|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6 марта
2008 г. Раздел 2 ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО И В СОВРЕМЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Н.В. Спицина, Е.П. Верещагина Психологический
анализ личности воспитанника Чтобы проектировать формирование личности и грамотно управлять
её развитием, необходимо хорошо знать её потенциальные возможности и психологические
особенности. Это положение было основополагающим для А.С. Макаренко.
«Проектировке личности, – считал он, – необходимо должен предшествовать
анализ внутриколлективных и личных явлений» [1, с.
123]. Сегодня, обращаясь к творчеству замечательного педагога,
мы находим в его художественных произведениях, статьях и выступлениях всё
новые психологические идеи. Особый интерес представляет у него анализ
личности воспитанника. Несмотря на то, что у А.С. Макаренко нет специальных
работ, посвящённых такому анализу, им высказан ряд отдельных положений,
мыслей и замечаний, которые позволяют представить его систему взглядов по
этой проблеме. Она проявляется прежде всего в
характеристиках А.С. Макаренко на воспитанников коммуны им. Ф.Э.
Дзержинского, которые качественно отличаются от характеристик, составляемых
учителями 30-х гг., да и многими современными учителями, характеризующими
учащегося только как субъекта учебной деятельности, т.е. с позиций наличия
навыков, умений и способностей. Такие характеристики отличаются определённым
рационализмом, нацеленностью учителей на интеллектуальное развитие детей и
отсутствием должного внимания к воспитанию чувств, недооценкой необходимости
индивидуального подхода к учащимся с учётом их индивидуальных свойств.
Статус, роли, мотивы поведения и, наконец, характер учащегося оцениваются в
зависимости от того, как он учится: положительно оценивается личность
сильного по успеваемости учащегося, отрицательно – личность слабоуспевающего.
А.С. Макаренко, напротив, стремился увидеть
в воспитаннике прежде всего целостную личность с её
желаниями, интересами, намерениями, переживаниями. Он явно чувствителен к
эмоциональному миру ребёнка, что проявляется в высказываниях: живой, замечательно доброе настроение,
улыбчив, излишняя сухость, спокойный, вялый, один из самых страстных людей
и т. д. Специфика анализа способностей в
характеристиках воспитанников А.С. Макаренко выражается, во-первых, в том,
что наряду с выделением общих способностей он называет и различные виды
специальных способностей: литературные, лингвистические, конструкторские,
организаторские. Во-вторых, часто отмечает уровень развития способностей: малоспособен, незаурядные способности,
хорошие способности, самые средние способности, один из самых способных,
самый способный. В-третьих, и это самое важное, способности
характеризуются как компонент общей структуры личности: обладает способностями, но имеет вялый характер; имеет большие
способности и отличается напористостью и умением добиться цели; хорошие
способности, но неяркий характер; малоактивна, добросовестна и
работоспособна; умён, способен, хорошо дисциплинирован; обладает
литературными способностями, но сознательно избирает профессию инженера.
В этих высказываниях проявляется внимание к личности как целому, в частности
к своеобразию взаимосвязи способностей и характера, ибо, в конечном счёте,
успехи личности в учении и труде определяются именно тем, как сочетаются эти
стороны психики человека. А.С. Макаренко
решительно выступает против попыток рассматривать одни качества личности
изолированно от других. Обращает внимание выделение им в личности
воспитанников устойчивых интегративных свойств, которые имеют обобщённый
характер и условно могут быть названы глобальными: лучший тип коммунара, интеллигент, слесарный гений коммуны, во всех
отношениях примерный. Желая акцентировать своеобразие личности, он часто
использует следующие высказывания: в сущности,
нечестная натура; живая цельная натура; по натуре очень добр; очень
добропорядочная, честная, благородная натура. Термин «натура»
употребляется, как правило, в тех случаях, когда автор хочет подчеркнуть
стержневые, глубоко укоренившиеся, ставшие неотъемлемыми для этой личности
черты. А.С. Макаренко удавалось талантливо
подмечать индивидуальное своеобразие личности каждого воспитанника. Это
проявляется в подчёркивании степени выраженности отдельных качеств, которая
отличает того или иного воспитанника. Причём эти качества представляют, как
правило, самые главные, системообразующие свойства
личности: самый организованный; самый
способный; очень женственна; самый боевой коммунар;
образец легкомыслия; очень способен; совершенно честен; отличается
напористостью и умением добиваться цели. Психологическое мастерство А.С. Макаренко
состоит и в том, что сущность личности раскрывается им в динамике, в
противоречивости. Обращает на себя внимание указание на нестабильность, незавершённость
отдельных личностных свойств. А.С. Макаренко отмечает начальный этап
развития, удачи и неудачи воспитанника на пути саморазвития и самосовершенствования
и как бы приоткрывает возможные достижения: ещё не достаточно развит; последнее время заметно выровнялся; старается
быть хорошим товарищем, это ему отчасти удаётся. Потенциальные особенности личности далеко
не всегда превращаются в актуальные и могут выражать собой только тенденцию
её развития. Поэтому степень уверенности А.С. Макаренко в успешности прогноза
различна: можно быть уверенным;
уверенным в успехе нельзя быть; можно надеяться. Причём, и это самое
важное, в каждом случае даётся объяснение того или иного прогноза, степени
уверенности в нём: на него можно
положиться в любом деле как на взрослого культурного человека, обладающего
большим достоинством и умного. Важной особенностью каждой аналитической
характеристики у педагога является выделение таких сторон личности, на
которые можно опереться при проектировании её дальнейшего развития. В этом
отношении очень примечательна характеристика Братченко
Антона, о котором у Макаренко сказано так: «В колонии он никогда ничего не
крал, любил отстаивать правду, но совершенно не способен был понять логику дисциплины,
которую он принимал постольку, поскольку был согласен с тем или иным
положением в каждом отдельном случае. Никакой обязанности для себя в порядках
колонии он не признавал и не скрывал этого. …С воспитателями он был
невыносимо груб, но в его грубости всегда было что-то симпатичное, так что
наши воспитатели и не оскорблялись. В его тоне не было ничего хулиганского,
даже просто неприязненного, настолько в нём всегда преобладала человечески
страстная нотка, – он никогда не ссорился из-за эгоистических побуждений» [2,
с. 98]. Правильно подмеченная доброта в характере этого воспитанника и станет
впоследствии опорой для воспитателей в работе с ним. Таким образом,
характер понимания ребёнка связан у А.С. Макаренко с глубоким проникновением
в его психологию, с постоянной перепроверкой, пересмотром своего мнения о воспитаннике,
рассмотрением его со всех сторон, с выдвижением гипотез относительно путей
дальнейшего развития личности и перепроверкой их. В конечном итоге это, как
известно, приводило к хорошим воспитательным результатам. «В настоящее время педагогическое значение таких наук, как
психология и биология, очень слабо разработано, – писал А.С. Макаренко в
статье “Проблемы школьного советского воспитания”. – Очень вероятно, что в
ближайшее время мы будем свидетелями самых широких открытий в этих областях,
которые позволят нам более осмотрительно и более точно пользоваться
показаниями этих наук…» [1, с. 247]. Открытий действительно в последние десятилетия сделано
немало. Но и сегодня нам как психологам есть чему поучиться у А.С. Макаренко.
Библиографический
список 1. Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании. М., 1952. 2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма /
Сост., вступ.ст., примеч., коммент. С. Невской. М.,
2003. |
|
||
|
|
|
|
|