|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 3 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ
А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ А.Е. Великанова Кафедра
социальной педагогики и психологии Сегодня
мы можем говорить о многих городах, организациях и людях, которые связывают
свою деятельность с именем и идеями Антона Семёновича Макаренко. Празднуя
такую дату, как 120-я годовщина со дня рождения великого педагога и отмечая
пятилетний юбилей Макаренковских педагогических чтений, мы хотели бы от лица
студентов представить нашу кафедру социальной педагогики и психологии как
последователя и пропагандиста идей А.С. Макаренко. В
течение пяти лет преподаватели нашей кафедры проводят огромную работу по
изучению и пропаганде его психолого-педагогического наследия. Подтверждением
тому являются и наши макаренковские студенческие педагогические чтения,
которые систематически проводятся в течение пяти лет и уже три года имеют
всероссийский статус. В них участвуют студенты и преподаватели разных ВУЗов
Екатеринбурга и Свердловской области и многих других городов России. Среди
них Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Преподаватели
вместе со студентами и аспирантами из этих городов ежегодно публикуются в
наших сборниках. За
четыре года вышло в свет 4 студенческих сборника научных работ. С теми
материалами, которые прозвучат сегодня на педагогических чтениях, их будет
пять. А предыдущие четыре сборника содержат 93 студенческие работы,
посвящённые анализу психолого-педагогического наследия Антона Семёновича
Макаренко. Педагогами кафедры за пять лет сделано 26 публикаций, связанных с
творчеством Антона Семёновича. В
своё время Антон Семёнович Макаренко придавал огромное значение
педагогическому коллективу, считая, что только длительно существующий,
преданный своему делу, сплочённый и творческий коллектив педагогов может успешно
вести дело воспитания и образования. Сегодня
мы, студенты, видим педагогов нашей кафедры именно такими. Это по-настоящему
увлечённые своим делом специалисты, которые отличаются творческим подходом к
работе и человеческим отношением к студенческой аудитории. Взяв
на вооружение идеи Антона Семёновича о руководстве коллективом, они сумели в
последние пять лет сделать так, чтобы этими идеями «заразились» и студенты. Работа,
связанная с изучением творчества А.С. Макаренко, придала особый смысл нашей
научно-исследовательской деятельности, сплотила нас. Нам
нравится, что у кафедры сегодня создались разнообразные связи с ВУЗами
Екатеринбурга и других городов, с Президиумом Международной Макаренковской
Ассоциации и её президентом Кораблёвой Татьяной Фёдоровной, что этот
Президиум даёт высокую оценку работе наших педагогов как последователей и
пропагандистов идей Макаренко. У
кафедры создались хорошие отношения с известным в России макаренковедом
Анатолием Аркадьевичем Фроловым, человеком, впервые в России защитившем
докторскую диссертацию по макаренковской тематике. А.А. Фролов – доктор
педагогических наук, профессор, научный консультант Макаренковской
лаборатории «Воспитательная педагогика Макаренко» в Нижегородском
государственном педагогическом университете, автор и редактор нескольких
учебников по педагогике. Анатолий Аркадьевич прислал несколько своих книг в
дар кафедре, среди которых почётное место занимают два тома фундаментальной
трилогии о творчестве А.С. Макаренко. Тесная
дружба связывает кафедру с центральным педагогическим музеем имени Антона
Семёновича Макаренко, который находится в Москве и возглавляется Антоном
Семёновичем Калабалиным, сыном героя «Педагогической поэмы» Семёна Калабалина
(по книге – Карабанова). Наши студенческие сборники являются экспонатами
московского музея. Эта дружба помогает кафедре в пропаганде и распространении
идей Макаренко. Нам
студентам нравится тот факт, что у кафедры начинают развиваться связи с
Полтавским педагогическим университетом (в прошлом учительским институтом,
который когда-то закончил Антон Семёнович). На
днях в Полтавском университете состоится международная конференция,
посвящённая сто двадцатой годовщине со Дня рождения выдающегося педагога, и
на неё приглашен наш представитель, – Нина Георгиевна Санникова. О ней
хочется сказать особо, потому что это фанат и своего дела, и идей А.С.
Макаренко. Когда-то благодаря «Педагогической поэме» Нина Георгиевна выбрала
педагогическую профессию, а затем, в школе, работая с детьми, всегда
следовала макаренковским принципам. И когда, будучи секретарем городского
комитета комсомола, она руководила жизнью пионерии и комсомола г. Березники
Пермской области, в основе этого руководства тоже лежали макаренковские
принципы. А березниковская пионерия и школьный комсомол города жили и
работали в те годы по методике Игоря Петровича Иванова – верного
последователя Макаренко. И то, что кафедра социальной педагогики и психологии
целенаправленно работает в макаренковском русле, – тоже её заслуга. Сегодня
от имени всего нашего студенчества хочется сказать большое спасибо нашим
педагогам за их целеустремлённость, за преданность идеям Макаренко, пожелать
им энтузиазма и терпения в работе с нами и, конечно же, продолжения
макаренковских традиций. |
|
||
|
|
|
|
|