«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 3

 

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.С. МАКАРЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

А.В. Лазарев

Воспитательная функция туризма по Макаренко

«Воспитание непременнейших качеств гражданина, борца, патриота неразрывно связано с воспитанием воли, мужества, сознания долга и ответственности, умения реально оценивать трудности и преодолевать их» [2, с. 64]. Формирование именно этих качеств у своих воспитанников А.С. Макаренко считал одной из главных задач воспитания. Но по глубокому убеждению педагога, их нельзя сформировать внушениями или назиданиями. «Попробуйте серьёзно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами, – говорил он. – Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, всё равно в чём – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» [1, с. 57–58].

В своей практике педагог ежедневно, ежечасно стремился к созданию таких условий и для коллектива, и для каждого воспитанника. Его дети стоят в ночных караулах у знамени, участвуют в больших туристических походах и маршах, военно-спортивных играх, вырабатывающих смелость, мужество и сноровку, занимаются гимнастикой, летом ходят босиком, а зимой без шапок.

«Можно ли закалить человека, если обмотать его ватой, чтобы он не простудился?... Нельзя закалить человека, если не ставить перед ним трудных задач, на которых иногда можно и сорваться. Если вы будете бояться, что он сорвётся, не поставите трудных задач, значит он обязательно сорвётся» [1, с. 472].

В формировании здоровой и сильной личности воспитанника большое место в своей воспитательной практике А.С. Макаренко отводил туризму, коллективным поездкам и походам, сама подготовка к которым становилась своеобразным методом воспитания, связанным для коммунаров с достижением приятной перспективы.

«Мы каждый год совершали походы. Я им придавал большое значение, – читаем мы у Макаренко. – В коммуне мы совершили 6 походов. Эти походы мы совершали так. Под походом разумелось: поездка по железной дороге, обязательно пеший марш на расстояние не меньше 80–100 км, лагерь, обратный марш и снова железная дорога. Такие походы назначались с осени. Для меня этот поход был важен как летняя перспектива, та же самая, которую вы имеете перед собой, думая, куда вы поедете в отпуск летом, мечтаете и готовитесь. Так и коллектив готовился к походам» [1, с.349].

«Для меня этот поход имел огромное значение, потому что в течение всего года я мобилизовал вокруг похода и каждого человека, и весь коллектив, и материальные условия, и вёл культурную и всякую другую подготовку. Например, чтобы совершить поход по Кавказу – на Владикавказ, Тбилиси, Батуми, надо было целую зиму готовиться, надо было посылать разведчика, чтобы знать, где можно ночевать, кормиться, с кем можно договориться. В разведку посылался коммунар. В последние годы мы дошли до такой тонкости подготовки походов, что, например, мы знали, выходя из Харькова коллективом в 500 человек, на каком километре, возле какого километрового столба коммунар Иванов передаст коммунару Петрову бас, который надо было нести по всей Военно-Грузинской дороге. Он не может нести его на расстоянии 400 километров, он играет, когда это надо, а несут этот бас все воспитанники, каждый по 10 километров. И точно было известно возле какого километрового столба, какому коммунару должен быть передан бас» [1, с. 350].

Вдумайтесь, сколько серьёзных воспитательных моментов здесь отражено: формирование ответственности за коллектив, чувства локтя, взаимовыручки и взаимоподдержки, умения преодолевать физические трудности и т.д. А если учесть, что походы осуществлялись на заработанные воспитанниками средства, то ко всему прибавляется ещё и формирование хозяйского отношения к совместно нажитому.

В длительных маршах и походах всегда остро стоят вопросы дисциплины. У Макаренко в походах дисциплина оттачивается и крепнет. Причём достигается это усилиями самих воспитанников, которые в интересах коллектива воздействуют не только друг на друга, но и на окружающих. В этом отношении особо примечателен случай с капитаном, с которым коммунары 15 дней плыли пароходом по Волге. «Капитан даже водку пил с нашего разрешения. Страшный был пьяница, и мы его вызвали на общее собрание после того, как он посадил на мель пароход около Самары» [1, с.350].

Туризм в практике А.С. Макаренко доказывает не только благотворное влияние на развитие выносливости, силы, ловкости, быстроты, но и на общее эмоционально-психическое состояние личности, что выражается в снижении нервозности, улучшении общего эмоционального фона. Происходит единение человека с природой, появляется чувство гармонии с ней. Но главное в походах – это развитие и укрепление межличностных отношений в коллективе. Пережитые вместе походные трудности и радости роднят и сближают. По окончании путешествия дети возвращались в колонию ещё более близким, дружным коллективом.

В таком единении шлифуются и крепнут коллективные традиции, заложенные ранее. Одной из таких традиций в коммуне было шефство старших воспитанников над малышами. Оно продолжалось и находило своё развитие в длительных походах и маршах. Педагог пишет об этом так: «…самые маленькие не имели отдельной палатки: там, где шефы, там и корешки. Они вместе купаются, вместе катаются на лодках, и в кино вместе, и играют вместе. Иногда старшие что-нибудь читают вслух.

Никакой школьной воспитательной работы старшие не проводят. Но у них настоящее братство, настоящие братские отношения к малышам. И такое братство сохраняется на всю жизнь» [1, с.394].

Дисциплинированности, внутренней подтянутости и чувству гордости за свой коллектив в походах коммунаров способствовали и традиции, связанные со знаменем. А.С. Макаренко считал их важнейшей инструментовкой «для организации коллективной чести», потому что когда «высоко взвивается школьное знамя, встаёт вопрос о чести коллектива» [1, с.395]. Поэтому знамя было обязательным атрибутом всех походов. «Когда мы шли в город, или в поход, или на прогулку, – вспоминает Антон Семёнович, – мы шли со знаменем. Идешь как-то иначе» [1, с.395].

Под знаменем у человека возникает другое мироощущение. Особые мироощущения даёт и сам туризм с его традициями. Средствами туризма осуществляется нравственно-патриотическое и моральное воспитание. Туристско-краеведческая деятельность обогащает воспитанников сведениями о родном крае, его природных богатствах. Знакомство с памятниками природы своего региона не по картинкам, а в естественных условиях вызывает у детей и подростков чувство гордости за родной край, стремление облагородить наиболее посещаемые естественные памятники природы с целью сохранения их для следующих поколений. Дети учатся любить родной край, охранять его природу.

Помимо патриотизма в детях воспитываются такие качества, как ответственность, исполнительность, чувства долга, товарищества. Воспитанники учатся не только работать, но и существовать бок о бок со своими товарищами. В условиях автономного существования без разных благ цивилизации значительно повышается командный дух, дети учатся распределять обязанности не по принуждению, а по интересам и собственному желанию. Соответствующее влияние оказывается и на творческие задатки членов группы. У некоторых воспитанников активно проявляются организаторские способности, лидерские качества.

Без сомнения, возможности туризма необходимо широко и сейчас использовать для воспитания детей и подростков. Однако с сожалением приходится констатировать, что эта область воспитательной деятельности у нас сегодня не развивается так, как этого хотелось бы. Возможно, причины кроются в недостаточном финансировании образовательных учреждений. Но встаёт другой вопрос: почему в воспитательных учреждениях Макаренко дети могли сами зарабатывать средства на свои походы, а сегодня такое зачастую невозможно? Почему школа-хозяйство в то время могла быть так организована, а сейчас в Екатеринбурге нет ни одной подобной школы? А между тем Урал – это край с богатейшим природным наследием, которое необходимо использовать для воспитания поколения с охранительным, а не потребительским отношением к жизни. Остаётся только выразить надежду, что в нашей студенческой среде сегодня есть люди, которые в ближайшие годы что-то реально смогут сделать для развития туризма в системе образования.

 

Библиографический список

1.         Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952.

2.         Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. М., 1980.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению