«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

М.С. Казаков, М.С. Алибаев, Н.В. Кожевников

Особенности использования наследия А.С. Макаренко
в современных условиях образования

Исследуя проблему актуальности психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях образования, мы столкнулись с тем, что оно недостаточно соотносится с реалиями сегодняшней действительности и в связи с этим интерпретируется несколько односторонне. На наш взгляд, исследователями творчества А.С. Макаренко полностью игнорируется тот факт, что с 20-х – 30-х гг. прошлого столетия прошло не только много времени, но и сменился социальный строй в России, морально-этические принципы и ценности людей, идеалы и цели жизни современного человека.

Современные социально-психологические условия жизни всё настойчивей выдвигают на первый план индивидуалистические тенденции развития личности. Человек в современном обществе всё чаще сталкивается с необходимостью борьбы за своё существование: за возможность получить образование, достойно и благополучно жить в условиях обнищания и растущей из года в год инфляции, иметь комфортное жильё и т.д. Отдельный человек с его проблемами в обществе на практике всё меньше является объектом заботы государства. В связи с этим он всё меньше думает о благе общества и больше озабочен тем, как бы выжить.

Сохраняет ли в такой социальной ситуации свою актуальность идея А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив? Не противоречит ли его идея коллективизма тому, что сегодня мы должны не столько научить ребёнка жить для блага общества, сколько научить его выживанию в новых условиях? Соответствуют ли сегодняшнему дню приоритеты интересов коллектива над интересами личности? А не вернёт ли нас эта идея к формированию «усреднённой» личности, того послушного «винтика» государственной системы, о котором так много говорят сегодня при анализе системы воспитания в советской школе?

Вопросов возникает много. Они касаются и методов воспитания, присущих системе А.С. Макаренко. Например, нужны ли элементы военизации в современном образовательном учреждении? Возможно, для исправительных учреждений они и полезны, а как насчёт обычных школ?

Готовых ответов на все эти вопросы, наверное, нет. Но для нас ясно одно: никакой опыт нельзя перенести полностью в неизменном виде в чью-то конкретную практику. Тем более если эта практика складывается в условиях новой эпохи. На этот счёт в своё время К.Д. Ушинский сформулировал очень правильное положение о том, что передаётся не сам опыт, а главная мысль, идея, заключённая в этом опыте.

Следовательно, для современных педагогов очень важной является способность увидеть, прочувствовать эти идеи у Макаренко, соотнести их с особенностями нового времени и осмыслить в аспекте собственного опыта.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению