«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

Н.С. Сажина, С.Ю. Овчинникова

Проблема беспризорности
в педагогической науке в 1920-е годы

Проблема беспризорности в России в 1920-е годы остро стояла не только на практике, но и перед педагогической наукой. В этот период педагогическая наука переживала свой рассвет, особенно такие её направления как педология и социальная педагогика.

Педология – это наука о всестороннем и комплексном изучении ребёнка. Её предметом изучения являлся ребёнок, как естественное целое в процессе его биологического развития, с одной стороны, и ребёнок, как объект воздействия на него воспитателя с другой. Задачей педологов было вырастить здорового, интеллектуально развитого, творчески активного, способного справиться с серьёзными психологическими и физическими перегрузками ребёнка. Для этого создавались психологические лаборатории и педагогические кабинеты, проводившие работу по обследованию биологических особенностей беспризорных, по изучению их среды жизни и по систематическому наблюдению за ними.

Педологи не просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, предохраняя психику от перегрузок. Основополагающей закономерностью педологи считали, что не ребёнок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система программ и методик должна обратиться к ребёнку в соответствии с его природой. Это мнение разделяли и лучшие социальные педагоги.

Огромную роль в становлении и развитии отечественной педологии сыграли П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.П. Залкинд, В.П. Кащенко. Они

занимались педологией «исключительного детства». «Исключительными» назывались:

- дети с физическими недостатками (калеки, слепые, глухонемые);

- трудные, причём среди них выделялось две группы: первая – трудные дети в действительном смысле слова; вторая – дети, социально выбитые из колеи;

- дети высокоодарённые, необычайно талантливые, выделяющиеся из массы теми или иными яркими особенностями поведения.

Среди трудных детей второй группы, т.е. социально испорченных, в особую категорию выделялись беспризорные. По мнению педологов, невозможно справиться с беспризорностью как явлением без комплексного изучения самого беспризорного и среды его окружавшей. Соответственно, подходить к изучению беспризорного нужно было в первую очередь через анализ социальных условий, определяющих как эмоции, так и оценки ребёнка, и через наблюдение беспризорного в жизни. Анализ среды при этом должен был давать оценку её условий с точки зрения «жизнесохранения и борьбы за существование» в ней ребёнка и подростка. Исходя из вышесказанного, подобный анализ проводился по следующим направлениям: а) социально-классовые моменты среды; б) трудовые моменты среды; в) бытовые моменты среды; г) богатство и разнообразие условий среды; д) сложность явлений и процессов в среде, выдвигаемых ею заданий; е) динамичность и действенность среды; ж) физические факторы среды.

Но для более объективной оценки характера беспризорного, объяснения его поступков и построения воспитательной работы с ним необходимо было также проводить обследование его биологических особенностей. Эти функции, должны были выполнять психологические лаборатории и психологические кабинеты, которые занимались изучением среды обитания беспризорников, и систематическим наблюдением за ними в процессе их жизни и работы.

Педологи использовали различные приёмы работы с беспризорными по социо-психологической реабилитации. Среди наиболее популярных приёмов можно отметить следующие:

- зарисовка или фотографирование детей в различных ситуациях (во время жизни на улице, работы, ссор, в детдомах, на собраниях);

- записи и описание игр, песен, жаргона, частушек, ругани;

- сбор творческих работ ребят;

- запись высказываний по поводу выдающихся явлений, поступков, театральных пьес, киносеансов;

- запись отзывов о книгах, отдельных персонажах, героях, вождях;

- записи наблюдателя за жизнью ребят (в форме дневников);

- ведение индивидуальных дневников для каждого ребёнка;

- ведение учётных карточек работы ребят;

- записи данных о физическом состоянии детей;

- записи анкетных данных (при желании детей).

Первичные обследования беспризорных позволяли выделить критерии для деления их на группы и организации определённых методов работы с ними. Так, А.Б. Залкинд, выбрав в качестве одного из критериев отношение беспризорных к своему состоянию, делил их на тех, кто хочет и пытается изменить свою жизнь, и добровольно прибегает к воспитательной помощи, и тех, кто сопротивляется воспитанию, убегает и в итоге принудительно водворяется в воспитательные учреждения

По мнению педологов, основными принципами при организации среды для воспитания и перевоспитания беспризорных должны были быть:

- среда должна удовлетворять богатую эмоциональность детей, содержать в себе большой, постоянно пополняющийся материал для возбуждения и организации детского интереса, здоровой детской активности;

- среда должна содействовать, с одной стороны, наиболее полному выявлению ценных свойств каждого отдельного ребёнка, а с другой –использовать максимум коллективных возможностей;

- среда должна быть построена на основе детского самоуправления;

- направляющим и организующим началом в учреждении должны быть «не воспитательские нравоучения и список драконовских правил», а такая организация воспитательного процесса, которая поневоле побуждала бы ребят к социально полезной деятельности;

- в детучреждении должна быть система открытых дверей.

Всё перечисленное необходимо и для нормальной работы любого детского учреждения, но в учреждениях для трудновоспитуемых эти требования особенно обязательны и должны быть грамотно проработаны.

Постепенно концепции педологии уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. Режиму нужны были не личности с их индивидуальностями, а коллективы, состоящие из послушных, ординарных, пассивных «винтиков». Педология покушалась на устанавливающееся единство и приоритет коллектива.

Но были и педагоги, которые разрабатывали теорию создания идеального человека именно для советского общества. Одним из таких социальных педагогов был А.С. Макаренко. Он считал, что социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нём не должно быть уединённой личности, то выпяченной в виде прыща, то размельчённой в придорожную пыль, а есть член социалистического коллектива. Воспитывая отдельную личность, нужно думать о воспитании всего коллектива. Личность не должна иметь обособленной личной судьбы, личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива. Коллектив, который должен был быть первой целью советского воспитания, должен был обладать совершенно определёнными качествами:

1. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда.

2. Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами.

3. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования.

4. Коллектив – часть боевого фронта человечества в эпоху мировой революции.

Из этих положений вытекают и все детали развития личности. Целью деятельности А.С. Макаренко было воспитание энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебаний в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных и от других требовать подобного поведения.

На одних позициях с Макаренко стоял и В.Н. Сорока-Росинский. Он считал, что в деле воспитания является необходимым понимание взаимоотношения двух принципов: принудительности и добровольничества. С одной стороны, это начальная и конечная стадии одного и того же педагогического процесса. В нём на первых порах дело ставится по принципу обязательности и вытекающего отсюда принуждения, но затем большая часть работы представляется свободному выбору воспитанников. Прежде обязательные виды деятельности выполняются детьми добровольно, и, наконец, свободная инициатива, самодеятельность и добровольная работа становятся основой всей жизни коллектива. Но, с другой стороны, эти сферы необходимо разграничивать. Таким образом, в ином понимании принудительность и самостоятельность не могут сводиться один к другому, они лишь дополняют друг друга. В.Н. Сорока-Росинский предлагал следующие методы работы с трудными подростками:

постоянный надзор;

педагогическое использование всех душевных особенностей воспитанников и надлежащее направление и культура их душевной энергии;

общественный и правильно организованный труд;

поощрения детей за хорошие поступки, успехи..

Таким образом, одним из важнейших направлений педологической и социально-педагогической науки было определение взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым, создание определённых социальных условий воспитания, организованной педагогической среды, положительно влияющей на воспитание и перевоспитание ребёнка.

Проблемы воспитания, образования и становления личности были особенно актуальны в рассматриваемый период. Об этом свидетельствует обилие институтов, занимавшихся активной научно-исследовательской деятельностью по решению этих проблем.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению