|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 3 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О.А. Белкина, И.В. Арямнова Реализация идей
А.С. Макаренко В Центре образования № 190 Творческое
применение педагогического наследия А.С. Макаренко актуально и для нашего общеобразовательного
учреждения. Концепция Центра образования
№ 190 опирается на утверждение А.С. Макаренко, что воспитательная система –
это обязательно живая система, сердцевину которой составляет элемент
творческого развития, изменения, совершенствования. Нами разработана,
теоретически обоснована и проходит экспериментальную проверку
функционально-ролевая модель воспитательной системы «Семицветие» в
соответствии с идеями гуманистического, личностно-ориентированного воспитания
в условиях отдалённого городского микрорайона. Эту модель мы определяем как
интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий
доброжелательность отношений, диалоговый характер общения, свободу творчества
и саморазвития участников образовательного процесса. Реализация основных
направлений воспитания происходит через традиционные коллективные дела. Центр образования
существует с В Центр
образования поступают в основном учащиеся, для которых очень важно
приобретение профессиональных навыков. В своих школах они, как правило, были
не очень успешны в учебе. Раннее получение профессии необходимо для них ещё и
потому, что большинство из них из малообеспеченных и неполных семей. Мы солидарны с
А.С. Макаренков в том, что каждая школа должна иметь своё лицо. Одно из ведущих
мест в воспитательной системе Центра занимает трудовое воспитание. Это
связано прежде всего с миссией нашего учебного заведения: возрождение и
развитие интеллектуальной и культурной
элиты рабочего класса – образованных, культурных, способных к активной и
эффективной деятельности в различных областях людей. В соответствии с
социальным заказом наши выпускники получают не только общее среднее
образование, но и профессиональную подготовку по ряду востребованных на рынке
труда профессий. Как и А.С. Макаренко,
мы считаем, что трудовое воспитание – это один из важнейших элементов
физической культуры, содействующий психическому, духовному и нравственному
развитию человека. Производительный труд как элемент воспитания применяется
при прохождении учебной практики по выбранному профилю технологической
подготовки. С этой целью администрация ОУ заключает договоры с предприятиями
и организациями города. Большой популярностью
среди ребят пользуется профиль автодело. Учебно-производственную практику они
проходят в автосервисе «Едиар». Общественное
питание – также один из самых востребованных профилей. Будущие повара
получают практические навыки в столовой №1 Уралтрансгаза и столовой №11
«Славянка». Наши продавцы проходят практику в магазинах «Кировский», «Купец»,
«Центральный», «Метро», где нередко потом остаются работать. В салоне красоты
«Екатерина» проходят практику девочки, которые учатся по профилю «Основы
косметологии и визажа». На профиле «Швейное дело» девочки шьют спецодежду для
учащихся других профилей. В Современное
производство немыслимо без применения информационных технологий. Ими
овладевают будущие секретари, получая в Центре навыки и умения владения
офисной техникой. Большое внимание в
Центре уделяется организации досуговой клубной деятельности, развивающей
творческие способности учащихся. Дополнительное образование в профильной
школе имеет свои особенности: оно учитывает интересы и склонности ученика к
будущей профессии. Так, возникли студии «Поварёнок», «Твой стиль», «Юный журналист».
Среди ребят пользуются популярностью спортивные секции по волейболу, баскетболу
и лёгкой атлетике. Любители танцевать реализуют своё хобби в кружках
современных танцев. Ежегодно учащиеся участвуют в районных и городских
конкурсах и занимают призовые места. При содействии
Администрации Октябрьского района Екатеринбурга были приобретены гитары и
оборудование в музыкальный клуб «Бюро находок». Ребята здесь играют, поют и
под руководством педагогов сами сочиняют песни. Так возник и наш «Гимн Центра
образования». Два здания нашей
школы оформлены поделками и рисунками детей из кружка «Твори, выдумывай,
пробуй». Клубная работа
строится на самоуправлении, здесь нет жёстких рамок урока, а руководители кружков
и секций – люди творческие, неравнодушные, с большим опытом работы. Педагогам
Центра образования свойственны уважение к личности ребёнка, вера в его
потенциальные возможности, «требовательная любовь». Мы убеждаем своих
воспитанников, что труд – основа преодоления трудностей не только внешних, но
и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Это созвучно
идеям А.С. Макаренко, который воспитывал людей трудолюбивых, ответственных за
своё дело. С целью привлечения школьников к производительному труду администрация
Центра образования заключила договор с районной службой занятости населения.
За денежное вознаграждение ребята трудятся на благоустройстве пришкольного
участка, под руководством и непосредственном участии учителей построена спортплощадка.
Доброй традицией стали трудовые десанты не только в школе, но и в посёлке. А.С. Макаренко
считал, что ребёнок – существо целостное и воздействовать на него необходимо
целостно. Следуя его заветам, Центр образования № 190 выполняет социальный
заказ по реабилитации подростков, имеющих отклонения в поведении и
испытывающих затруднения в обучении. В связи с особенностью контингента
учащихся особую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс
специальных форм активной помощи наиболее трудной категории воспитанников. В
нашем центре реализуется проект «Создание единого реабилитационного пространства
для дезадаптированного подростка». Целью проекта является создание
условий для защиты и охраны прав детства, обеспечение непрерывности и единого
подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для
полного и всестороннего восстановления детей и подростков «группы риска».
Цель проекта реализуется через решение следующих задач: 1. Формирование эффективной комплексной системы поддержки
дезадаптированных подростков. 2. Создание оптимальной среды для жизнедеятельности
учащихся, реализация индивидуальных программ реабилитации. 3. Распространение опыта по комплексной реабилитации детей
и подростков «группы риска». Проблема
перевоспитания трудных подростков решается также с помощью
психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко и
апробированных в его педагогической деятельности: - метода
переубеждения (ученику приводятся убедительные аргументы в пользу изменения
поведения, раскрываются возможные последствия неблаговидных поступков; ученик
включается в критический анализ своего поведения); - метода
переучивания, направленного на избавление от вредных привычек и включение
подростка в процесс приобретения нового нравственного опыта; - метода
переключения, связанного с чередованием занятий учёбой, трудом,
самообразованием и дополнительным образованием (в клубах, студиях, секциях,
кружках) и общественной работой. Все идеи А.С. Макаренко воплотить в жизнь,
конечно, очень сложно. За основу мы взяли те из них, которые в новых
исторических и социально-экономических условиях наиболее приемлемы для Центра
образования № 190 г. Екатеринбурга. |
|
||
|
|
|
|
|