«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

А.Е. Великанова

Кафедра социальной педагогики и психологии
Социального института как последователь и пропагандист
идей Антона Семёновича Макаренко

Сегодня мы можем говорить о многих городах, организациях и людях, которые связывают свою деятельность с именем и идеями Антона Семёновича Макаренко. Празднуя такую дату, как 120-я годовщина со дня рождения великого педагога и отмечая пятилетний юбилей Макаренковских педагогических чтений, мы хотели бы от лица студентов представить нашу кафедру социальной педагогики и психологии как последователя и пропагандиста идей А.С. Макаренко.

В течение пяти лет преподаватели нашей кафедры проводят огромную работу по изучению и пропаганде его психолого-педагогического наследия. Подтверждением тому являются и наши макаренковские студенческие педагогические чтения, которые систематически проводятся в течение пяти лет и уже три года имеют всероссийский статус. В них участвуют студенты и преподаватели разных ВУЗов Екатеринбурга и Свердловской области и многих других городов России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Преподаватели вместе со студентами и аспирантами из этих городов ежегодно публикуются в наших сборниках.

За четыре года вышло в свет 4 студенческих сборника научных работ. С теми материалами, которые прозвучат сегодня на педагогических чтениях, их будет пять. А предыдущие четыре сборника содержат 93 студенческие работы, посвящённые анализу психолого-педагогического наследия Антона Семёновича Макаренко. Педагогами кафедры за пять лет сделано 26 публикаций, связанных с творчеством Антона Семёновича.

В своё время Антон Семёнович Макаренко придавал огромное значение педагогическому коллективу, считая, что только длительно существующий, преданный своему делу, сплочённый и творческий коллектив педагогов может успешно вести дело воспитания и образования.

Сегодня мы, студенты, видим педагогов нашей кафедры именно такими. Это по-настоящему увлечённые своим делом специалисты, которые отличаются творческим подходом к работе и человеческим отношением к студенческой аудитории.

Взяв на вооружение идеи Антона Семёновича о руководстве коллективом, они сумели в последние пять лет сделать так, чтобы этими идеями «заразились» и студенты.

Работа, связанная с изучением творчества А.С. Макаренко, придала особый смысл нашей научно-исследовательской деятельности, сплотила нас.

Нам нравится, что у кафедры сегодня создались разнообразные связи с ВУЗами Екатеринбурга и других городов, с Президиумом Международной Макаренковской Ассоциации и её президентом Кораблёвой Татьяной Фёдоровной, что этот Президиум даёт высокую оценку работе наших педагогов как последователей и пропагандистов идей Макаренко.

У кафедры создались хорошие отношения с известным в России макаренковедом Анатолием Аркадьевичем Фроловым, человеком, впервые в России защитившем докторскую диссертацию по макаренковской тематике. А.А. Фролов – доктор педагогических наук, профессор, научный консультант Макаренковской лаборатории «Воспитательная педагогика Макаренко» в Нижегородском государственном педагогическом университете, автор и редактор нескольких учебников по педагогике. Анатолий Аркадьевич прислал несколько своих книг в дар кафедре, среди которых почётное место занимают два тома фундаментальной трилогии о творчестве А.С. Макаренко.

Тесная дружба связывает кафедру с центральным педагогическим музеем имени Антона Семёновича Макаренко, который находится в Москве и возглавляется Антоном Семёновичем Калабалиным, сыном героя «Педагогической поэмы» Семёна Калабалина (по книге – Карабанова). Наши студенческие сборники являются экспонатами московского музея. Эта дружба помогает кафедре в пропаганде и распространении идей Макаренко.

Нам студентам нравится тот факт, что у кафедры начинают развиваться связи с Полтавским педагогическим университетом (в прошлом учительским институтом, который когда-то закончил Антон Семёнович).

На днях в Полтавском университете состоится международная конференция, посвящённая сто двадцатой годовщине со Дня рождения выдающегося педагога, и на неё приглашен наш представитель, – Нина Георгиевна Санникова.

О ней хочется сказать особо, потому что это фанат и своего дела, и идей А.С. Макаренко. Когда-то благодаря «Педагогической поэме» Нина Георгиевна выбрала педагогическую профессию, а затем, в школе, работая с детьми, всегда следовала макаренковским принципам. И когда, будучи секретарем городского комитета комсомола, она руководила жизнью пионерии и комсомола г. Березники Пермской области, в основе этого руководства тоже лежали макаренковские принципы. А березниковская пионерия и школьный комсомол города жили и работали в те годы по методике Игоря Петровича Иванова – верного последователя Макаренко. И то, что кафедра социальной педагогики и психологии целенаправленно работает в макаренковском русле, – тоже её заслуга.

Сегодня от имени всего нашего студенчества хочется сказать большое спасибо нашим педагогам за их целеустремлённость, за преданность идеям Макаренко, пожелать им энтузиазма и терпения в работе с нами и, конечно же, продолжения макаренковских традиций.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению