«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы V Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 6 марта 2008 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО

 

Р.М. Ситько

Педагогическое наследие А.С. Макаренко:
социально-педагогическая устремлённость в будущее

В последние десятилетия XX в. в системе отечественного образования появляются признаки кризиса и застоя как отражение ситуации в стране, что особенно остро проявилось в теории и практике воспитания.

Значительный урон, по нашему глубокому убеждению, в теории и практике воспитания был связан, помимо прочего, и с тем, что в период середины 50-х – середины 60-х гг. оказалась отброшенной социально-педагогическая устремлённость в будущее педагогического наследия А.С. Макаренко. Оно стало считаться полностью изданным и вполне изученным. Рассмотренное вне контекста времени, вне педагогической истории, наследие педагога, как ни парадоксально, недооценивалось именно в тех своих аспектах, которые могли бы стать важным фактором прогресса страны, её социально-культурных преобразований и новаций в школьной жизни. Характерная черта жизненной линии и педагогической системы А.С. Макаренко – нерасторжимая связь научного поиска и практической деятельности, ориентация на будущее (педагогика завтрашнего дня).

«Большое видится на расстоянии». В контексте современности очевидным становится величие жизни, творчества и наследия А.С.Макаренко, актуализируется внимание к тому, что не было увидено в его педагогической концепции и системе, которые были пронизаны заботой о судьбе каждого растущего человека.

Универсальное в системе А.С. Макаренко, то, что выходит за рамки деятельности специальных учреждений, необходимо сегодня и школе, и дополнительному образованию, и семье, и общественным молодёжным организациям, и вузовской педагогике. Остановимся лишь на некоторых фрагментах его неисчерпаемого наследия, поскольку «нельзя объять необъятное». Для педагога А.С. Макаренко всегда ведущими были три точки опоры: личность, коллектив, труд.

Итак, точка опоры – личность. В современных педагогических исследованиях и практике значительное место занимает проблема развития личности и личностно ориентированного образования. К этому педагогическое сообщество пришло в XXI в. Однако гораздо раньше А.С. Макаренко обосновал развитие личности как содержательную основу воспитания и обучения. Главная задача в работе педагога определялась в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

Антон Семёнович, по утверждениям его воспитанников, видел в каждом из них человека, личность, видел насквозь. В теоретическом обобщении, в художественных произведениях, в деловой характеристике, даваемой колонисту или коммунару, в беседе с ними, в определении их жизненных путей – всегда и во всём А.С. Макаренко подчёркивал своеобразие каждого, учитывал внутреннюю жизнь воспитанников, их личностные особенности. Вспомним хотя бы характеристики Карабанова, Вершнёва, Лаптя и других колонистов из «Педагогической поэмы».

Как известно, прототипом Семёна Карабанова – одного из самых замечательных, но не из лёгких воспитанников А.С. Макаренко послужил Семён Афанасьевич Калабалин, которому в «Типах и прототипах» педагог даёт такую характеристику: «Он остаётся самым ярким лицом повести, всегда бурлящим и сдерживающим себя только военною выправкой. Он готов пожертвовать любым из своих интересов, но он не монах…Он готов бросить рабфак и действительно бросает его для работы по организации объединения трудовых колоний, но под влиянием коллектива снова возвращается на рабфак… Из него выходит убеждённый сторонник переделки человека…». [1, с. 480]. Всего несколько строк, но в них – педагогическая зоркость, позволившая Макаренко увидеть в своём воспитаннике исключительные способности к воспитанию и сделать всё, чтобы он стал педагогом.

В системном представлении о педагогической цели Макаренко выделял и общее, «стандартное», и «индивидуальный корректив». При этом педагог имел в виду лишь «развёрнутую программу» человеческой личности», «программу человеческого характера». Идея Макаренко о воплощении целей воспитания в определённой «программе личности», не осмысленная до конца, была реализована в программах воспитания.

В 1960 г. появилась «Примерная программа воспитательной работы школы» под редакцией Н.И. Болдырева, в 1965 г. – «Примерная программа воспитания учащихся восьмилетней и средней школы» под редакцией И.С. Марьенко. В этих программах воспитание трактуется как «воспитательная работа», в чём обнаруживается принципиальное расхождение с макаренковским пониманием сущности воспитания.

Отражая ведущую роль обучения в советской школе и педагогике, «программа воспитания» концептуально строилась по аналогии с учебными программами по общеобразовательным предметам. Воспитательная работа дифференцировалась и конкретизировалась по отдельным направлениям и возрастным этапам. В работе по идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому и другим направлениям воспитания на первый план выходили мероприятия, за которыми терялась истинная цель – воспитание личности. Так, принизив макаренковскую трактовку воспитания, реализуя лишь механическое «программирование» воспитательных направлений и средств, разработчики программ и педагоги-практики всё дальше отдалялись от верно обозначенной педагогом цели воспитания личности. Забвению было предано утверждение А.С. Макаренко о том, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей.

Вторая точка опоры – коллектив. Оппоненты упрекали педагога в том, что в его системе акцент сделан на коллектив, который подавляет, нивелирует личность. Однако, педагогический опыт, талант писателя и судьбы воспитанников Макаренко опровергают эти положения. Идеал педагога Макаренко – гармония личности и коллектива. Человек в силу своей социальной природы становится личностью в семье, в коллективе, в своём народе.

