«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Л.Г. Попова

Актуальность педагогических взглядов А.С. Макаренко
на организацию семейного воспитания детей

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации и воспитания человека. Вопрос о её роли в формировании человека привлекал внимание учёных и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в семье.

В разработку проблемы семейного воспитания много нового внёс А.С. Макаренко. Своим фундаментальным трудом «Книга для родителей» он открыл новые страницы в теории семейного воспитания.

А.С. Макаренко настойчиво проводил мысль, что к воспитанию детей необходимо относиться с чувством ответственности, как родители относятся к своей хорошо выполненной работе. Говоря о родительской любви к своим детям, педагог учил любить детей не любовью сегодняшнего дня, а любить будущее своего ребёнка: его счастье, жизнь и радость.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место чёткий режим и трудовая деятельность. Каждая семья, говорил Макаренко, ведёт своё хозяйство, ребёнок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность.

Важное место в семейном воспитании детей А.С. Макаренко отводил родительскому авторитету. В семье не должно быть криков, деспотичных форм требований. А.С. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.

Большого внимания заслуживают мысли педагога о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребёнка. Воспитатель, не учитывающий этого, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко много говорил о дисциплине, без которой человек не может быть полноценным членом общества. В семейной педагогике зачастую встречается ограниченное понимание дисциплины только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивается отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т.д. Подобному пониманию дисциплины А.С. Макаренко противопоставлял своё требование активной дисциплины, или, как он выражался, «дисциплины борьбы и преодоления».

Дисциплина в трактовке Макаренко, – это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям. А.С. Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твёрдого характера, которые формируются прежде всего в семейных условиях.

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается по-макаренковски как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребёнка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств. И в этом плане особую актуальность приобретает всё, что сконцентрировано А.С. Макаренко в работах по семейному воспитанию.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению