«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

А.В. Скоробогатов, А.В. Якушев,
А.А. Анохин, В.Н. Романчук

Актуальность использования идей А.С. Макаренко
 в организации педагогической поддержки многодетных семей

Серьёзные демографические проблемы России, проблемы воспроизводства населения и семейного воспитания обусловливают необходимость особого внимания со стороны общества к многодетным семьям.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку её проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Под многодетной семьёй в Российской Федерации понимается семья

с тремя и более детьми (в том числе усыновлёнными) до достижения ими 22 лет. Многодетную семью специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, такие семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. По статистике подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных.

Основным механизмом управления государственной поддержкой многодетных семей является федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей». Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей. Тем не менее в целом по России эффективность социальной поддержки многодетным семьям является недостаточной.

Хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической, регулятивной) и, естественно, становится несостоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.

А между тем семья – первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, базисная основа его первичной социализации. В процессе формирования личности, её самосознания семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессионального самоопределения. В семье складываются нравственный облик и характер ребёнка, его отношение к людям и окружающей действительности.

Наряду с мерами материальной поддержки для многодетных семей огромное значение имеет оказание моральной, социально-педагогической помощи. Важно, чтобы она носила конкретный характер и давала ощутимые результаты.

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые её характеризуют. И работа социального педагога должна начинаться с анализа, с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящён составу семей. Полученные и занесённые в него данные позволяют дифференцированно работать с семьями. Далее работа с конкретной семьёй ведётся с использованием «Социального паспорта семьи» и/или социального паспорта семьи «группы риска», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр.

Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Реальная помощь социального педагога многодетным семьям может быть следующей:

Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.

Психолого-педагогическая помощь и образование родителей.

Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.

Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.

Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.

Правовое просвещение в многодетных семьях.

Консультации по вопросам профессиональной ориентации.

Психотерапевтическая и психиатрическая помощь семьям.

Помощь в организация благоприятной моральной атмосферы в семьях.

Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.

Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, создание секций, кружков.

Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием успешного функционирования ребёнка в социуме.

Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодёжи из многодетных семей (курсов лекций по психологии, по созданию здорового образа жизни, планированию карьеры, по домоводству, по проблемам общения; создание групп продлённого дня в школе или детском саду, проведение педагогических, медицинских и психологических консультаций.

Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья.

Медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи.

Работа с «трудными» подростками.

Учёт и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей.

Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье.

Постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребёнка в период его нахождения в службах временного пребывания детей (детских приёмниках, приютах, стационарах).

Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребёнка).

Организация взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьёй.

Организация благотворительной помощи семье.

Помощь в организации семейного отдыха и досуга.

Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни.

В настоящее время сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчинённости. Информацию о них также надо предоставить многодетным семьям. Вот некоторые из них: клубные объединения по месту жительства; санаторные и лесные школы для детей с патологией здоровья и физического развития; территориальные социально-образовательные центры для подростков и старшеклассников; центры помощи семье и детям (центры помощи семье, центры защиты семьи и т.п.); школы полного дня для социально дезорганизованных подростков; центры и службы профориентации и трудоустройства старшеклассников; коррекционно-реабилитационные центры; медико-психологическая служба семьи; служба педагогической анимации и социальной защиты прав ребёнка; служба по работе с проблемными детьми и детьми со специфическими нуждами; служба молодёжных социальных инициатив; служба профессиональной и социальной ориентации; медико-психолого-юридическая консультация по вопросам семьи и детства; служба психофизического здоровья и коррекции общения; служба организации досугово-творческой деятельности и др.

Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия, центр помощи пережившим сексуальное насилие и т.п. Родителям следует знать о специалистах и секторах работы в школах, способных помочь семье в решении актуальных для неё вопросов. Это социальные педагоги, психологи, классные руководители (или классные воспитатели), сектор организации познавательной деятельности (дополнительного образования) во внеурочное время, сектор организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, сектор психолого-педагогической анимации при детском «телефоне доверия» и т.п.

Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различных телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодёжного телефона доверия и др.

В передовом педагогическом опыте имеется много интересных подходов к работе с семьёй. Это ведение социального паспорта дома; диагностика «трудных» подростков; диагностика «трудных» семей; индивидуальная помощь подросткам и их семьям; дневники наблюдений социальной ситуации в доме, поведения подростков, консультативная и коррекционная работа с учащимися, педагогами, родителями и т.д.

Во многих школах Екатеринбурга целенаправленность и эффективность такой работы обеспечиваются с помощью специальных программ социальной адаптации «Семья», главными целями и задачами которых являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи, индивидуальная помощь родителям, обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания, работа с родительским активом и т.д.

Однако практика показывает, что при проведении работы по социально-педагогической поддержке многодетных семей образовательные учреждения всё реже обращаются к психолого-педагогическому наследию отечественных и зарубежных педагогов, в частности – к работам А.С. Макаренко. А между тем его идеи остаются актуальными и для наших дней. Так, его лекции для родителей о воспитании детей содержат уникальные материалы, не знающие временных границ. Раскрывая в них общие условия семейного воспитания или говоря о родительском авторитете, дисциплине, игре, семейном хозяйстве, воспитании в труде, половом воспитании, воспитании у детей в семье культурных навыков, через годы он обращается к нам, сегодняшним. И для каждого педагога его советы и сегодня могут быть надёжной опорой в работе с многодетными родителями.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению