«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 2

 

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

М.В. Гринёва, Н.В. Беляева

Наследие А.С. Макаренко в подготовке
магистров управления учебным заведением

Актуальной задачей, стоящей перед вузами, является подготовка такого специалиста, который способен был бы творчески мыслить, сформировать свою жизненную позицию и стойкое мировоззрение, основанное на отношении к человеку как к наивысшей ценности; в частности, это касается будущих специалистов-менеджеров, поскольку их деятельность осуществляется в постоянном взаимодействии с людьми. Это предопределяет возникновение в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров проблемы поиска и применения инновационных форм обучения, с одной стороны, и обращение к опыту известных педагогов, теоретиков и практиков управления – с другой.

Вопросы инновационных подходов в управлении учебным заведением, профессионального образования руководителей школ, определения путей формирования управленческого потенциала руководителя учебного заведения исследовали Г. Гадецкий, С. Задерихина, В. Кричевский, Е. Мармаза, В. Маслов, Е. Молл и другие. Исследованием профессиональной подготовки будущих менеджеров занимались Л. Влодарская-Зола, В. Волкова, Л. Гелюх, И. Герасимова, О. Капитанец, О. Кулеш, Л. Никулин, В. Орлов, Ф. Русинов, Л. Фаткин, изучавшие её содержание и структуру.

Рядом исследователей (С.Г. Карпенчук [2], Н.Г. Санникова [5], В.И. Свистун [6] проведён сравнительный анализ классических принципов менеджмента с примерами, рассуждениями, макаренковскими принципами управления. Это даёт право утверждать, что А.С. Макаренко является новатором не только педагогической деятельности – образовательной, воспитательной, трудовой, но и творцом новейших идей в сфере управленческой деятельности. Предлагаемые им формы управления коллективом, являющиеся системными элементами классического менеджмента, жизнеспособны доныне. Их внедрение в учебно-воспитательный процесс современного высшего учебного заведения является неотложной необходимостью. Особенный интерес они представляют для практики подготовки будущих управленцев образования, которые должны ознакомиться с макаренковским механизмом организационного построения коллектива, конкретными приёмами самоуправления.

К сожалению, в настоящее время, имея такое уникальное наследие признанного классика мировой педагогики, как А.С. Макаренко, практически не используется его опыт в учебном процессе высших образовательных заведений. В то же время, его жизнь и творчество привлекают внимание педагогов разных стран. Американский профессор Б. Бейкер называет А.С. Макаренко «гением опыта» и отмечает, что его педагогический задел остаётся актуальным доныне и касается всего мира [1, с. 158]. Польский макаренковед А. Левин утверждает, что научно-методические достижения педагога-новатора требуют всестороннего осмысления с позиций влияния, связи с современностью, творческого внедрения в практику [3, с.11].

Актуальность, жизненность и перспективность научных идей и положений А.С. Макаренко с позиций современного взгляда на подготовку студентов к будущей управленческой деятельности является неопровержимой. Именно поэтому мы уделяем большое внимание управленческо-педагогическому наследию А.С. Макаренко в практике подготовки будущих магистров управления учебными заведениями.

Уже два года при кафедре педагогического мастерства Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г. Короленко функционирует магистратура по специальности 8.000009 «Специфические категории. Управление учебным заведением», что предусматривает подготовку высококвалифицированных специалистов сферы управления образовательными заведениями. Научной базой для функционирования магистратуры «Специфические категории. Управление учебным заведением» являются разработанные преподавателями кафедры педагогического мастерства 30 учебно-методических пособий по данной специальности [4].

Подготовка специалистов по данной специальности осуществляется с целью обеспечения потребностей общеобразовательных и средних специальных заведений, органов управления образованием местных и районных уровней Полтавской и других областей Украины в управленческих кадрах высокой квалификации, которые имеют углублённую профессиональную подготовку, владеют знаниями инновационного характера, имеют опыт их применения при решении профессиональных задач.

Профессионально-методический аспект подготовки магистра к управлению учебным заведением предусматривает: высокий уровень знаний теории и технологии управления учебным заведением как системой в условиях рыночной экономики; умение моделировать целесообразную иерархию целей в деятельности учебного заведения и конструировать организационную структуру управления учебным заведением с учётом специфики его деятельности; умение осуществлять мониторинг в учебно-воспитательном процессе, прогнозировать деятельность учебного заведения; знание законодательных и нормативно-правовых документов, которые регулируют социально-педагогическую, финансово-экономическую, хозяйственную деятельность учебного заведения; умение формировать штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка учебного заведения и обеспечивать их выполнение.

Психолого-педагогический аспект подготовки магистра специальности 8.000009 «Специфические категории. Управление учебным заведением» к личностному и профессиональному самосовершенствованию предусматривает такие направления: формирование готовности к постоянному профессиональному самосовершенствованию, активной позиции в обеспечении собственного карьерного роста; умение разрабатывать и реализовать программу профессионального самовоспитания, творчески работать над усовершенствованием собственных профессиональных способностей; владение методиками развития креативного мышления, анализа проблем и нахождение путей их конструктивного решения; умение реализовать во взаимодействии все функции общения: коммуникативную, перцептивную, интерактивную; умение осуществлять продуктивное диалогическое общение; рефлексивное управление педагогическим персоналом; создавать творческое рабочее самочувствие, осуществлять эмоционально-волевую саморегуляцию.

Мировоззренческо-культурологический аспект подготовки магистра учитывает его личностное и профессиональное самосовершенствование и обусловлен такими составными: знания из человековедения о различных системах индивидуальных и профессиональных ценностей, понимание причин их возникновения и социального содержания; ориентация в современных философских, политических, экономических, художественных, правовых концепциях развития общества; попытки научного осмысления собственного опыта.

Ознакомление с опытом выдающихся педагогов и менеджеров происходит в ходе овладения слушателями магистратуры курсами «Управленческое мастерство руководителя учебного заведения», «Методика принятия управленческих решений», «Педагогический анализ управленческих ситуаций». На занятиях магистранты ищут пути решения различных управленческих ситуаций, обстоятельств, с которыми сталкивались классики в своей практике.

В процессе подготовки будущих магистров специальности «Управление учебным заведением» реализуются требования к специалистам такого уровня и направленности, формируется готовность руководителя к управлению, которая, в соответствии со структурой и содержанием модели деятельности, является совокупностью личностного и профессионального компонентов, владение которыми обеспечивает реализацию содержательной и технологической сторон управленческой деятельности, позволяет наиболее эффективно достигать её целей.

 

Библиографический список

1Дичек Н.П., Ярмаченко М.Д. Англомовні дослідження спадщини А.С.Макаренка // Педагогіка і психологія. Вісник Академії педагогічних наук України. К., 1994. №2 (3). С. 158–162.

2. Карпенчук С.Г. Педагогічна технологія А.С. Макаренка і сучасність: Монографія. Рівне, 2001.

3. Левин Я. Пока мы едины // Педагогический вестник. 2007. № 4.

4. Пащенко В.О., Гриньова М.В. Розвиток діяльності магістратури 8.000009 «Специфічні категорії. Управління навчальним закладом» при кафедрі педагогічної майстерності Полтавського державного педагогічного університету імені В.Г. Короленка. // Матеріали Всеукраїнського науково-практичного семінару «Педагогічна майстерність керівника освітнього закладу: теорія і практика». Полтава, 2007.

5. Санникова Н. Идеи социального менеджмента в теории и практике А.С. Макаренко // Социальная педагогика. 2006. № 2. С. 39–46.

6. Свистун В.І. Сучасна підготовка студентів до управлінської діяльності в світлі творчої спадщини А.С.Макаренка // Нові технології навчання. Вип. 39. К., 2002. С.166–175.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению