«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 2

 

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Л.В.Мардахаев, Н.И.Никитина

Некоторые аспекты профессиональной подготовки
 будущих социальных педагогов к работе с родителями

В каких направлениях профессиональной педагогической деятельности Вы испытывали наибольшие затруднения? На этот вопрос попросили ответить будущих социальных педагогов, студентов ГОУ СПО «Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского» г. Москвы, ГОУ СПО «Педагогический колледж №13 им. С.Я. Маршака» г. Москвы после прохождения ими трёх видов практики (психолого-педагогической, социально-педагогической, в учреждениях дополнительного образования). Среди прочих ответов («работа с педагогически запущенными детьми», «профилактика и разрешение педагогических конфликтов», «изучение психологических особенностей различных социальных и возрастных групп», «развитие творческих способностей детей», «сплочение детского коллектива и развитие самоуправления» и др.) одно из первых мест занимала проблема эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

Действительно, профессиональная деятельность социального педагога не всегда опирается на поддержку родителей; молодые специалисты иногда не могут установить должный контакт с семьёй подопечного. Поэтому совершенствование такого аспекта профессиональной подготовки будущих педагогов как методика работы с родителями становится сейчас как никогда актуальной.

Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов в колледже осуществляется в соответствии с личностно-ориентированным подходом. Как отмечает В.В. Сериков, основой личностно-ориентированного образования можно считать учебную ситуацию. К основным типам конструирования учебной ситуации относятся: технология задачного подхода, технология учебного диалога, технология имитационных игр. Подробнее остановимся на учебном диалоге, так как он наиболее удачно использовался нами в процессе обучения студентов, будущих социальных педагогов, методике взаимодействия с родителями.

Так, например, в ходе диалога о причинах, препятствующих гармонизации взаимоотношений между педагогом и родителями, сами студенты сформулировали некоторые из них: недостаточно высокий уровень социально-психологической культуры как родителей, так, к сожалению, и педагогов; неумение налаживать деловое и личностное сотрудничество, несформированность у родителей «педагогической рефлексии», т.е. неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причину своих педагогических ошибок; непонимание родителями самоценности периодов детства, отрочества и юности.

В ходе диалога студенты вспомнили слова Ш.А. Амонашвили: «Детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению. Детство – это вовсе не время досужего препровождения и радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании».

Профессиональный интерес у нас вызвал диалог «Показатели эффективности работы социального педагога с семьёй». Студенты определили следующие показатели: увеличение количества и качества вопросов к социальному педагогу образовательного учреждения, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира, отношения с окружающими; появление интереса у родителей к содержанию занятий, которые организует социальный педагог; возникновение дискуссий по вопросам воспитания по инициативе самих родителей; стремление родителей к личностно-деловому взаимодействию с социальным педагогом и продуктивному сотрудничеству со специалистами образовательного учреждения.

В особо оживлённой атмосфере прошёл диалог «Этапы работы социального педагога с коллективом родителей». На нём студенты неожиданно для себя обнаружили, что результаты их самостоятельной профессиональной деятельности в периоды практики отражают данные современных исследований: установление партнёрских отношений между специалистом и семьёй возможно лишь при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения, которую В.А Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт». Обсуждение каждого этапа сопровождалось «иллюстрациями», которые приводили студенты как из своей практической деятельности, так из своего родительского опыта, если таковой имелся. Кратко опишем каждый из этапов работы.

На первом этапе происходит моделирование общения на предстоящую деятельность. Это своеобразная подготовка социального педагога к деловому и личностному взаимодействию с родителями, создание установки на эмоционально-положительное отношение к ребёнку и родителям. Моделируется содержание и форма работы с родителями. На втором этапе формируются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество, основа которого улучшение взаимоотношений между родителями и ребёнком, формирование у родителей положительного образа ребёнка. Главное на этом этапе – заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Третий этап – формирование у родителей более полного образа ребёнка и правильное его восприятие путём сообщения им информации о ребёнке, которая может быть для них неожиданной, социальный педагог раскрывает неизвестные им стороны личности ребёнка. Четвёртый этап – ознакомление педагога с особенностями семейного воспитания ребёнка. Заметим, только после успешного прохождения первых трёх этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении возникает потребность поделиться со специалистом сведениями о проявлениях индивидуальности ребёнка дома. Пятый этап – совместное с родителями исследование личности ребёнка; планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы детей, а также с учётом возможностей, индивидуальных особенностей как родителей, так и социального педагога.

Не менее значимыми в профессионально-педагогическом плане для нас и студентов были следующие диалоги: а) «Принципы взаимодействия социального педагога с семьёй», в ходе которого определись следующие позиции: личностная заинтересованность родителей во взаимодействии с социальным педагогом; доверительность отношений, вера родителей в тактичность, доброжелательность, порядочность, профессионализм педагога; «эмансипации родителей», т.е. их освобождение от неадекватных взглядов, установок на воспитание и самого ребёнка, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что поможет и лучше понять своих детей; б) «Условия оптимизации взаимодействия социального педагога и семьи», в процессе которого студенты сформулировали следующие профессиональные установки: проявление искреннего интереса социального педагога к родителям воспитанника; умение активно слушать родителей, умение дать почувствовать им их значимость для педагога; развитие педагогической рефлексии родителей; оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями. Базой для установления эффективного личностно-делового социально-педагогического взаимодействия с родителями является наличие у специалиста педагогического такта, что подразумевает ориентацию на индивидуальные качества родителей, их психические состояния, переживаемые отношения в совместной деятельности. Ведь суть личности родителей не в пассивном усвоении готового психологического, социально-педагогического опыта или в принятии обстоятельств, а в преобразовании их, в преобразовании своей деятельности и, в конечном счёте, в самоизменении.

В процессе же самих учебных диалогов сложилась атмосфера продуктивного взаимодействия студентов и преподавателей, а одним из результатов стало создание цикла тренинговых занятий с родителями с учётом диагностических исследований, проведённых студентами в периоды практики. Основные задачи занятий: сократить психологическую дистанцию между социальным педагогом и родителями, сформировать у родителей более полный образ ребёнка, помочь им в совместной деятельности с ребёнком лучше понять его возрастные и индивидуальные особенности, воспринимать его таким, какой он есть; содействовать тому, чтобы родители и дети больше времени проводили вместе; развивать у родителей навыки педагогической рефлексии; сформировать у родителей более высокий уровень самосознания, самоуважения; создать условия для эмоциональной разрядки; научить спокойно, терпеливо слушать других. Как отмечают студенты, проводившие тренинговые занятия с родителями на практике, после занятий увеличилось число родителей, пришедших на индивидуальное консультирование, что связано с наработкой зоны доверия между родителями и педагогом, осознанием того, что он реально может помочь в решении возникших трудностей в воспитании ребёнка.

Результатом же практико-ориентированной профессиональной подготовки в колледже студентов по специальности «Социальная педагогика» являются сформированные профессиональная готовность и подготовленность к самостоятельной социально-педагогической деятельности с родителями воспитанников образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению