|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 3 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Л.Г. Попова Актуальность
педагогических взглядов А.С. Макаренко На
протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации и воспитания
человека. Вопрос о её роли в формировании человека привлекал внимание учёных
и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон,
утверждали, что всё зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство
произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в семье. В
разработку проблемы семейного воспитания много нового внёс А.С. Макаренко.
Своим фундаментальным трудом «Книга для родителей» он открыл новые страницы в
теории семейного воспитания. А.С.
Макаренко настойчиво проводил мысль, что к воспитанию детей необходимо
относиться с чувством ответственности, как родители относятся к своей хорошо
выполненной работе. Говоря о родительской любви к своим детям, педагог учил
любить детей не любовью сегодняшнего дня, а любить будущее своего ребёнка:
его счастье, жизнь и радость. Главнейшим
условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого
коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где
царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место чёткий режим и трудовая
деятельность. Каждая семья, говорил Макаренко, ведёт своё хозяйство, ребёнок
– член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних
лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной
деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной
хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность,
заботливость, бережливость, ответственность. Важное
место в семейном воспитании детей А.С. Макаренко отводил родительскому
авторитету. В семье не должно быть криков, деспотичных форм требований. А.С.
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов
родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным
основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и
поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими
детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Большого
внимания заслуживают мысли педагога о трудовом воспитании детей в семье. Он
советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а
постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети
длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети обычно
стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе
ребёнка. Воспитатель, не учитывающий этого, нарушает и сдерживает процесс
социализации личности. В
«Лекциях о воспитании детей» Макаренко много говорил о дисциплине, без
которой человек не может быть полноценным членом общества. В семейной
педагогике зачастую встречается ограниченное понимание дисциплины только как
дисциплины послушания. Она обычно ограничивается отрицательными требованиями:
«не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т.д. Подобному пониманию дисциплины
А.С. Макаренко противопоставлял своё требование активной дисциплины, или, как
он выражался, «дисциплины борьбы и преодоления». Дисциплина
в трактовке Макаренко, – это не только дисциплина торможения, но и дисциплина
стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет
к новым победам и достижениям. А.С. Макаренко тесно связывал вопрос о
дисциплине с воспитанием воли, мужества, твёрдого характера, которые
формируются прежде всего в семейных условиях. В
современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание
рассматривается по-макаренковски как процесс педагогического взаимодействия
родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых
социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности
ребёнка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств. И
в этом плане особую актуальность приобретает всё, что сконцентрировано А.С.
Макаренко в работах по семейному воспитанию. |
|
||
|
|
|
|
|