|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 6
марта 2008 г. Предисловие 2008 год – год
особенный для мировой педагогической общественности. Во всём мире он проходит
под знаком 120-летия со Дня Рождения выдающегося педагога XX в.,
учёного-мыслителя, писателя Антона Семёновича Макаренко. Сегодня его знают и
чтят как талантливого практика и гениального теоретика во всех странах мира.
Заслуженным свидетельством такого международного признания стало широко
известное решение ЮНЕСКО в 1988 г., касающееся всего 4-х педагогов,
определивших способы педагогического мышления в XX веке. Это американец Дж.
Дьюи, немец Г. Кершенштайнер, итальянка М. Монтессори и наш соотечественник –
А.С. Макаренко. Он был назван ЮНЕСКО Учителем всех Времён и Народов. Такого
звания никто ранее не удостаивался. А.С. Макаренко для нас не только история,
он – настоящее и будущее как отечественной, так и мировой педагогики. В чём же
заключаются его заслуги? Может быть, в том, что 3 тыс. колонистов, которым он
посвятил свою жизнь, стали настоящими людьми, настоящими гражданами своего
отечества и ни один из них впоследствии не вернулся на преступный путь, как
пишет об этом С. Гладыш? [1]. Конечно, и в этом
тоже. Его гениальная педагогическая мысль формировалась и развивалась в
условиях специфических воспитательных учреждений для трудных детей и
подростков, большинство из которых были настоящими преступниками. Однако
Макаренко вышел далеко за границы трудного детства. Руководитель, педагог,
психолог, писатель, гражданин, глубоко болеющий за судьбу страны и её
будущее, он представил миру такую систему воспитания, управления социальным
формированием и развитием личности, какой до него не знала мировая
педагогика. Известный
российский макаренковед А.А. Фролов, характеризуя А.С. Макаренко как
социального педагога-реформатора, выделяет в его творчестве три
основополагающих момента [2]: 1) Макаренко
устранил главный недостаток педагогики – размытость её предмета и
методологии, неопределённость сферы её участия в развитии
социально-гуманитарного знания и практическом решении проблем экономики,
культуры, государственности и общественности. Макаренко развил
и утвердил многовековую традицию приоритета воспитания в педагогике,
обосновал воспитание как главный предмет науки педагогики. 2) Макаренко как
педагог-практик, мыслитель и писатель, художник слова обогатил понятие
педагогики как искусства, подробно разработав как педагогические такие
искусствоведческие категории как «стиль» и «тон», «эстетическое оформление
жизни коллектива», «этика и эстетика отношений» и т.д. Не случайно его
«Педагогическая поэма» расценивается зарубежной педагогической критикой как
«художественный манифест педагогики», в котором глубоко и конкретно-образно
раскрывается удивительный мир педагогики, высокое предназначение и
поэтический смысл воспитания, его духовная сущность. 3) Третья
особенность и значение педагогики А.С. Макаренко – его активное вторжение в
сферу базовых социально-гуманитарных наук. Его наследие даёт убедительный
пример влияния педагогики на связанные с ней науки. Ведущими
специалистами признан творческий вклад А.С. Макаренко в развитие
педагогической психологии, психологии личности, социальной психологии, этики
и т.д. Отмечается значимость наследия педагога для развития экономической
науки: «Педагогика А.С. Макаренко не школьная, а социальная, она становится
особенно нужной сейчас, когда экономический анализ без оценки
социально-культурных явлений будет несовершенным и неполным»[3] Сегодня
отмечается вклад А.С. Макаренко в развитие литературоведения и литературной
критики, литературной эстетики. Макаренковские идеи и практика учитываются в
юриспруденции, даже в области медицины (психотерапии). Отмечается роль
Макаренко-учёного в развитии средств и норм русского языка. В 50-е гг.
прошлого века началось исследование философских основ макаренковского
наследия. В настоящее время ведутся исследования связей теории и практики
А.С. Макаренко с идеями социального менеджмента. Что касается
педагогики, то здесь его феномен заключается в том, что любая её область
опирается на разработки А.С. Макаренко. Без его идей педагогика для нас
просто немыслима. Педагогический
феномен А.С. Макаренко уникален не только разносторонностью, но и
поразительной глубиной мысли, таким постижением педагогической истины, при
котором человеку открываются самые сокровенные тайны воспитания. Его
педагогические труды поражают своей философичностью и тончайшим
психологизмом. Современные во все времена, доступные и понятные для каждого,
они действуют на читателей завораживающе и формируют педагогическое мышление
даже у людей, далёких от педагогики. А педагогов его работы заставляют
думать, искать, творить, создавать свои методики, побуждают хоть в чём-то
соответствовать его педагогическому гению. Учитель всех
Времён и Народов, он популярен сегодня во всём мире: в Японии, Франции,
Германии, Англии, Америке и т.д. Однако в России до сих пор творчество
Макаренко как учёного не получило полной и объективной оценки. Нередко его
учение трактовалось и использовалось в нашей образовательной системе в связи
с политической и педагогической конъюнктурой. Это сказалось и на качестве
изучения его наследия в педагогических вузах. Немногие будущие педагоги
способны просто назвать произведения великого педагога. И уж совсем немногие
прочитали их. Наши студенческие
макаренковские педагогические чтения призваны изменить это положение. Они
проводятся кафедрой социальной педагогики и психологии Социального института
(СоИн) Российского государственного профессионально-педагогического
университета (РГППУ) уже пятый раз, помогая студентам более основательно
приобщиться к психолого-педагогическому наследию и А.С. Макаренко и его
современников, стоявших у истоков социальной педагогики как науки. Настоящий сборник
включает в себя материалы 5-х Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений 2008 г., посвящённых 120-й годовщине со Дня рождения
А.С. Макаренко. Они проходили в СоИн 6 марта 2008 г. под девизом «Учитель
всех Времён и Народов». Авторами сборника
являются студенты и преподаватели СоИн и других вузов России. Почётное место
среди них занимают такие видные учёные в области социальной педагогики, как
Л.В. Мардахаев – доктор педагогических наук, профессор (Москва) и А.А. Фролов
– доктор педагогических наук, профессор (Нижний Новгород). Не первый раз в
число наших авторов входят Президент Международной макаренковской ассоциации
– Т.Ф. Кораблёва, кандидат философских наук, доцент (Москва), председатель
Санкт-Петербургского отделения межрегионального общественного объединения
(МОО) «Макаренковское содружество» – Н.Н. Коршунова, кандидат педагогических
наук, доцент (Санкт-Петербург) и профессор Южного федерального университета
(ЮФУ) – Р.М. Ситько (Ростов-на-Дону), руководитель Центра «Человеческий и
социальный капитал» Федерального института развития образования – М.Б. Зыков,
кандидат философских наук, доцент (Москва). Предметом нашей
особой гордости в этом году является участие в сборнике представителей
Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г.
Короленко – в прошлом учительского института, который в 1917 г. закончил А.С.
Макаренко, – М.В. Гринёвой – доктора педагогических наук, профессора,
заведующей кафедрой педагогического мастерства и ассистента этой кафедры –
Н.В. Беляевой (Украина). Дружба с кафедрой Полтавского педагогического
университета – для нас ещё один шаг навстречу А.С. Макаренко. Сборник состоит
из трёх разделов. В первом рассматриваются историко-педагогические
особенности творчества А.С. Макаренко. Второй посвящён влиянию идей
социального менеджмента на его педагогическое творчество и развитие
социальной педагогики. Третий раздел раскрывает современный опыт
социально-педагогической деятельности, опирающийся на педагогическое наследие
великого педагога. Авторы публикаций
рассматривают самые разные стороны психолого-педагогического наследия А.С.
Макаренко, имеющие непреходящее значение для развития социальной и общей
педагогики. Они касаются проблем и сущности трудового, коллективистского и
семейного воспитания, вопросов управленческой деятельности великого педагога
и преемственности его идей в современности. То, что в
студенческом сборнике рядом с именами студентов стоят имена серьёзных учёных,
имеет огромное воспитательное значение. Такое содружество вызывает у студента
чувство гордости и стимулирует его к участию в научной работе. Так, в наших
4-х предыдущих сборниках опубликованы статьи и тезисы 93 студентов. Конечно,
им ещё далеко до совершенства. Но в данном случае важнее другое – «заразить»
студента стремлением работать с первоисточниками, анализировать, вырабатывать
своё отношение к прочитанному и выражать свои позиции. При этом большое
значение имеет возможность получить знания о Макаренко не из учебников, а от
самих авторов этих учебников, так сказать, из первых рук. Да и в каких
учебниках найдёшь сегодня материалы «о гуманитарной экспертизе наследия А.С.
Макаренко» (Т.Ф. Кораблёва), «концепции “Воспитательного реактора” в его
теории и практике» (М.Б. Зыков), сущности полемики о В.А. Сухомлинском и А.С.
Макаренко (А.А. Фролов), использовании идей великого педагога при
профессиональной подготовке студента к управленческой деятельности (М.В.
Гринёва, Л.В. Мардахаев)? В данном сборнике приняли участие 22
студента СоИн и других вузов. Почти все они публикуются впервые, но за первым
разом непременно последуют второй и третий. А это значит, что не прервётся
связь времён и преемственность поколений, что не останется без внимания
студенчества современный педагогический опыт, опирающийся на идеи А.С.
Макаренко. В настоящем
издании этот опыт нашёл своё отражение в статьях Д.Н. Симонова и А.Д.
Беспалова, А.Е. Великановой, О.А. Белкиной и И.В. Арямновой, С.Н. Рандиной об
образовательных учреждениях Екатеринбурга, в статьях Л.В. Мардахаева и Е.В.
Никитиной (Москва), М.В. Гринёвой и Н.В. Беляевой (Полтава), Р.М. Ситько
(Ростов-на-Дону). Они, как и остальные публикации сборника, подтверждают признание
А.С. Макаренко Учителем всех Времён и Народов, гениальная педагогическая
мысль которого устремлена в будущее. 1. Гладыш С.Д. Дети большой беды. М.,
2004. С. 211. 2. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР,
России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005
гг., критический анализ) / А.А. Фролов. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской
академии гос. службы, 2006. С. 10–21. 3. Цит. по: Фролов А.А. А.С. Макаренко в
СССР, России и мире. С. 21. Н. Г. Санникова |
|
||
|
||⇦: |
|
|
|