«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 2

 

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

И В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Н.В. Спицина, Е.П. Верещагина

Психологический анализ личности воспитанника
в творческом наследии А.С. Макаренко

Чтобы проектировать формирование личности и грамотно управлять её развитием, необходимо хорошо знать её потенциальные возможности и психологические особенности. Это положение было основополагающим для А.С. Макаренко. «Проектировке личности, – считал он, – необходимо должен предшествовать анализ внутриколлективных и личных явлений» [1, с. 123].

Сегодня, обращаясь к творчеству замечательного педагога, мы находим в его художественных произведениях, статьях и выступлениях всё новые психологические идеи. Особый интерес представляет у него анализ личности воспитанника. Несмотря на то, что у А.С. Макаренко нет специальных работ, посвящённых такому анализу, им высказан ряд отдельных положений, мыслей и замечаний, которые позволяют представить его систему взглядов по этой проблеме.

Она проявляется прежде всего в характеристиках А.С. Макаренко на воспитанников коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, которые качественно отличаются от характеристик, составляемых учителями 30-х гг., да и многими современными учителями, характеризующими учащегося только как субъекта учебной деятельности, т.е. с позиций наличия навыков, умений и способностей. Такие характеристики отличаются определённым рационализмом, нацеленностью учителей на интеллектуальное развитие детей и отсутствием должного внимания к воспитанию чувств, недооценкой необходимости индивидуального подхода к учащимся с учётом их индивидуальных свойств. Статус, роли, мотивы поведения и, наконец, характер учащегося оцениваются в зависимости от того, как он учится: положительно оценивается личность сильного по успеваемости учащегося, отрицательно – личность слабоуспевающего.

А.С. Макаренко, напротив, стремился увидеть в воспитаннике прежде всего целостную личность с её желаниями, интересами, намерениями, переживаниями. Он явно чувствителен к эмоциональному миру ребёнка, что проявляется в высказываниях: живой, замечательно доброе настроение, улыбчив, излишняя сухость, спокойный, вялый, один из самых страстных людей и т. д.

Специфика анализа способностей в характеристиках воспитанников А.С. Макаренко выражается, во-первых, в том, что наряду с выделением общих способностей он называет и различные виды специальных способностей: литературные, лингвистические, конструкторские, организаторские. Во-вторых, часто отмечает уровень развития способностей: малоспособен, незаурядные способности, хорошие способности, самые средние способности, один из самых способных, самый способный. В-третьих, и это самое важное, способности характеризуются как компонент общей структуры личности: обладает способностями, но имеет вялый характер; имеет большие способности и отличается напористостью и умением добиться цели; хорошие способности, но неяркий характер; малоактивна, добросовестна и работоспособна; умён, способен, хорошо дисциплинирован; обладает литературными способностями, но сознательно избирает профессию инженера. В этих высказываниях проявляется внимание к личности как целому, в частности к своеобразию взаимосвязи способностей и характера, ибо, в конечном счёте, успехи личности в учении и труде определяются именно тем, как сочетаются эти стороны психики человека.

А.С. Макаренко решительно выступает против попыток рассматривать одни качества личности изолированно от других. Обращает внимание выделение им в личности воспитанников устойчивых интегративных свойств, которые имеют обобщённый характер и условно могут быть названы глобальными: лучший тип коммунара, интеллигент, слесарный гений коммуны, во всех отношениях примерный. Желая акцентировать своеобразие личности, он часто использует следующие высказывания: в сущности, нечестная натура; живая цельная натура; по натуре очень добр; очень добропорядочная, честная, благородная натура. Термин «натура» употребляется, как правило, в тех случаях, когда автор хочет подчеркнуть стержневые, глубоко укоренившиеся, ставшие неотъемлемыми для этой личности черты.

А.С. Макаренко удавалось талантливо подмечать индивидуальное своеобразие личности каждого воспитанника. Это проявляется в подчёркивании степени выраженности отдельных качеств, которая отличает того или иного воспитанника. Причём эти качества представляют, как правило, самые главные, системообразующие свойства личности: самый организованный; самый способный; очень женственна; самый боевой коммунар; образец легкомыслия; очень способен; совершенно честен; отличается напористостью и умением добиваться цели.

Психологическое мастерство А.С. Макаренко состоит и в том, что сущность личности раскрывается им в динамике, в противоречивости. Обращает на себя внимание указание на нестабильность, незавершённость отдельных личностных свойств. А.С. Макаренко отмечает начальный этап развития, удачи и неудачи воспитанника на пути саморазвития и самосовершенствования и как бы приоткрывает возможные достижения: ещё не достаточно развит; последнее время заметно выровнялся; старается быть хорошим товарищем, это ему отчасти удаётся.

Потенциальные особенности личности далеко не всегда превращаются в актуальные и могут выражать собой только тенденцию её развития. Поэтому степень уверенности А.С. Макаренко в успешности прогноза различна: можно быть уверенным; уверенным в успехе нельзя быть; можно надеяться. Причём, и это самое важное, в каждом случае даётся объяснение того или иного прогноза, степени уверенности в нём: на него можно положиться в любом деле как на взрослого культурного человека, обладающего большим достоинством и умного.

Важной особенностью каждой аналитической характеристики у педагога является выделение таких сторон личности, на которые можно опереться при проектировании её дальнейшего развития. В этом отношении очень примечательна характеристика Братченко Антона, о котором у Макаренко сказано так: «В колонии он никогда ничего не крал, любил отстаивать правду, но совершенно не способен был понять логику дисциплины, которую он принимал постольку, поскольку был согласен с тем или иным положением в каждом отдельном случае. Никакой обязанности для себя в порядках колонии он не признавал и не скрывал этого. …С воспитателями он был невыносимо груб, но в его грубости всегда было что-то симпатичное, так что наши воспитатели и не оскорблялись. В его тоне не было ничего хулиганского, даже просто неприязненного, настолько в нём всегда преобладала человечески страстная нотка, – он никогда не ссорился из-за эгоистических побуждений» [2, с. 98]. Правильно подмеченная доброта в характере этого воспитанника и станет впоследствии опорой для воспитателей в работе с ним.

Таким образом, характер понимания ребёнка связан у А.С. Макаренко с глубоким проникновением в его психологию, с постоянной перепроверкой, пересмотром своего мнения о воспитаннике, рассмотрением его со всех сторон, с выдвижением гипотез относительно путей дальнейшего развития личности и перепроверкой их. В конечном итоге это, как известно, приводило к хорошим воспитательным результатам.

«В настоящее время педагогическое значение таких наук, как психология и биология, очень слабо разработано, – писал А.С. Макаренко в статье “Проблемы школьного советского воспитания”. – Очень вероятно, что в ближайшее время мы будем свидетелями самых широких открытий в этих областях, которые позволят нам более осмотрительно и более точно пользоваться показаниями этих наук…» [1, с. 247].

Открытий действительно в последние десятилетия сделано немало. Но и сегодня нам как психологам есть чему поучиться у А.С. Макаренко.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ.ст., примеч., коммент. С. Невской. М., 2003.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению