|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО Н.С. Сажина, С.Ю. Овчинникова Проблема
беспризорности Проблема
беспризорности в России в 1920-е годы остро стояла не только на практике, но
и перед педагогической наукой. В этот период педагогическая наука переживала
свой рассвет, особенно такие её направления как педология и социальная
педагогика. Педология – это
наука о всестороннем и комплексном изучении ребёнка. Её предметом изучения
являлся ребёнок, как естественное целое в процессе его биологического
развития, с одной стороны, и ребёнок, как объект воздействия на него
воспитателя с другой. Задачей педологов было вырастить здорового,
интеллектуально развитого, творчески активного, способного справиться с
серьёзными психологическими и физическими перегрузками ребёнка. Для этого
создавались психологические лаборатории и педагогические кабинеты,
проводившие работу по обследованию биологических особенностей беспризорных,
по изучению их среды жизни и по систематическому наблюдению за ними. Педологи не
просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, предохраняя психику
от перегрузок. Основополагающей закономерностью педологи считали, что не
ребёнок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а
наоборот, система программ и методик должна обратиться к ребёнку в
соответствии с его природой. Это мнение разделяли и лучшие социальные
педагоги. Огромную роль в
становлении и развитии отечественной педологии сыграли П.П. Блонский, Л.С.
Выготский, А.П. Залкинд, В.П. Кащенко. Они занимались
педологией «исключительного детства». «Исключительными» назывались: - дети с
физическими недостатками (калеки, слепые, глухонемые); - трудные, причём
среди них выделялось две группы: первая – трудные дети в действительном
смысле слова; вторая – дети, социально выбитые из колеи; - дети
высокоодарённые, необычайно талантливые, выделяющиеся из массы теми или иными
яркими особенностями поведения. Среди трудных
детей второй группы, т.е. социально испорченных, в особую категорию
выделялись беспризорные. По мнению педологов, невозможно справиться с
беспризорностью как явлением без комплексного изучения самого беспризорного и
среды его окружавшей. Соответственно, подходить к изучению беспризорного
нужно было в первую очередь через анализ социальных условий, определяющих как
эмоции, так и оценки ребёнка, и через наблюдение беспризорного в жизни.
Анализ среды при этом должен был давать оценку её условий с точки зрения
«жизнесохранения и борьбы за существование» в ней ребёнка и подростка. Исходя
из вышесказанного, подобный анализ проводился по следующим направлениям: а)
социально-классовые моменты среды; б) трудовые моменты среды; в) бытовые
моменты среды; г) богатство и разнообразие условий среды; д) сложность
явлений и процессов в среде, выдвигаемых ею заданий; е) динамичность и
действенность среды; ж) физические факторы среды. Но для более
объективной оценки характера беспризорного, объяснения его поступков и
построения воспитательной работы с ним необходимо было также проводить
обследование его биологических особенностей. Эти функции, должны были
выполнять психологические лаборатории и психологические кабинеты, которые
занимались изучением среды обитания беспризорников, и систематическим
наблюдением за ними в процессе их жизни и работы. Педологи
использовали различные приёмы работы с беспризорными по социо-психологической
реабилитации. Среди наиболее популярных приёмов можно отметить следующие: - зарисовка или
фотографирование детей в различных ситуациях (во время жизни на улице,
работы, ссор, в детдомах, на собраниях); - записи и
описание игр, песен, жаргона, частушек, ругани; - сбор творческих
работ ребят; - запись
высказываний по поводу выдающихся явлений, поступков, театральных пьес,
киносеансов; - запись отзывов
о книгах, отдельных персонажах, героях, вождях; - записи
наблюдателя за жизнью ребят (в форме дневников); - ведение
индивидуальных дневников для каждого ребёнка; - ведение учётных
карточек работы ребят; - записи данных о
физическом состоянии детей; - записи анкетных
данных (при желании детей). Первичные
обследования беспризорных позволяли выделить критерии для деления их на
группы и организации определённых методов работы с ними. Так, А.Б. Залкинд,
выбрав в качестве одного из критериев отношение беспризорных к своему
состоянию, делил их на тех, кто хочет и пытается изменить свою жизнь, и
добровольно прибегает к воспитательной помощи, и тех, кто сопротивляется
воспитанию, убегает и в итоге принудительно водворяется в воспитательные
учреждения По мнению
педологов, основными принципами при организации среды для воспитания и
перевоспитания беспризорных должны были быть: - среда должна
удовлетворять богатую эмоциональность детей, содержать в себе большой,
постоянно пополняющийся материал для возбуждения и организации детского
интереса, здоровой детской активности; - среда должна
содействовать, с одной стороны, наиболее полному выявлению ценных свойств
каждого отдельного ребёнка, а с другой –использовать максимум коллективных
возможностей; - среда должна
быть построена на основе детского самоуправления; - направляющим и
организующим началом в учреждении должны быть «не воспитательские нравоучения
и список драконовских правил», а такая организация воспитательного процесса,
которая поневоле побуждала бы ребят к социально полезной деятельности; - в детучреждении
должна быть система открытых дверей. Всё перечисленное
необходимо и для нормальной работы любого детского учреждения, но в
учреждениях для трудновоспитуемых эти требования особенно обязательны и должны
быть грамотно проработаны. Постепенно
концепции педологии уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и
официальную педагогику. Режиму нужны были не личности с их
индивидуальностями, а коллективы, состоящие из послушных, ординарных,
пассивных «винтиков». Педология покушалась на устанавливающееся единство и
приоритет коллектива. Но были и
педагоги, которые разрабатывали теорию создания идеального человека именно
для советского общества. Одним из таких социальных педагогов был А.С.
Макаренко. Он считал, что социалистическое общество основано на принципе
коллективности. В нём не должно быть уединённой личности, то выпяченной в
виде прыща, то размельчённой в придорожную пыль, а есть член
социалистического коллектива. Воспитывая отдельную личность, нужно думать о
воспитании всего коллектива. Личность не должна иметь обособленной личной
судьбы, личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью
коллектива. Коллектив, который должен был быть первой целью советского
воспитания, должен был обладать совершенно определёнными качествами: 1. Коллектив
объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей
организации этого труда. 2. Коллектив
является частью советского общества, органически связанной со всеми другими
коллективами. 3. Коллектив есть
социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и
координирования. 4. Коллектив –
часть боевого фронта человечества в эпоху мировой революции. Из этих положений
вытекают и все детали развития личности. Целью деятельности А.С. Макаренко
было воспитание энергичных и идейных членов социалистического общества,
способных без колебаний в каждый момент своей жизни найти правильный критерий
для личного поступка, способных и от других требовать подобного поведения. На одних позициях
с Макаренко стоял и В.Н. Сорока-Росинский. Он считал, что в деле воспитания
является необходимым понимание взаимоотношения двух принципов:
принудительности и добровольничества. С одной стороны, это начальная и
конечная стадии одного и того же педагогического процесса. В нём на первых
порах дело ставится по принципу обязательности и вытекающего отсюда
принуждения, но затем большая часть работы представляется свободному выбору
воспитанников. Прежде обязательные виды деятельности выполняются детьми
добровольно, и, наконец, свободная инициатива, самодеятельность и
добровольная работа становятся основой всей жизни коллектива. Но, с другой
стороны, эти сферы необходимо разграничивать. Таким образом, в ином понимании
принудительность и самостоятельность не могут сводиться один к другому, они
лишь дополняют друг друга. В.Н. Сорока-Росинский предлагал следующие методы
работы с трудными подростками: • постоянный надзор; • педагогическое использование всех душевных
особенностей воспитанников и надлежащее направление и культура их душевной
энергии; • общественный и правильно организованный труд;
• поощрения детей за хорошие поступки,
успехи.. Таким образом,
одним из важнейших направлений педологической и социально-педагогической
науки было определение взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым,
создание определённых социальных условий воспитания, организованной
педагогической среды, положительно влияющей на воспитание и перевоспитание
ребёнка. Проблемы
воспитания, образования и становления личности были особенно актуальны в
рассматриваемый период. Об этом свидетельствует обилие институтов,
занимавшихся активной научно-исследовательской деятельностью по решению этих
проблем. |
|
||
|
|
|
|
|