из сторон характера подростка при недооценке других ведёт
к иллюзорному эффекту, к торможению развития позитивных черт личности в
целом. При комплексном характере воздействий внешние факторы наиболее
эффективно находят преломление во внутренних изменениях личности,
способствуют её позитивному развитию. В то же время для объективной оценки
результатов надо чётко знать критерии эффективности
воспитательно-профилактического воздействия. Отечественные педагоги и психологи подчёркивают, что гуманизация
и педагогизация воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях должна
быть построена на здравом и реалистическом анализе обстановки, «на разумном
гуманизме» [1; 4 и др.]. Библиографический список
1.
Галагузова М.А. Социальная
педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под
общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2003. 2. Макаренко А.С. Методы организации воспитательного
процесса // А.С. Макаренко Педагогические сочинения: В 8 т. Т.1. М., 1983. 3.
Макаренко А.С. Педагогическая
поэма. М., 1984. 4.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая
психология. Вопросы и ответы / Под общ. ред. Ю.В. Чуфаровского. М., 2005. |
|
||
|
|
|
|
|