|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 3 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ М.С. Казаков, М.С. Алибаев, Н.В. Кожевников Особенности
использования наследия А.С. Макаренко Исследуя
проблему актуальности психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
современных условиях образования, мы столкнулись с тем, что оно недостаточно
соотносится с реалиями сегодняшней действительности и в связи с этим
интерпретируется несколько односторонне. На наш взгляд, исследователями
творчества А.С. Макаренко полностью игнорируется тот факт, что с 20-х – 30-х
гг. прошлого столетия прошло не только много времени, но и сменился
социальный строй в России, морально-этические принципы и ценности людей,
идеалы и цели жизни современного человека. Современные
социально-психологические условия жизни всё настойчивей выдвигают на первый
план индивидуалистические тенденции развития личности. Человек в современном
обществе всё чаще сталкивается с необходимостью борьбы за своё существование:
за возможность получить образование, достойно и благополучно жить в условиях
обнищания и растущей из года в год инфляции, иметь комфортное жильё и т.д.
Отдельный человек с его проблемами в обществе на практике всё меньше является
объектом заботы государства. В связи с этим он всё меньше думает о благе
общества и больше озабочен тем, как бы выжить. Сохраняет
ли в такой социальной ситуации свою актуальность идея А.С. Макаренко о
воспитании личности в коллективе и через коллектив? Не противоречит ли его
идея коллективизма тому, что сегодня мы должны не столько научить ребёнка
жить для блага общества, сколько научить его выживанию в новых условиях?
Соответствуют ли сегодняшнему дню приоритеты интересов коллектива над
интересами личности? А не вернёт ли нас эта идея к формированию «усреднённой»
личности, того послушного «винтика» государственной системы, о котором так
много говорят сегодня при анализе системы воспитания в советской школе? Вопросов
возникает много. Они касаются и методов воспитания, присущих системе А.С.
Макаренко. Например, нужны ли элементы военизации в современном
образовательном учреждении? Возможно, для исправительных учреждений они и
полезны, а как насчёт обычных школ? Готовых
ответов на все эти вопросы, наверное, нет. Но для нас ясно одно: никакой опыт
нельзя перенести полностью в неизменном виде в чью-то конкретную практику.
Тем более если эта практика складывается в условиях новой эпохи. На этот счёт
в своё время К.Д. Ушинский сформулировал очень правильное положение о том, что
передаётся не сам опыт, а главная мысль, идея, заключённая в этом опыте. Следовательно,
для современных педагогов очень важной является способность увидеть,
прочувствовать эти идеи у Макаренко, соотнести их с особенностями нового
времени и осмыслить в аспекте собственного опыта. |
|
||
|
|
|
|
|