«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

О.А. Белкина, И.В. Арямнова

Реализация идей А.С. Макаренко В Центре образования № 190

Творческое применение педагогического наследия А.С. Макаренко актуально и для нашего общеобразовательного учреждения.

Концепция Центра образования № 190 опирается на утверждение А.С. Макаренко, что воспитательная система – это обязательно живая система, сердцевину которой составляет элемент творческого развития, изменения, совершенствования. Нами разработана, теоретически обоснована и проходит экспериментальную проверку функционально-ролевая модель воспитательной системы «Семицветие» в соответствии с идеями гуманистического, личностно-ориентированного воспитания в условиях отдалённого городского микрорайона. Эту модель мы определяем как интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность отношений, диалоговый характер общения, свободу творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Реализация основных направлений воспитания происходит через традиционные коллективные дела.

Центр образования существует с 2000 г. В образовательном пространстве Екатеринбурга муниципальное образовательное учреждение (МОУ) Центр образования № 190 известно как учреждение, внедряющее в учебно-воспитательный процесс инновационные технологии. В 2007 г. наше учреждение стало победителем приоритетного национального проекта «Образование» и получило Президентский грант в 1 млн. рублей.

В Центр образования поступают в основном учащиеся, для которых очень важно приобретение профессиональных навыков. В своих школах они, как правило, были не очень успешны в учебе. Раннее получение профессии необходимо для них ещё и потому, что большинство из них из малообеспеченных и неполных семей.

Мы солидарны с А.С. Макаренков в том, что каждая школа должна иметь своё лицо. Одно из ведущих мест в воспитательной системе Центра занимает трудовое воспитание. Это связано прежде всего с миссией нашего учебного заведения: возрождение и развитие интеллектуальной и культурной элиты рабочего класса – образованных, культурных, способных к активной и эффективной деятельности в различных областях людей. В соответствии с социальным заказом наши выпускники получают не только общее среднее образование, но и профессиональную подготовку по ряду востребованных на рынке труда профессий.

Как и А.С. Макаренко, мы считаем, что трудовое воспитание – это один из важнейших элементов физической культуры, содействующий психическому, духовному и нравственному развитию человека. Производительный труд как элемент воспитания применяется при прохождении учебной практики по выбранному профилю технологической подготовки. С этой целью администрация ОУ заключает договоры с предприятиями и организациями города.

Большой популярностью среди ребят пользуется профиль автодело. Учебно-производственную практику они проходят в автосервисе «Едиар».

Общественное питание – также один из самых востребованных профилей. Будущие повара получают практические навыки в столовой №1 Уралтрансгаза и столовой №11 «Славянка». Наши продавцы проходят практику в магазинах «Кировский», «Купец», «Центральный», «Метро», где нередко потом остаются работать. В салоне красоты «Екатерина» проходят практику девочки, которые учатся по профилю «Основы косметологии и визажа». На профиле «Швейное дело» девочки шьют спецодежду для учащихся других профилей. В 2006 г. нами выигран муниципальный грант «Учимся работать и отдыхать красиво».

Современное производство немыслимо без применения информационных технологий. Ими овладевают будущие секретари, получая в Центре навыки и умения владения офисной техникой.

Большое внимание в Центре уделяется организации досуговой клубной деятельности, развивающей творческие способности учащихся. Дополнительное образование в профильной школе имеет свои особенности: оно учитывает интересы и склонности ученика к будущей профессии. Так, возникли студии «Поварёнок», «Твой стиль», «Юный журналист». Среди ребят пользуются популярностью спортивные секции по волейболу, баскетболу и лёгкой атлетике. Любители танцевать реализуют своё хобби в кружках современных танцев. Ежегодно учащиеся участвуют в районных и городских конкурсах и занимают призовые места.

При содействии Администрации Октябрьского района Екатеринбурга были приобретены гитары и оборудование в музыкальный клуб «Бюро находок». Ребята здесь играют, поют и под руководством педагогов сами сочиняют песни. Так возник и наш «Гимн Центра образования».

Два здания нашей школы оформлены поделками и рисунками детей из кружка «Твори, выдумывай, пробуй».

Клубная работа строится на самоуправлении, здесь нет жёстких рамок урока, а руководители кружков и секций – люди творческие, неравнодушные, с большим опытом работы. Педагогам Центра образования свойственны уважение к личности ребёнка, вера в его потенциальные возможности, «требовательная любовь».

Мы убеждаем своих воспитанников, что труд – основа преодоления трудностей не только внешних, но и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Это созвучно идеям А.С. Макаренко, который воспитывал людей трудолюбивых, ответственных за своё дело. С целью привлечения школьников к производительному труду администрация Центра образования заключила договор с районной службой занятости населения. За денежное вознаграждение ребята трудятся на благоустройстве пришкольного участка, под руководством и непосредственном участии учителей построена спортплощадка. Доброй традицией стали трудовые десанты не только в школе, но и в посёлке.

А.С. Макаренко считал, что ребёнок – существо целостное и воздействовать на него необходимо целостно. Следуя его заветам, Центр образования № 190 выполняет социальный заказ по реабилитации подростков, имеющих отклонения в поведении и испытывающих затруднения в обучении. В связи с особенностью контингента учащихся особую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс специальных форм активной помощи наиболее трудной категории воспитанников. В нашем центре реализуется проект «Создание единого реабилитационного пространства для дезадаптированного подростка». Целью проекта является создание условий для защиты и охраны прав детства, обеспечение непрерывности и единого подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для полного и всестороннего восстановления детей и подростков «группы риска». Цель проекта реализуется через решение следующих задач:

1. Формирование эффективной комплексной системы поддержки дезадаптированных подростков.

2. Создание оптимальной среды для жизнедеятельности учащихся, реализация индивидуальных программ реабилитации.

3. Распространение опыта по комплексной реабилитации детей и подростков «группы риска».

Проблема перевоспитания трудных подростков решается также с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности:

-   метода переубеждения (ученику приводятся убедительные аргументы в пользу изменения поведения, раскрываются возможные последствия неблаговидных поступков; ученик включается в критический анализ своего поведения);

-   метода переучивания, направленного на избавление от вредных привычек и включение подростка в процесс приобретения нового нравственного опыта;

-   метода переключения, связанного с чередованием занятий учёбой, трудом, самообразованием и дополнительным образованием (в клубах, студиях, секциях, кружках) и общественной работой.

 Все идеи А.С. Макаренко воплотить в жизнь, конечно, очень сложно. За основу мы взяли те из них, которые в новых исторических и социально-экономических условиях наиболее приемлемы для Центра образования № 190 г. Екатеринбурга.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению