«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

С.Н. Рандина

Реализация принципов Антона Семёновича Макаренко
в условиях стационарного отделения
 учреждения социального обслуживания семьи и детей

10 лет Центр социальной помощи семье и детям «Отрада» осуществляет комплексную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В нашем Центре функционируют: приёмное отделение, стационарное отделение, отделение психолого-педагогической помощи, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, отделение семейных воспитательных групп, кризисное отделение для мужчин, организационно-методическое отделение, отделение сопровождения опекаемых несовершеннолетних. Каждое отделение выполняет свою роль в реабилитации детей.

Одним из ключевых отделений в направлении работы по реабилитации несовершеннолетних от 3 до 18 лет выступает стационарное отделение. Сюда поступают дети с нарушениями психоэмоциональной сферы, задержкой психофизического развития, лишённые любви, заботы со стороны взрослых. Нередко они пережили психологическое, физическое или сексуальное насилие, вследствие чего у детей сформировался стереотип поведения с недоверием к окружающему миру, с повышенным чувством агрессии к себе и окружающим людям.

 Работая в стационарном отделении, создавая атмосферу психологической комфортности и безопасности для ребёнка, формируя условия для реабилитации несовершеннолетних, педагоги ориентируются на классический опыт А.С. Макаренко. В его трудах изложены принципы социальной педагогики в работе с трудновоспитуемыми несовершеннолетними. Несмотря на то, что со времени появления этих принципов прошло почти сто лет, они до сих пор актуальны и современны. Это принципы:

1.          Гуманного отношения к ребёнку, требующего принимать ребёнка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей, помогать ему в преодолении трудной жизненной ситуации, проявлять доброжелательное, корректное отношение к людям.

2.          Безопасности. Предполагает обеспечение безопасности ребёнка, защиту его от внешних угроз со стороны родителей или их законных представителей.

3.          Защиты законных прав и интересов ребёнка, когда специалисты оказывают ребёнку правовую помощь, обеспечивают защиту его прав и интересов в судебном порядке.

4.          Постепенности. Принцип требует определения реальных сроков реабилитации несовершеннолетних, исходя из их интересов, индивидуальных и личностных особенностей.

Поступая в стационар, несовершеннолетний помещается в приёмное отделение и знакомится с психологом, который помогает ему преодолеть страх перед будущими изменениями, первоначально адаптироваться, снять стрессовое состояние. Совместно с социальным педагогом психолог проводит беседы и первоначальную диагностику. Эта работа способствует выявлению личностных проблем несовершеннолетнего, оказания ему эмоциональной поддержки. На этом этапе с ребёнком работает и педагог, который впоследствии будет проводить педагогическую реабилитацию. Он знакомит ребёнка с правилами, которые приняты в детском коллективе, рассказывает о том, как живут и чем занимаются воспитанники, отвечает на вопросы, которые возникают у ребёнка. Предварительная работа педагога облегчает «вхождение» ребёнка в детский коллектив и помогает выстраивать доверительные отношения с воспитанником.

 По окончании медицинского обследования ребёнок переходит в реабилитационную группу. Группы формируются в зависимости от возраста и пола ребёнка, что способствует реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику, позволяет ребёнку почувствовать себя в безопасности.

 Роль педагога заключается в восстановлении утраченных связей, разрушении сложившегося негативного стереотипа воспитанника как неблагополучного, создания условий для самореализации детей, укрепления их веры в свои силы, создания ситуации успеха. Педагогу, по выражению А.С. Макаренко, нужна совершенно ясная педагогическая программа, которая способна увлечь детей, подействовать на их чувства, вызвать ожидание хороших перемен.

 В нашем Центре педагогами и психологами проводится диагностика несовершеннолетних, по результатам которой составляется индивидуальная программа реабилитации ребёнка. В программе реабилитации мы ставим конкретные цели и задачи, разрабатываем систему мероприятий по достижению этих задач.

 Дети посещают индивидуальные и групповые занятия, которые способствуют выходу ребёнка из состояния стресса, расширяют кругозор детей, приобщают к нормам и правилам, принятым в обществе, активизируют веру несовершеннолетнего в свои возможности.

 При общении с детьми педагоги уделяют целенаправленное внимание каждому ребёнку, помогают воспитывать в нём чувство собственного достоинства, не сравнивают воспитанника с другими, так как дети очень остро реагируют, если при них хвалят другого. Эффективнее сравнить поведение ребёнка сегодня с его поведением вчера, акцентируя внимание на положительных моментах и достижениях ребёнка.

 Кроме этого, каждый ребёнок включается в общие мероприятия, которые проходят в Центре, что позволяет ему открыть свои таланты, придаёт чувство уверенности в своих силах.

 Также в отделении существует система дополнительного образования. Деятельность кружков позволяет не только занять свободное время ребёнка, но и развивать трудовые навыки, формировать первичные профессиональные навыки. Дети нашего Центра принимают участие в работе трудового лагеря, организованного на базе клуба по месту жительства. Это позволяет детям расширять свой круг общения, приобретать уникальный социальный опыт.

 Залогом успеха социальной реабилитации ребёнка является взаимодействие специалистов. Примером этого взаимодействия является медико-психолого-педагогический консилиум, на котором решаются вопросы, связанные с процессом реабилитации ребёнка, вносятся дополнения.

 Принимая положительные стороны коллективного воспитания и отдавая приоритет семейному воспитанию, наше учреждение уже на протяжении десяти лет реализует принципы А.С. Макаренко в реабилитации несовершеннолетних. Опыт свидетельствует, что гармоничные семейные отношения благотворно влияют на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, помогают в будущем преодолеть асоциальный опыт, накопленный ими с собственными родителями.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению