«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 2

 

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

А.А. Беспалов, Д.Н. Симонов

Опыт реализации управленческих идей А.С. Макаренко
в гимназии «Оптимум» г. Екатеринбурга

Этот год отмечен знаменательной датой – 120-летием со Дня Рождения великого педагога Антона Семёновича Макаренко. В своей статье мы хотим рассказать о инновационном образовательном учреждении – гимназии № 207 «Оптимум», в которой нашли своё отражение и продолжение педагогические идеи Антона Семёновича.

Гимназия «Оптимум» создана в конце августа 1994 г. в качестве экспериментальной базы для апробации различных нововведений отдела социологических исследований при Октябрьском районном отделе образования г. Екатеринбурга. Её основатель и бессменный руководитель на протяжении 14 лет – А.В. Меренков, заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета, доктор философских наук, профессор, академик решил создать педагогические и психологические условия для эффективного развития ребёнка. За время существования гимназии была создана научно-педагогическая концепция и образовательная программа «Школа развития индивидуальности ребёнка на основе формирования организационно управленческих навыков». На основе этой программы коллектив гимназии воспитывает и обучает детей, подростков и старшеклассников от 2 до 17 лет по единой преемственной программе с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей [3, с. 3].

В книге «Школа XXI века» А.В. Меренков обозначил следующие концептуальные положения программы деятельности гимназии:

1.          Потребность современного общества в таких индивидах, которые могли бы активно и в конструктивном плане разрешать противоречия социально-экономического, политического и культурного развития, проявлять творческий подход, инициативу, предприимчивость, умение нестандартно решать сложные проблемы текущей жизни [3, с. 28].

2.          Развитие индивидуальности может быть осуществлено только при условии овладения индивидом теми нормами и правилами, на основе которых только и может осуществляться какая-либо позитивная преобразовательная деятельность, речь идёт об основных моральных, эстетических, трудовых, правовых принципах и нормах [3, с. 28].

3.          Ядром программы являются правила организационно управленческой деятельности, соблюдение которых обеспечивает последовательность, чёткость, продуманность, обоснованность, включение необходимых психолого-волевых качеств при выполнении любой работы [3, с. 28].

4.               Теоретической основой воспитательной и образовательной деятельности выступает концепция развития личности как процесса её перевода из объекта внешнего воздействия общества, семьи, школы, средств массовой информации, учреждений культуры в субъект саморазвития. Закономерности развития личности в онтогенезе выступают как основа воспитательной и образовательной деятельности, которая строится на максимальном учёте логики, последовательности, особенностей механизмов формирования у ребёнка тех или иных трудовых, нравственных, учебных и других качеств [3, с. 29].

Главные направления деятельности гимназии

 Ещё в 1999 году в «Учительской газете» (за 10 августа) в статье «Пять китов воспитания» обращалось внимание на главные стратегические направления работы Екатеринбургской гимназии № 207 «Оптимум».

 Первым направлением здесь выступает формирование у детей мотиваций учебной деятельности. Вторым – воспитание у них широких знаний о способах познания окружающих людей и самого себя. Третьим – развитие у школьников чувственно эмоциональной сферы, обеспечивающей создание положительного настроя на саморазвитие. Четвёртым – постоянная методическая работа с педагогами. Пятым направлением выступает работа с родителями, которые должны знать цели и задачи семейного воспитания, вместе со школой работать над развитием ребёнка.

Эти и другие стратегические направления деятельности коллектива гимназии способствовали тому, что здесь со временем была создана наиболее оптимальная модель воспитания, обучения и образования XXI века.

Система самоуправления в гимназии «Оптимум»

 В гимназии «Оптимум» при построении социально педагогической модели общешкольного управления учитываются сложившиеся в опыте образовательных учреждений страны принципы самоуправления:

·            Каждому делу – свой организатор, каждому сложившемуся разделу работы – свой орган коллектива.

·            Всем членам коллектива и каждому органу коллектива должны быть даны не мнимые и фиктивные, а действующие права и обязанности.

·            Самоуправление изначально создаётся как система, а не в виде разрозненных групп актива, не связанных друг с другом органов.

·            Органы общешкольного коллектива образуются по принципу представительства от первичных коллективов.

Такая система самоуправления отражает в себе основы самоуправления в колонии им. Ф.Э. Дзержинского, которые отражены в «Конституции страны ФЭД». В чистом виде современные социально-экономические условия не позволяют использовать опыт Антона Семёновича. А.В. Меренков трансформирует идеи А.С. Макаренко и стремится в своей гимназии создать учебный коллектив, который способствует формированию организационно-управленческих навыков у каждого ученика и является основой всего школьного самоуправления, поэтому на первом уровне действует управление самим собой, на втором – действует самоуправление на уровне класса, а на третьем – совет гимназистов [1, с. 237].

Необходимость самоуправления в гимназии А.В. Меренков считает одним из основных факторов, побуждающих личность к развитию и саморазвитию благодаря нормам и правилам совместной деятельности.

Значимой является и роль коллектива как фактора социализации личности, важны традиции и деятельность, через которую возможно использование особого механизма развития и саморазвития личности, включающего выработку таких внутренних качеств, как чувство гордости за свои достижения, стыда, совести, долга, ответственности за себя, близких, отечество, гордости за свой коллектив и его достижения [3. с. 34–35].

 Особое значение придаётся выработке организационно управленческих качеств, включающих умение планировать учеником своё время с целью его рационализации и оптимизации деятельности. Достигается это через ряд этапов, которые ученик должен пройти с помощью педагогов:

1) обучение планировать действия;

2) поиск внутренних резервов для индивидуальной и коллективной деятельности;

3) развитие волевых качеств;

4) развитие терпения;

5) формирование навыков самоконтроля;

6) формирование тех чувственно эмоциональных переживаний, которые обеспечивают оптимизм и мобилизацию всех внутренних сил для достижения поставленных целей.

А.С. Макаренко конкретизировал, каким должен быть настоящий человек – труженик, борец, образованный и творческий, ответственный и дисциплинированный, с чувством собственного достоинства. Именно формированию таких качеств и способствовала система самоуправления в колонии им. А.М. Горького [1. с. 236].

Работа с перспективой

В деятельности гимназии «Оптимум» прослеживается чёткая линия работы с перспективой. Каждый ученик гимназии в процессе обучения и воспитания получает навык самостоятельного построения перспективных линий.

Сам А.В. Меренков ещё в подростковом возрасте поставил в шутку цели, которых он хотел бы достичь, и в настоящее время, по его словам, он выполнил эти цели на 80%.

Главной проблемой является степень личной заинтересованности учащегося в самом себе. Идея любви к себе – это двигатель побуждения к изменению.

В самой гимназии прослеживается постоянная работа на перспективу, стремление к повышению статуса учреждения. Это выражается в участиях в различных конкурсах, олимпиадах, презентациях реализуемой образовательной программы. В качестве критерия успешности можно рассматривать получение гимназией президентского гранта в 2006 г.

А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности также использовал линии перспектив, его воспитанники всегда были настроены на достижение поставленных целей, заранее планировали, кем собираются стать, чего хотят достичь в жизни, педагоги и сам Антон Семёнович максимально способствовали такому самоопределению [1, с. 239].

Семейное воспитание

Сегодня далеко не все родители занимаются развитием собственных детей. В этих условиях, школа берёт на себя ведущую роль по формированию социально-значимых качеств личности. Возникает потребность в активном участии родителей в образовательном и воспитательном процессе при обязательном условии постоянного совершенствования их педагогической культуры.

В гимназии разделяют многие идеи А.С. Макаренко о школьно-семейном воспитании, о том, что школа должна руководить семьёй. Это обусловлено тем, что настоящее время характеризуется кризисом семьи, потерей коммунистических идеалов воспитания, уходом от них. В советское время было проще построить воспитание в семье, чёткая идеология и идеал коммунистического воспитания давали основу для родителей.

В этой связи в гимназии педагогами совместно с родителями ведётся систематический поиск наиболее оптимальных путей для повышения эффективности развития и саморазвития каждого учащегося.

1.          Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями учащихся реализует следующие цели [3, с. 87–88]:

2.          Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, ознакомить их с основными законами развития учащихся разного возраста, методами решения типичных учебно-воспитательных задач, принятых в гимназии.

3.          Консультативная – создать совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

4.          Коммуникативная – обогатить семейную жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей

Основной акцент в гимназии «Оптимум» делается на идею педагогики саморазвития, предполагающую создание педагогических и психологических условий для того, чтобы ребёнок мог максимально эффективно развиваться не по принуждению педагога, а по собственному желанию и инициативе.

Педагогов гимназии волнует не столько вопрос, как сформировать те или иные учебные навыки у ребёнка, а вопрос о том, как сформировать такие черты внутреннего мира ребёнка, которые не измеряемы количественно и не формируемы технологически. Черты, которые рождаются и развиваются исключительно в живом, открытом диалоге взрослого и ребёнка, основанном на вслушивании и всматривании взрослого человека в суверенные миры ребёнка. И тогда создаётся подлинный фундамент, подлинная основа любого образования. И этот фундамент – не предметные знания, а нечто гораздо большее. Это базовые способности человеческой души, позволяющие человеку становиться по-настоящему образованным.

Это и есть подлинно гуманитарная ориентация образования, когда предметом инновационного поиска оказывается не улучшение традиционного учебного процесса, а смена стратегических ориентиров образования.

Таким образом, несмотря на изменившуюся социально-экономическую ситуацию, идеи А.С. Макаренко живут, и деятельность гимназии «Оптимум» г. Екатеринбурга – яркое и интересное подтверждение этому.

 

Библиографический список

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Макаренко А.С. «О воспитании». М.: Изд-во политической литературы, 1990.

3. Меренков А.В., Глушкова В.С. Школа в XXI веке. Екатеринбург, 2000.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению