«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

М.П. Кашина

«Книга для родителей» – учебник по семейному воспитанию

В настоящее время педагогическая наука охватывает огромный спектр актуальных психологических, социальных, нравственных проблем, изучение и рассмотрение которых невозможно представить без опоры на фундаментальные теоретические источники, составляющие основу развития педагогики. Безусловно, на протяжении многовековой истории становления педагогической мысли было создано множество трудов, посвящённых частным аспектам воспитания, обучения и образования личности. Между тем, в истории педагогики существует определённая плеяда педагогов-новаторов, творчество и труды которых представляют неоценимое наследие для педагогов современности. Среди таких личностей особое место занимает А.С. Макаренко. Наряду со знаменитой «Педагогической поэмой» он создал также такие произведения, как «Флаги на башнях», «Марш 30 года», пьеса «Мажор», «Книга для родителей», множество статей и лекций, касающихся самых разных проблем, одной из которых является проблема семейного воспитания. К этой проблеме обращались такие отечественные и зарубежные авторы, как П.П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие. Однако особого внимания заслуживает «Книга для родителей» А.С. Макаренко, посвящённая раскрытию отдельных аспектов воспитания в семье. Актуальность и значение данной книги неоспоримы, и сегодня её с полным правом можно назвать учебником по семейному воспитанию. Чему же учит это гениальное произведение, что позволяет отнести его к настольной книге для каждого педагога и родителя?

«Почему я решил написать эту книгу? – говорил А.С. Макаренко, выступая в Харьковском государственном педагогическом институте 9 мая 1939 года. – Последние два года я работал в управлении НКВД УССР, в отделе трудовых колоний, и организовал трудовые колонии. Мне уже пришлось меньше возиться с беспризорными, чем с “семейными” детьми. Если в коммунах Горького и Дзержинского были беспризорные, то последние годы пришлось больше собирать детей “семейных”. Я должен был присмотреться, заинтересоваться семьёй, и мне показалось нужным написать такую книгу для родителей» [1, c. 113]. В «Книге для родителей» раскрываются своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. Во второй части книги – “Лекциях о воспитании” он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навыков в семье [3, c. 77]. Обратимся к каждой из вышеуказанных проблем и попробуем рассмотреть её с точки зрения актуальности в современном обществе.

В этой лекции Макаренко заостряет внимание читателей на важнейшем вопросе о родительском авторитете в семье: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет…» [2, c. 364]. «Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами» [2, c. 368], – пишет Макаренко, выделяя при этом следующие виды ложного авторитета: авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонёрства, любви, доброты, дружбы и подкупа. К сожалению, система ложных авторитетов, которые рассматривает великий педагог, широко распространена и в настоящее время, обнаруживая значительные недостатки современного семейного воспитания. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской сознательности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» [2, c. 368].

Третья лекция посвящена другому важнейшему воспитательному аспекту – детской дисциплине: «… дисциплина создаётся не отдельными какими-нибудь “дисциплинарными” мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. Правильная дисциплина – это тот хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами…» [2, c. 371]. Неразрывно с дисциплиной связан и режим детской жизни: «…режим – это средство воспитания. Поэтому режим может иметь различный характер в зависимости от обстоятельств. Каждый режим должен отличаться целесообразностью, определённостью, точностью. Главная цель режима – накопление правильного дисциплинарного опыта…» [2, c. 380]. Акцентируя внимание на режиме, Макаренко пишет о том, что, требуя от ребёнка соблюдения режима, родители должны помнить и о собственном режиме. Конечно, режим родителей и ребёнка имеют различия, но они не должны быть принципиальными. Предъявляя определённые требования к режиму дня ребёнка, современные родители зачастую не обращают внимания на значимость их собственных привычек, живут беспорядочно, не подчиняясь никакому режиму.

В четвёртой лекции Макаренко обращается к проблеме игры и это не случайно – очень часто родители упускают из вида такой важный аспект детской жизни, а ведь именно игра позволяет ребёнку развиваться, в некоторой степени подготавливая его к будущей деятельности. «Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях» [2, c. 392], – отмечает педагог. Сегодня проблема игры приобретает особое значение, когда многие родители наивно полагают, будто обилие разнообразных игрушек способствует наилучшему развитию ребёнка, в действительности же это приводит лишь к излишней избалованности.

Семейное хозяйство – другой важнейший воспитательный вопрос, интересующий Макаренко и рассмотренный в пятой лекции о воспитании. «Семейное хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина. При помощи правильного руководства в области семейного хозяйства воспитываются: коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки, оперативная способность» [2, c. 394], – утверждает Макаренко. Этот вопрос крайне важен и сегодня. Невозможно воспитать ребёнка без привлечения его к совместному хозяйству, участию в домашнем труде.

Труд – неотъемлемая часть жизни любого человека. По замечанию Макаренко, «правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры» [2, c. 404]. Раскрытие сущности трудового воспитания составляет содержание шестой лекции: «трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [2, c. 405].

В «Лекциях о воспитании» А.С. Макаренко рассматривает множество важнейших воспитательных вопросов, один из которых – половое воспитание. Традиционно вопрос о половом воспитании представляется наиболее сложным, однако, как отмечает Макаренко, «он становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов» [2,c. 416]. Закономерно, что половое воспитание во времена создания «Книги для родителей» отличается от сегодняшнего. Между тем, актуальным и в наши дни является следующее утверждение: «половая жизнь будущего человека воспитывается всегда, на каждом шагу, когда родители или воспитатели даже и не думают о половом воспитании» [2, c. 419]. Действительно, вся совокупность окружающей ребёнка внешней обстановки – улица, средства массовой информации, сверстники так или иначе, зачастую отрицательно влияют на его представление о половой жизни.

И, наконец, заключительная, восьмая лекция посвящена воспитанию у нового поколения культурных навыков. «Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организовано сознательно, сопровождается некоторым планом, правильным методом и контролем, – отмечает Макаренко, при этом делая акцент на необходимости освоения ребёнком культурных навыков с самого раннего возраста. – Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» [2, c.428]. Раннее приобщение к культуре начинается, казалось бы, с мелочей – доброй сказки, интересного стихотворения, красивой песни. Однако, как отмечает Макаренко, «хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания» [2, с. 428]. Вопрос о культурном воспитании особенно актуален в современном обществе информационных технологий, телевидения, компьютеризации. Значимость национального культурного воспитания не вызывает сомнений и заставляет задуматься о возрождении исконно русской культуры, содержащей нечто вечное, ценное и, к сожалению, сегодня утраченное.

Изначально «Книга для родителей» была задумана Макаренко как фундаментальное произведение в 4-х томах, своего рода энциклопедия семейного воспитания. Можно лишь пожалеть, что замысел этот остался незавершённым. Трудно, тем не менее, переоценить значение сделанного А.С. Макаренко для развития проблемы семейного воспитания. Его фундаментальный труд «Книга для родителей» в оригинальной и увлекательной форме освещает отдельные аспекты данного вопроса и представляет особую ценность для педагогов, родителей и всех неравнодушных к проблемам семьи и семейного воспитания.

 

Библиографический список

1.     Балабанович Е.З. А.С.Макаренко: очерк жизни и творчества человека и писателя. М., 1951.
2.     Макаренко А.С. Книга для родителей. Петрозаводск, 1959.
3.     Никитин В.А. Социальная педагогика. М., 2002.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению