«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

К.А. Шарапова

Сущность коллективистского воспитания
в теории и практике А.С. Макаренко

Сущность коллективистского воспитания давно определена в теории педагогики. Оно призвано способствовать формированию личности, которая способна жить для общества, строить с этим обществом нравственные человеческие отношения. На этом, в конечном счёте, сходятся философы, социологи, психологи и педагоги. Эта мысль красной нитью проходит в работах А.С. Макаренко, и вся его практика была нацелена именно на коллективистское воспитание личности.

 Казалось бы, зачем нам сегодня обращаться к этой проблеме, если и так всё ясно? Да, человек – существо общественное. Он не может строить свою жизнь без учёта общественных интересов, общественных идеалов, норм и принципов. В связи с ярко выраженной общественной устремлённостью воспитания в советские времена один из ведущих принципов провозглашал общественное выше личного. И это казалось совершенно естественным, так как идеалом считался человек, живущий во имя общественного блага, главной целью жизни которого было построение коммунистического общества.

Коммунистическое – значит построенное на коллективистских началах. Считалось, что противоречие личных интересов общественным – явление глубоко аморальное. В соответствии с таким положением в теории коллективного воспитания А.С. Макаренко исследователями долгое время выделялась общественная направленность, для подтверждения которой из его произведений постоянно цитировались фразы, указывающие именно на эту сторону. Например: «В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива» [2, с. 45]. Но как при этом быть с практикой коллективного воспитания в учреждениях Макаренко, организованной таким образом, что его воспитанники становились самобытными яркими личностями, нашедшими именно свои пути в жизни. Главное здесь нам видится в том, что «свои» пути, но не «противопоставленные» судьбе общества, родины, а выстроенные в соответствии с общими целями того времени – создать лучшие условия для жизни каждого человека, чем до революции.

Приведённая выше фраза из Макаренко, на наш взгляд, лишь констатирует ту особенность социалистического строя, которая отражает его коллективистские основы в соответствии с марксистским положением о том, что жить в обществе и быть свободным от него – невозможно.

Однако вчитываясь в размышления великого педагога о сущности коллективистского воспитания, мы видим, что он понимал и трактовал её значительно глубже и основательней. Эту сущность он видел прежде всего в единстве и взаимопереплетении общих и личных целей; в деятельности, направленной не только на удовлетворение своих интересов и потребностей, но и на достижение целей общественных; в формировании личной ответственности каждого за общие успехи; в организации участия каждого человека в управлении жизнью и деятельностью коллектива; в воспитании у человека чувства хозяина своей жизни.

С этими характеристиками связано и макаренковское определение коллектива: «Коллектив – не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества» [2, с. 47]. В основе формирования коллектива лежат:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

- организация органов самоуправления.

Сегодня, когда общественные и педагогические приоритеты значительно изменились и во главу угла в воспитании ставится человек с его интересами и потребностями, мы всё чаще слышим о том, что подходы Макаренко к воспитанию устарели, а его теория коллективистского воспитания вообще утратила своё значение. Так ли это? Можно ли воспитать человека, желающего общественного прогресса и способствующего прогрессивному развитию общества, оторвав его от конкретного коллектива, являющегося частью этого общества? Ответ здесь может быть только один – нельзя.

А то, что коллективистское воспитание и сегодня – не миф, а реальность, что это категория вечная, прекрасно показано нашим замечательным земляком, макаренковедом Я.Н. Левиным в его книге для учителей, воспитателей, родителей школьников, студентов вузов «Общешкольный коллектив – не миф, а реальность». Многие страницы этой книги показывают нам опыт организации трудового воспитания в школах Екатеринбурга, основанный на идеях коллективистского воспитания А.С. Макаренко. Это школы № 60, 62, 76, 97, гимназия № 13 Октябрьского района и другие [1, с. 84–97].

Понять сущность коллективистского воспитания, чтобы в будущем грамотно использовать это понимание для формирования лучших гражданских качеств у новых поколений школьников – насущная задача современного студенчества.

 

Библиографический список

1.     Левин Я.Н. Общешкольный коллектив – не миф, а реальность. Екатеринбург, 2005.

2.     Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952.

 

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению