|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 2 ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО И В СОВРЕМЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ А.А. Беспалов, Д.Н. Симонов Опыт реализации
управленческих идей А.С. Макаренко Этот
год отмечен знаменательной датой – 120-летием со Дня Рождения великого
педагога Антона Семёновича Макаренко. В своей статье мы хотим рассказать о
инновационном образовательном учреждении – гимназии № 207 «Оптимум», в
которой нашли своё отражение и продолжение педагогические идеи Антона Семёновича. Гимназия
«Оптимум» создана в конце августа В
книге «Школа XXI века» А.В.
Меренков обозначил следующие концептуальные положения программы деятельности
гимназии: 1.
Потребность современного общества в таких индивидах,
которые могли бы активно и в конструктивном плане разрешать противоречия социально-экономического,
политического и культурного развития, проявлять творческий подход,
инициативу, предприимчивость, умение нестандартно решать сложные проблемы
текущей жизни [3, с. 28]. 2.
Развитие индивидуальности может быть осуществлено
только при условии овладения индивидом теми нормами и правилами, на основе
которых только и может осуществляться какая-либо позитивная преобразовательная
деятельность, речь идёт об основных моральных, эстетических, трудовых,
правовых принципах и нормах [3, с. 28]. 3.
Ядром программы являются правила организационно
управленческой деятельности, соблюдение которых обеспечивает последовательность,
чёткость, продуманность, обоснованность, включение необходимых психолого-волевых
качеств при выполнении любой работы [3, с. 28]. 4.
Теоретической основой воспитательной и
образовательной деятельности выступает концепция развития личности как
процесса её перевода из объекта внешнего воздействия общества, семьи, школы,
средств массовой информации, учреждений культуры в субъект саморазвития. Закономерности
развития личности в онтогенезе выступают как основа воспитательной и
образовательной деятельности, которая строится на максимальном учёте логики,
последовательности, особенностей механизмов формирования у ребёнка тех или иных трудовых, нравственных, учебных
и других качеств [3, с. 29]. Главные
направления деятельности гимназии Ещё в 1999 году в «Учительской газете» (за
10 августа) в статье «Пять китов воспитания» обращалось внимание на главные стратегические направления работы
Екатеринбургской гимназии № 207 «Оптимум». Первым направлением здесь выступает
формирование у детей мотиваций учебной деятельности. Вторым – воспитание у
них широких знаний о способах познания
окружающих людей и самого себя. Третьим – развитие у школьников
чувственно эмоциональной сферы, обеспечивающей создание положительного
настроя на саморазвитие. Четвёртым – постоянная методическая работа с
педагогами. Пятым направлением выступает работа с родителями, которые должны
знать цели и задачи семейного воспитания, вместе со школой работать над
развитием ребёнка. Эти и
другие стратегические направления деятельности коллектива гимназии
способствовали тому, что здесь со временем была создана наиболее оптимальная
модель воспитания, обучения и образования XXI века. Система самоуправления в гимназии «Оптимум» В гимназии «Оптимум» при построении
социально педагогической модели общешкольного управления учитываются
сложившиеся в опыте образовательных учреждений страны принципы
самоуправления: ·
Каждому делу – свой организатор, каждому сложившемуся
разделу работы – свой орган коллектива. ·
Всем членам коллектива и каждому органу коллектива
должны быть даны не мнимые и фиктивные, а действующие права и обязанности. ·
Самоуправление изначально создаётся как система, а не
в виде разрозненных групп актива, не связанных друг с другом органов. ·
Органы общешкольного коллектива образуются по принципу
представительства от первичных коллективов. Такая
система самоуправления отражает в себе основы самоуправления в колонии им.
Ф.Э. Дзержинского, которые отражены в «Конституции страны ФЭД». В чистом виде
современные социально-экономические условия не позволяют использовать опыт
Антона Семёновича. А.В. Меренков трансформирует идеи А.С. Макаренко и
стремится в своей гимназии создать учебный коллектив, который способствует
формированию организационно-управленческих навыков у каждого ученика и
является основой всего школьного самоуправления, поэтому на первом уровне действует
управление самим собой, на втором – действует самоуправление на уровне
класса, а на третьем – совет гимназистов [1, с. 237]. Необходимость
самоуправления в гимназии А.В. Меренков считает одним из основных факторов,
побуждающих личность к развитию и саморазвитию благодаря нормам и правилам
совместной деятельности. Значимой
является и роль коллектива как фактора социализации личности, важны традиции
и деятельность, через которую возможно использование особого механизма
развития и саморазвития личности, включающего выработку таких внутренних
качеств, как чувство гордости за свои достижения, стыда, совести, долга,
ответственности за себя, близких, отечество, гордости за свой коллектив и его
достижения [3. с. 34–35]. Особое значение придаётся выработке
организационно управленческих качеств, включающих умение планировать учеником
своё время с целью его рационализации и оптимизации деятельности. Достигается
это через ряд этапов, которые ученик должен пройти с помощью педагогов: 1) обучение
планировать действия; 2) поиск
внутренних резервов для индивидуальной и коллективной деятельности; 3) развитие
волевых качеств; 4) развитие
терпения; 5) формирование
навыков самоконтроля; 6) формирование
тех чувственно эмоциональных переживаний, которые обеспечивают оптимизм и
мобилизацию всех внутренних сил для достижения поставленных целей. А.С.
Макаренко конкретизировал, каким должен быть настоящий человек – труженик,
борец, образованный и творческий, ответственный и дисциплинированный, с
чувством собственного достоинства. Именно формированию таких качеств и
способствовала система самоуправления в колонии им. А.М. Горького [1. с.
236]. Работа с перспективой В
деятельности гимназии «Оптимум» прослеживается чёткая линия работы с
перспективой. Каждый ученик гимназии в процессе обучения и воспитания получает
навык самостоятельного построения перспективных линий. Сам
А.В. Меренков ещё в подростковом возрасте поставил в шутку цели, которых он
хотел бы достичь, и в настоящее время, по его словам, он выполнил эти цели на
80%. Главной
проблемой является степень личной заинтересованности учащегося в самом себе.
Идея любви к себе – это двигатель побуждения к изменению. В
самой гимназии прослеживается постоянная работа на перспективу, стремление к
повышению статуса учреждения. Это выражается в участиях в различных
конкурсах, олимпиадах, презентациях реализуемой образовательной программы. В
качестве критерия успешности можно рассматривать получение гимназией
президентского гранта в А.С. Макаренко
в своей педагогической деятельности также использовал линии перспектив, его
воспитанники всегда были настроены на достижение поставленных целей, заранее
планировали, кем собираются стать, чего хотят достичь в жизни, педагоги и сам
Антон Семёнович максимально способствовали такому самоопределению [1, с.
239]. Семейное воспитание Сегодня
далеко не все родители занимаются развитием собственных детей. В этих
условиях, школа берёт на себя ведущую роль по формированию социально-значимых
качеств личности. Возникает потребность в активном участии родителей в
образовательном и воспитательном процессе при обязательном условии
постоянного совершенствования их педагогической культуры. В
гимназии разделяют многие идеи А.С. Макаренко о школьно-семейном воспитании,
о том, что школа должна руководить семьёй. Это обусловлено тем, что настоящее
время характеризуется кризисом семьи, потерей коммунистических идеалов
воспитания, уходом от них. В советское время было проще построить воспитание
в семье, чёткая идеология и идеал коммунистического воспитания давали основу
для родителей. В
этой связи в гимназии педагогами совместно с родителями ведётся
систематический поиск наиболее оптимальных путей для повышения эффективности
развития и саморазвития каждого учащегося. 1.
Деятельность педагогического коллектива по
организации работы с родителями учащихся реализует следующие цели [3, с.
87–88]: 2.
Просветительская – научить
родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, ознакомить их с
основными законами развития учащихся разного возраста, методами решения
типичных учебно-воспитательных задач, принятых в гимназии. 3.
Консультативная – создать совместный психолого-педагогический поиск
методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им
общественных и учебных навыков. 4.
Коммуникативная – обогатить
семейную жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия
детей и родителей Основной
акцент в гимназии «Оптимум» делается на идею педагогики саморазвития,
предполагающую создание педагогических и психологических условий для того,
чтобы ребёнок мог максимально эффективно развиваться не по принуждению
педагога, а по собственному желанию и инициативе. Педагогов
гимназии волнует не столько вопрос, как сформировать те или иные учебные
навыки у ребёнка, а вопрос о том, как сформировать такие черты внутреннего
мира ребёнка, которые не измеряемы количественно и не формируемы
технологически. Черты, которые рождаются и развиваются исключительно в живом,
открытом диалоге взрослого и ребёнка, основанном на вслушивании и
всматривании взрослого человека в суверенные миры ребёнка. И тогда создаётся
подлинный фундамент, подлинная основа любого образования. И этот фундамент –
не предметные знания, а нечто гораздо большее. Это базовые способности
человеческой души, позволяющие человеку становиться по-настоящему образованным. Это и есть подлинно гуманитарная ориентация образования,
когда предметом инновационного поиска оказывается не улучшение традиционного
учебного процесса, а смена стратегических ориентиров образования. Таким образом, несмотря на изменившуюся
социально-экономическую ситуацию, идеи А.С. Макаренко живут, и деятельность
гимназии «Оптимум» г. Екатеринбурга – яркое и интересное подтверждение этому. Библиографический список 1. Василькова
Ю.В., Василькова Т.А. Социальная
педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –
3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Макаренко
А.С. «О воспитании». М.: Изд-во политической литературы, 1990. 3. Меренков
А.В., Глушкова В.С. Школа в XXI веке. Екатеринбург, 2000. |
|
||
|
|
|
|
|