|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО К.А. Шарапова Сущность
коллективистского воспитания Сущность
коллективистского воспитания давно определена в теории педагогики. Оно
призвано способствовать формированию личности, которая способна жить для
общества, строить с этим обществом нравственные человеческие отношения. На
этом, в конечном счёте, сходятся философы, социологи, психологи и педагоги.
Эта мысль красной нитью проходит в работах А.С. Макаренко, и вся его практика
была нацелена именно на коллективистское воспитание личности. Казалось бы, зачем нам сегодня обращаться к
этой проблеме, если и так всё ясно? Да, человек – существо общественное. Он
не может строить свою жизнь без учёта общественных интересов, общественных
идеалов, норм и принципов. В связи с ярко выраженной общественной
устремлённостью воспитания в советские времена один из ведущих принципов
провозглашал общественное выше личного. И это казалось совершенно
естественным, так как идеалом считался человек, живущий во имя общественного
блага, главной целью жизни которого было построение коммунистического
общества. Коммунистическое
– значит построенное на коллективистских началах. Считалось, что противоречие
личных интересов общественным – явление глубоко аморальное. В соответствии с
таким положением в теории коллективного воспитания А.С. Макаренко
исследователями долгое время выделялась общественная направленность, для
подтверждения которой из его произведений постоянно цитировались фразы,
указывающие именно на эту сторону. Например: «В Советском Союзе не может быть
личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и
личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива» [2,
с. 45]. Но как при этом быть с практикой коллективного воспитания в
учреждениях Макаренко, организованной таким образом, что его воспитанники
становились самобытными яркими личностями, нашедшими именно свои пути в
жизни. Главное здесь нам видится в том, что «свои» пути, но не
«противопоставленные» судьбе общества, родины, а выстроенные в соответствии с
общими целями того времени – создать лучшие условия для жизни каждого
человека, чем до революции. Приведённая выше
фраза из Макаренко, на наш взгляд, лишь констатирует ту особенность
социалистического строя, которая отражает его коллективистские основы в
соответствии с марксистским положением о том, что жить в обществе и быть
свободным от него – невозможно. Однако вчитываясь
в размышления великого педагога о сущности коллективистского воспитания, мы
видим, что он понимал и трактовал её значительно глубже и основательней. Эту
сущность он видел прежде всего в единстве и взаимопереплетении общих и личных
целей; в деятельности, направленной не только на удовлетворение своих
интересов и потребностей, но и на достижение целей общественных; в
формировании личной ответственности каждого за общие успехи; в организации
участия каждого человека в управлении жизнью и деятельностью коллектива; в
воспитании у человека чувства хозяина своей жизни. С этими
характеристиками связано и макаренковское определение коллектива: «Коллектив
– не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает
органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь
представлять интересы коллектива и общества» [2, с. 47]. В основе
формирования коллектива лежат: - общественно
ценные цели; - совместная
деятельность по их достижению; - отношения
взаимной ответственности между членами коллектива; - организация
органов самоуправления. Сегодня, когда
общественные и педагогические приоритеты значительно изменились и во главу
угла в воспитании ставится человек с его интересами и потребностями, мы всё
чаще слышим о том, что подходы Макаренко к воспитанию устарели, а его теория
коллективистского воспитания вообще утратила своё значение. Так ли это? Можно
ли воспитать человека, желающего общественного прогресса и способствующего
прогрессивному развитию общества, оторвав его от конкретного коллектива, являющегося
частью этого общества? Ответ здесь может быть только один – нельзя. А то, что
коллективистское воспитание и сегодня – не миф, а реальность, что это
категория вечная, прекрасно показано нашим замечательным земляком,
макаренковедом Я.Н. Левиным в его книге для учителей, воспитателей, родителей
школьников, студентов вузов «Общешкольный коллектив – не миф, а реальность».
Многие страницы этой книги показывают нам опыт организации трудового
воспитания в школах Екатеринбурга, основанный на идеях коллективистского
воспитания А.С. Макаренко. Это школы № 60, 62, 76, 97, гимназия № 13
Октябрьского района и другие [1, с. 84–97]. Понять сущность
коллективистского воспитания, чтобы в будущем грамотно использовать это
понимание для формирования лучших гражданских качеств у новых поколений
школьников – насущная задача современного студенчества. Библиографический
список 1.
Левин Я.Н. Общешкольный
коллектив – не миф, а реальность. Екатеринбург, 2005. 2.
Макаренко А.С. О
коммунистическом воспитании. М., 1952. |
|
||
|
|
|
|
|