«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

А.А. Мурзабаева, Е.В. Новопашина

Наследие А.С. Макаренко
и современная реабилитационная педагогика

Специфика реабилитационной педагогики настолько сложна и неоднозначна, что не позволяет пока выделять её в самостоятельную педагогическую отрасль. Как учебная дисциплина она включает много дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, самого предмета реабилитационной педагогики и понятия «педагогическая реабилитация».

 Реабилитационная педагогика это научное направление, объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания, и хотя, ему уже более 200 лет, теоретическая область реабилитационно-педагогической деятельности находится сегодня лишь в стадии формирования.

 Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей [5, с.268].

Интенсивное развитие в последнее время этой новой научной и учебной дисциплины в России обусловлено рядом причин:

во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить катастрофический рост числа социально дезадаптированных детей и подростков;

во-вторых, логикой развития самой науки, педагогики в частности, где всё больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности, междисциплинарности и вместе с тем к дифференциации в научном познании. В целом для науки последней трети XX в. характерно формирование множества новых, пограничных областей социального знания;

в-третьих, новыми ценностными основаниями образования и воспитания, прежде всего их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребёнок в этом мире может и должен стать ценной личностью;

в-четвёртых, потребностями возникшей в России в середине 90 гг. широкой разноведомственной сети социально-реабилитационных учреждений для работы с социально дезадаптированными несовершеннолетними, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом обеспечении.

Усиление внимания к психолого-педагогическому и социально-педагогическому аспектам реабилитации связано во многом с оформлением социальной педагогики как самостоятельной науки.

Содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается в научных исследованиях либо как процесс, либо как комплекс, система мер (педагогических, психологических, медицинских, социальных), направленных на помощь ребёнку стать полноценной, социально полезной личностью. (Б.Н. Алмазов Н.А. Баранова, С.А. Беличева, С.А. Вайзман, М.А. Жданова, В.В. Морозов). Накопившиеся в данной области эмпирические и теоретические знания требуют осмысления и систематизации.

На наш взгляд, особенно важно для дальнейшего развития этого направления новое прочтение теории и практики социально-педагогической деятельности А.С.Макаренко. Разработанная им высокотехнологичная система воспитания, направленная на преодоление подростковой дезадаптации, безусловно, может служить одним из основных источников решения проблем реабилитации детства.

 Странно, но даже в свете последних государственных устремлений на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, реальный опыт «безрецидивной» педагогики Макаренко, его гениальный социально-педагогический эксперимент ресоциализации «трудных» подростков остаются без должного внимания.

Незнание подлинного опыта Макаренко и его теоретических работ, посвящённых проблемам воспитания и перевоспитания ведёт к тому, что у многих специалистов, осуществляющих социально-педагогическую реабилитацию (сотрудники учреждений социальной сферы) имя А.С. Макаренко ассоциируется с воспитательной работой в массовой советской школе и исправительных учреждениях для правонарушителей, построенной на коммунистической идеологии.

За основу процесса реабилитации сегодня берётся индивидуально-психологический подход, панацеей считаются индивидуальные консультации психолога, социально-педагогические тренинги и ролевые игры.

Макаренко один из первых указывал на то, что неверно видеть причины социальной дезадаптации только в личностных особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многолетние отечественные исследования также доказывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации» [1, с. 53] .

Сегодня особенно актуально проанализировать с новых ценностных позиций социально-педагогическую технологию перевоспитания А.С. Макаренко, реабилитационный потенциал которой не использован в должной мере в современных моделях ресоциализации, применяемых в социально-реабилитационных учреждениях.

Основой созданной им воспитательной системы служила педагогически организованная среда жизнедеятельности подростков, направленная на социальное оздоровление человека (духовное, нравственное, физическое), где главную реабилитационную функцию выполнял воспитательный коллектив.

А то, что провозглашается сегодня основными принципами реабилитационной работы и осуществляется на практике, по сравнению с опытом Макаренко выглядит явно невыразительно и мелкомасштабно.

Мы видим у него не просто включение в группу, в коллектив сверстников, а создание единого воспитательного коллектива (детей и взрослых), представляющего собой воспитательную систему «целостный социальный организм» [4], «свободное объединение людей…хорошо дисциплинированный одухотворённый коллектив, связанный тесными узами дружбы» [3, с. 96], где в качестве одной из целей и одновременно принципом и средством выступает «идея защищённости личности в коллективе» [2, с. 197], не просто воспитание трудовых навыков, а серьёзное производство на хозрасчётной основе, участие всего коллектива в экономической и управленческой деятельности, приобретение реальных специальностей и развитие активной жизненной позиции. Одно из основных положений личностно-социальной концепции Макаренко – это развитие качеств личности, позволяющих быть хозяевами и творцами собственной жизни, а не иждивенческих (в чём преуспевают наши учреждения, работающие с детьми, оставленными без попечения родителей).

Макаренко шагнул дальше современных программ и карт реабилитации (содержащих, в основном, описание условий жизни ребёнка, характера взаимоотношений и перечень реабилитационных мероприятий), говоря о необходимости «проектировки личности», создании программы человеческого характера, включающей всё содержание личности [2, с.129–130]. Возникающие сегодня проблемы в ходе социально-педагогической реабилитации можно объяснить слабостью и неясностью перспективы и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, характерной для нашего общества, в то время как учреждения Макаренко отличало наличие открытой жизненной перспективы, как для личности, так и для целого коллектива.

Только вот для успешного применения макаренковской педагогики в современных условиях, по его же словам, требуется большое творчество, требуется душа, личность.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. Пед. сочинения: В 8 т. Т.1. М., 1983.

2. Макаренко А.С. Пед. сочинения: В 8 т. Т.4. М., 1984.

3. Макаренко. А.С. Пед. сочинения: В 8 т. Т 7. М., 1986.

4. Теория и практика воспитания. Рязань, 1997.

5. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеева, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластёнина. 3-е изд., перераб. М., 2004.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению