|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6
марта 2008 г. Раздел 3 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Е. А. Широкова, Н.В. Евсеева К проблеме
методов воспитания Под методами
воспитания сегодня мы понимаем «общественно обусловленное, педагогически
целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого (родителей и детей,
учителя и ученика, социального педагога и воспитуемого), способствующее
организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность
средств и приёмов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и
регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение определённой
цели воспитания, исправления, перевоспитания» [6, с.153]. В
своей статье мы не случайно обращаемся к методам воспитания А.С. Макаренко,
так как в его практике использовался такой арсенал разнообразных методов,
приёмов и средств воспитательного воздействия на ребёнка, который сегодня по
праву можно считать основой социальной педагогики. Многие из них
символизируют новые подходы и новое отношение к воспитаннику, отражающие
гуманистические тенденции в педагогике, оптимистический взгляд на
развивающуюся личность, восприятие этой личности как субъекта собственного
развития. В
современной педагогике существует трактовка метода воспитания, и как способа
«профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения
образовательно-воспитательных задач» [5, с. 330]. Именно такие позиции в
воспитании характерны для педагога Макаренко: не столько воздействие, сколько
взаимодействие с воспитанником, которое стимулирует его собственные
возможности к развитию. Надо сказать, что это самая непростая позиция,
призванная побудить ребёнка задуматься над своими действиями и зачастую
пересмотреть их. Самая распространённая и популярная в настоящее время
классификация методов воспитания включает в себя следующие группы [5, с.
331]: -
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод
примера); - методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое
требование, инструкции, иллюстрации и демонстрации); -
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание и др.); -
методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании. Каждая
из этих групп проявляется в практической деятельности А.С. Макаренко. И вполне
возможно, что данная классификация возникла на основе изучения опыта великого
педагога. Во всяком случае в одной из первых книг по методике воспитательной
работы в школе её автор Н.И. Болдырев, говоря о классификации методов
воспитания, постоянно ссылается на Макаренко [1, с. 78–88]. Не
задаваясь целью перечислять и иллюстрировать все методы воспитания по его
произведениям, мы хотим остановиться на главном: на что же современным
социальным педагогам нужно ориентироваться в проблеме методов воспитания, если
подходить к ней по-макаренковски. А.С.
Макаренко выдвинул ряд положений, которые и должны служить для нас
ориентиром. Первое положение – о
взаимосвязи методов с целью воспитания. Макаренко считал метод воспитания
средством достижения воспитательной цели. «Мы не можем допустить никакого
средства, которое не вело бы к поставленной нами цели», – писал он [3, с.
248]. Следовательно, при выборе конкретного метода воспитания необходимо
прежде всего исходить из того, какую воспитательную цель ты преследуешь. Второе его положение связано с
использованием метода не как уединённого средства, а во взаимосвязи с другими
методами, с их гармонизацией, поскольку «Никакое средство вообще, какое бы ни
взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем
его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса
влияний» [2, с. 33]. В его практике мы постоянно сталкиваемся именно с
комплексными влияниями на личность, при которых наряду с методами убеждения
педагогом используются методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности,
контроля и самоконтроля. Третье положение – о
необходимости использования методов воспитания на психологической основе, то
есть учитывая психологию каждого ребёнка. На его основе осуществлялось
вовлечение детей в производительный труд, осознание пользы которого также
стимулировало воспитанников и помогало им испытывать рабочую гордость за
результаты своего труда. А этими результатами была возможность содержать
колонию на хозрасчёте, откладывать деньги на дальнейшее обучение
воспитанников на рабфаке и в вузах, что, конечно, было предметом особой
гордости всех. Четвёртое положение – об
использовании методов воспитания таким образом, чтобы в основе каждого метода
лежало уважение к личности. Выражение А.С. Макаренко о том, что к ребёнку
нужно проявлять как можно больше требований и как можно больше уважения,
давно стало аксиомой в педагогике. Пятое положение связано с
требованием педагога тщательно инструментировать каждый используемый метод. В
связи с этим он формулирует для себя подробные требования ко всем методам
воспитания. Сегодня ими можно руководствоваться как своеобразными
инструкциями. Представим это на примере требований к наказанию, которое
Макаренко считает «формой воздействия коллектива либо в виде прямых его
решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы
оберегать его интересы [3, с.185]: а)
оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое
страдание; б)
оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что всё дело в
том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря если он знает, что и
почему коллектив от него требует; в) наказание
должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются
интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идёт на это
нарушение, пренебрегая требования коллектива; г)
наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет,
что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок
(конечно, если это заявление не является прямым обманом); д) в
наказании является важным не столько самое содержание наложенных процедур,
сколько самый факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение
коллектива; е)
наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что он
наказывается, и понимать смысл наказания. Шестое
положение указывает на то, что выбранный воспитателем метод должен
воздействовать не только на отдельную личность, но и на весь коллектив, а
через коллектив должно ощущаться влияние на каждую личность. Нельзя
не отметить, что среди многообразия методов особое место в системе А.С.
Макаренко занимает организация общественно значимой деятельности
воспитанников, которая поднимает их в собственных глазах и интересна для
каждого тем, что она приносит кому-то пользу. Читаем в «Педагогической
поэме»: «Охрана государственного леса очень подняла нас в собственных глазах,
доставила нам чрезвычайно занятную работу и, наконец, приносила значительные
выгоды» [4, с. 18]. А как зажигали ребят дела, направленные на заботу о
колонии! Сколько замечательных строк в его произведениях отражают это.
Например: «Осенью мы всё-таки сеяли жито во второй колонии. Агрономами были
все. Калина Иванович мало понимал в сельском хозяйстве, остальные понимали
ещё меньше, но работать за плугом и за сеялкой, была у всех охота» [4, с.
44]. Огромное
значение А.С. Макаренко придавал игре в жизни ребёнка, и она выступает в его
методике одним из ведущих методов воспитания. На практике игра пронизывает
всю жизнь его воспитанников. Она ярко проявляется в традициях и ритуалах, в
элементах военизации, в организации разных видов деятельности и т.д. К игре
как методу воспитания предъявляются особые требования: «Игра должна
заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в
футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он
приближается к какой-то лишь ступеньке воображения, фантазии. Он что-то из
себя немного изображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя.
Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как
педагог, должен с ним немножко играть. Если я буду только приучать,
требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не
близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех
коллег» [3, с. 262]. Для
А.С. Макаренко характерно то, что он в своём творчестве широко использовал в
качестве методов воспитания самоуправление. В его практике воспитательными
методами становились доброта, доверие, ирония, мобилизация детей на
достижение перспективных линий, даже общее собрание колонистов и т.д. По его
мнению, общее собрание было ценно в первую очередь тем, что оно прекрасно воспитывало
чувство ответственности за принятое на нём решение, вырабатывая вместе с тем
общественное мнение большого коллектива. Колонист не чувствовал себя простым
потребителем материальных благ, предоставляемых ему государством, не был
неподвижным объектом воспитания, он был активным членом коллектива, растущего
вместе с ним, хозяином, заинтересованным в успехе общего дела. Отводя чрезвычайно важное место эстетическому
воспитанию, и понимая его весьма широко, Макаренко включал в него не только
такие бесспорные средства эстетического воздействия, как хорошая книга,
посещение театра и кино, живопись, музыка (духовой оркестр коммуны имени
Дзержинского исполнял сложные классические произведения и считался одним из
лучших на Украине), но и менее очевидные. Обилие цветов на территории и в
помещениях, натёртые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах,
аккуратная одежда и причёска – всё это были те самые «принципиальные мелочи»,
которые входили в общую продуманную систему его методов. И это являлось ещё
одним, немаловажным способом создания образа «нового» человека. Своеобразным методом воспитания в учреждениях
Макаренко выступала и сплочённость педагогического коллектива и коллектива
воспитанников, когда воспитатели нередко ставили себя на один уровень с ребятами.
«По
нашим правилам, воспитатель обязан был обедать вместе с колонистами». Кроме
того, каждый вечер они собирались и обсуждали проблемы, рассказывали истории,
читали – и это тоже стало своеобразной
традицией колонии: «…в спальнях после вечернего чая нас с нетерпением ожидали
знакомые остроглазые весёлые рожи колонистов с огромными запасами всяких
рассказов, небылиц и былей, всяких вопросов, злободневных, философских,
политических и литературных, с разными играми, начиная от «кота и мышки» и кончая «вором и доносчиком». Тут же разбирались
и разные случаи нашей жизни, подобные вышеописанным, перемывались косточки
соседей-хуторян, проектировались детали ремонта и будущей нашей счастливой
жизни во второй колонии» [4, с. 38–39]. Каким будет наше будущее, с нашими
воспитанниками? Это во многом зависит от педагогического мастерства каждого.
А оно напрямую связано со знаниями методов воспитания и умениями владеть
этими методами. У кого, как не у А.С. Макаренко, мы можем этому поучиться? Помимо действенных методов Антона Семёновича,
он возрождал традиции, характерные для коллектива колонистов. Одной из них
являла сплочённость
Библиографический список 1. Болдырев
Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов. М., 1981. 2. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. 3. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952. 4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1981. 5. Сластёнин В.А.
и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 6. Словарь по социальной
педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / |
|
||
|
|
|
|
|