«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

С.В. Смирнова

Воспитанницы А.С. Макаренко

В большинстве работ А.С. Макаренко и публикаций о его педагогической деятельности в качестве объекта воспитания, воздействия воспитателя выступают мальчики-коммунары. Наш интерес сосредоточен на поиске материалов, иллюстрирующих общее и специфику в воспитании девочек, их дальнейших судеб, как профессиональных, так и личностных.

Обращение к опыту Антона Семёновича Макаренко не случайно, поскольку гендерный подход актуален и по сей день.

Антон Семёнович придавал большое значение постановке перед собой практической цели: сделать из этого мальчика или девочки настоящего культурного советского человека, работника, которого можно будет выпустить из учреждения как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, политически образованного и воспитанного, здорового физически и психически. Среди девушек-коммунарок были выдающиеся организаторы, талантливые шлифовальщицы и артистки, заботливые санитарки и отличные спортсменки.

Так, воспитанницаТатьяна Клеточкина, впоследствии окончившая консерваторию, стала профессиональной артисткой. С первых дней пребывания в коммуне была направлена в швейную мастерскую. При коммуне был организован драмкружок. Обладавшая неплохим голосом, Таня Клеточкина вскоре вошла в его состав. Прошло четыре года, за время которых коммунары совершили не одну экскурсию: они побывали и в Крыму, и на Кавказе, и на Волге. Татьяна ходила заниматься к учителю музыки, который советовал ей идти в музыкальную школу. Она написала письмо в Московскую консерваторию, однако туда принимали лишь тех, кто имел некоторое музыкальное образование. А.С. Макаренко принял активное участие в дальнейшей музыкальной карьере девушки [1, с. 250].

 А.С. Макаренко придавал большое значение и выбору профессии воспитанницами. Примером этого может служить история Клавдии Тимофеевны Борискиной. До того, как Клавдия стала актрисой, она работала на заводе электрообмотчицей. Шефом коммуны являлся театр российской драмы. Когда народные артисты Крамов и Петров ставили у них спектакль, А.С. Макаренко посоветовал ей принять в нём участие. Позже она поступила в студию театра российской драмы. За многие годы работы в театре она исполняла такие роли, как Катюшу в «Детях Ванюшина», Машеньку в «Машеньке», Аниску в «Нашествии», иг­рала в «Мещанах», «Кому подчиняется время» и других спектаклях.

Ещё одним аспектом педагогической деятельности А.С. Макаренко является воспитание у коммунаров гражданственности, патриотизма. Среди воспитанниц Антона Семёновича были девушки, проявившие доблесть и отвагу в период Великой Отечественной войны. Он смог сделать из поступивших в коммуну трудновоспитуемых людей достойных защитников и патриотов Отечества. Говоря о защитниках Отечества, чаще всего подразумевают мужчин, но женщины-коммунарки показали, что они способны постоять за свой народ и выдержать все тяготы и невзгоды войны. Нам удалось собрать материал о некоторых из них.

Ганна Красникова. Работала в коммуне на заводе им. Феликса Эдмундовича Дзержинского (ФЭД) по производству фотоаппаратов. Свою рабочую жизнь она начала с обмотчицы, затем стала хронометражистом и параллельно закончила вечерний индустриальный рабфак. Во время Великой Отечественной войны отдала много сил обороне своей любимой Отчизны. Была награждена медалью «За трудовую доблесть».

Другая воспитанница А.С.Макаренко, Олимпиада Витальевна Макаренко (коммунарка-дзержинка 1928–1935 гг., племянница Антона Семёновича, воспитывавшаяся в его семье, но считавшаяся равноправным членом коммунарского коллектива). Она была медсестрой и во время Великой Отечественной войны стала зенитчицей, воевала на Юго-Западном фронте в «Сталинградском» полку. Долгое время после войны работала в научном архиве Академии педагогических наук СССР [2, с. 34–38].

Галина Константиновна Геращенко (коммунарка-дзержинка 1934–1938 гг.) – ещё одна из воспитанниц А.С. Макаренко. Попав в коммуну 13-летней девочкой, воспитывалась в ней четыре года. Когда началась война, Галине было 19 лет. Работала в Воронежском издательстве, одновременно учась на курсах медсестёр. С первых ме­сяцев войны работала в эвакогоспитале, через год добровольно ушла на фронт. Старшина медицинской службы Галина Геращенко воевала с сентября 1942-го по май 1945-го на Кавказе, Украине, в Польше, Германии, Чехословакии. Она награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Многих вынесла с поля боя, спасая от смерти.

Подводя итоги нашего поиска, следует отметить действия А.С. Макаренко по установлению системы отношений с каждой воспитанницей, его настойчивое стремление разгадать тайну интересов и склонностей, присущих каждой отдельной девочке, создать условия для развития этих задатков, показать перспективы её дальнейшего жизненного пути.

Вопросы женского воспитания будут актуальны всегда, поскольку на женщине лежит большая ответственность за построение семьи, а значит и жизни общества в целом. Её воспитание имеет свою специфику. В особенности это относится к девочкам, попавшим в трудные условия жизни. Они более ранимы и требует к себе особого внимания, бережного отношения. У Антона Семёновича было много воспитанников и воспитанниц, но он смог уделить время каждому, помог им исправиться, выбрать жизненный путь, поддержать и обогреть добрым словом.

Таким образом, можно считать, что Антон Семёнович был одним из первых социальных педагогов, который работал со своими воспитанниками с учётом гендерного подхода.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. Марш 30-го года. М., 1967.

2. Чубаров Л.А. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). М.,1994. Ч. 1.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению