|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6
марта 2008 г. Раздел 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО А.А. Фролов А.С. Макаренко и
В.А. Сухомлинский: Полемика
о соотношении наследия А.С. Макаренко и идей, педагогической практики В.А. Сухомлинского
продолжалась в СССР более 25 лет. Начавшись в начале То,
что в новое время идеи В.А.Сухомлинского перестали быть актуальными,
позволяет считать, что они являлись одним из средств внедрения
либерально-демократических ценностей в советскую педагогику и школу, были
предвестником ныне действующей «личностно ориентированной» педагогической
теории и практики. Это
была полемика не столько в защиту В.А. Сухомлинского, сколько против А.С. Макаренко.
Макаренковское наследие объявлялось устаревшим, относилось лишь к 20–30 гг.
советской истории. В.А. Сухомлинский характеризовался как выдающийся советский педагог эпохи
развитого социализма. Авторитет
В.А. Сухомлинского, активная поддержка властями и общественностью его многочисленных
печатных изданий и выступлений использовались фактически против него самого,
т.к. лично он по существу не был ни против А.С. Макаренко, ни против основ
советской общественной системы. Его
критические замечания по отношению двух-трёх положений А.С. Макаренко
основаны на том, что в это время изучение макаренковского наследия оставалось на уровне его первоначальной разработки в
40-х – начале 50-х гг., в «сталинский период». Догматическая трактовка
этого наследия и его канонизация вступили в противоречие с новыми общественно-политическими
условиями и потребностями. Заслуга В.А. Сухомлинского состоит в осознании
данного противоречия и в творческом стремлении его преодолеть и расширить. Отсутствие макаренковедческих исследований,
их «замораживание» с середины 50-х гг. привели в 60-х гг. к искажённому
восприятию многих важных положений А.С. Макаренко в духе «тоталитаризма», отступления
от гуманистических принципов педагогики. Так,
центральным объектом критики стало положение: «воспитание в коллективе, через
коллектив, для коллектива», умаляющее или игнорирующее проблему личности и
индивидуальности. Но у А.С. Макаренко нет такой «триединой формулы» с
выражением «для коллектива». Ею оперировали его оппоненты, в частности, в Критика
наследия А.С. Макаренко началась в Эту
публикацию подверг критике Б.Т. Лихачёв; он вместе с В.М. Кротовым и
Л.Ю. Гординым тогда представлял официальную трактовку макаренковского
наследия в советской педагогике. В «Учительской газете» 18 мая Итоги
последующей дискуссии подведены в заметке «От редакции» (Народное
образование, 1967, № 10). В ней говорилось, что Б.Т. Лихачёв совершенно
необоснованно пытается представить В.А. Сухомлинского как противника идей
А.С.Макаренко, защитника индивидуализма в воспитании. В ответ на это Б.Т. Лихачёв в «Учительской газете» 18 января На
следующий день, 19 января, В.А. Сухомлинский направил в «Учительскую газету»
«Открытое письмо» с объяснениями: свои позиции он будет доказывать начавшимся
в сентябре Дальнейшую,
посмертную дискуссию инициировала «Литературная газета». 28 октября Позднее
журнал «Народное образование» (1989, № 8) напечатал полный текст этой статьи,
во многом снимая остроту спора о макаренковской трактовке соотношения
социально-коллективного и индивидуально-личностного в воспитании. Летом Резко
критическую оценку «Методике» дал С. Соловейчик (ж. «Юность», 1971, № 9):
это «попытка построить педагогику антидемократическую». В итоговом материале
«От редакции» сообщалось, что оценки читателей журнала разноречивы, но
большинство склоняется к характеристике С. Соловейчика. Новый
виток полемики возник в связи с изданием в Критика
этого труда возобновилась в Идущая
до этого времени скрытая критика трудов и опыта А.С. Макаренко в виде
полемики с его последователями и в столкновении с идеями В.А. Сухомлинского –
попытка как бы подменить А.С. Макаренко В.А. Сухомлинским – далее постепенно
перешла в фазу открытого и прямого отрицания основ макаренковского наследия. Этому
предшествовал вывод Л.И. Новиковой, что А.С. Макаренко создал «детский
коллектив последовательно социалистического типа», но развитие в нём
индивидуальности – это лишь поставленная им проблема [2, c. 9–10]. Эта позиция повторена ею с такими добавлениями:
у А.С. Макаренко был «коллектив перевоспитания», «первоначального сплочения»,
«массового воспитания», «моноколлектив» [1, с. 26–29]. Всё это впоследствии вошло
в популярное издание Л.И. Новиковой «Педагогика детского коллектива» (М.:
Педагогика, 1978. С. 53). Отмеченные
в Но
уже в конце Началась
бурная, длительная дискуссия в российской и украинской печати. Своеобразную
«точку» в ней пыталась поставить газета «Труд» 17 октября Так, В.А. Сухомлинский
постепенно выпал из дискуссии об А.С. Макаренко. Не стало и предмета
дискуссии – воспитания: новая образовательная политика объявила, что
воспитание не может быть функцией школы, это дело семьи. Ведущее место в
отечественной педагогике заняли основатели зарубежной, главным образом,
американской, «гуманистической психологии» (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс).
Заложенное
под их влиянием в нашей «личностно ориентированной педагогике»
противопоставление индивидуального и общего со временем всё более ясно
обнаруживает свою несостоятельность, и прежде всего в развитии природных сил
личности и индивидуальности. При кажущейся отрешённости этой педагогической
концепции от общественных и государственных потребностей она органически
входит в систему факторов, создающих в стране всё более масштабную социальную
и морально-психологическую дифференциацию. Библиографический
список 1. Новикова Л.И. Идеи А.С. Макаренко в
современной школе. М, 1976. 2. Новикова Л.И. Коллектив и личность. М.,
1974. |
|
||
|
|
|
|
|