Говоря о коллективе, как о факторе и среде воспитания, следует подчеркнуть, что в макаренковской концепции речь идёт о «воспитательном коллективе» (едином трудовом коллективе педагогического учреждения). В массовой школьной практике воспитания обнаруживаются урезанные понятия: «детский коллектив», «ученический коллектив», причём этот коллектив ограничен условиями «школы учёбы». Педагогический коллектив не представляет органичного единства с детским коллективом. Это исключает единство цели, совместную деятельность, сотрудничество, содружество.

В ситуации реформирования всех сторон жизнедеятельности нашего общества в образовательном пространстве России одной из практических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании, является педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества предстала как результат педагогического поиска педагогов-новаторов, экспериментаторов, как возрождение идей гуманистического образования, как инновационная деятельность педагогов-гуманистов в условиях современных реалий (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. Никитина, Б.П. Никитин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин). Однако здесь опять мы видим ограничение: педагогика сотрудничества в основном сводилась к учебному процессу, к «школе учёбы», но не жизни.

Одна из идей педагогики сотрудничества связана с изменением взгляда на ребёнка. Традиционный взгляд на ребёнка как объекта воздействий взрослых (родителей, педагогов, наставников), на ученика как объекта педагогического процесса заменяется представлениями о ребёнке как субъекте жизнетворчества, об ученике как субъекте своей учебной деятельности. Новое педагогическое мышление давало возможность строить образовательный процесс в системе не традиционных «субъект – объектных» отношений, а на основе «субъект-субъектных» отношений в диаде «учитель ученик». Однако педагогика Макаренко гораздо раньше провозгласила активность личности как субъекта своей деятельности и жизнетворчества.

По своей сути она была деятельностной, адекватной активной позиции личности. Не замыкаясь только в образовательном пространстве, она ориентировалась на социальное творчество, инициировала его. Опережая время, педагогика завтрашнего дня Макаренко несла потенциал воспитания гражданина. Результатами его системы, где не было «ни одного процента брака», являются возвращённые стране достойные граждане.

В середине 1950-х гг. зародилось основанное на макаренковском опыте коллективной социальной активности молодёжи «коммунарское движение», во главе которого стоял И.П. Иванов, последователь А.С. Макаренко. Организованные им «Союз энтузиастов», «Коммуна юных фрунзенцев», «Студенческая коммуна им. А.С. Макаренко» в Ленинградском государственном педагогическом институте (ЛГПИ) им. А.И. Герцена представляли собой сводные коллективы энтузиастов воспитательной работы, в которых объединялись преподаватели, студенты, выпускники пединститута. Страна узнала методику коллективного творческого воспитания доктора педагогических наук, профессора ЛГПИ им. А.И. Герцена И.П. Иванова, который развивал идеи А.С. Макаренко в современных условиях, раскрывал пути формирования коллективов, совершенствования общественной жизни школьников, активизации личной и коллективной заботы детей об общественном благе. По образцу «коммунарской методики», «методики коллективных творческих дел» (КТД) вёл организаторскую работу Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», в котором в 19631966 гг. разрабатывались принципы коммунарской методики (О.С. Газман, А.Ф. Дебольская и др.). «Коммунарские» объединения действовали в различных регионах СССР, проводились «слёты коммунаров», научно-педагогические сборы. Коммунарская методика выводила деятельность молодёжи за пределы учебных заведений, но со временем она стала ограничиваться условиями школы, что привело лишь к совершенствованию «педагогики мероприятий», методики «внеклассной и внешкольной работы».

В 70-х гг. социальное творчество молодёжи ярко проявилось в деятельности педагогических отрядов. Возникшая «снизу», поддержанная «сверху» деятельность комсомольских организаций по оказанию помощи школе в воспитании превратилась в движение, развернувшееся в стране. В работу с учащейся молодёжью включились педагогические отряды, объединившие в своих рядах около 2 млн. юношей и девушек, представителей всех отрядов комсомола: студентов, производственников, воинов, спортсменов, молодых учёных, творческих работников. Они обогатили содержание воспитательной работы, связав её с жизнью, со своей деятельностью. Однако основанное на энтузиазме данное движение в период крушения коммунистической системы воспитания было обречено. Его позитивный потенциал не был использован и в период перестройки. Только в последние годы в отдельных территориях, педагогических вузах, молодёжных организациях, в деятельности волонтёров вспомнили о феномене педагогических отрядов, опыт которых позволял расширить границы социального творчества не только школьной молодёжи.

Третья точка опоры труд. Фундаментом для самоорганизации коллектива в системе Макаренко был труд и постоянная, ежедневная потребность улучшать этот труд. От примитивного сельскохозяйственного труда и простого производительного труда в мастерских – к строительству настоящих заводов – таков путь трудового воспитания, пройденный воспитательными учреждениями Макаренко. Значительное внимание в своей системе он уделял труду на пользу других, во благо общества. По оценке самого А.С. Макаренко, его метод коренится в русской традиции и должен лежать в основании всей российской школы. В заявлении в Центральный Институт организаторов народного просвещения в августе 1922 г. он отмечал, что русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, что основанием русской школы должен сделаться не труд-работа, а труд-забота. Он придавал важное значение хозяйству, труд в котором становится не только высокопроизводительным, но и воспитывающим. При этом Макаренко подчёркивал подчинённую роль производства задачам ресоциализации молодёжи: «Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей».

Как педагог-гуманист Макаренко утверждал, что человек воспитывается для себя, для своего счастья. Но он вернее чем кто-либо до него разрешил для себя и для нас эту философию, а правильнее сказать общечеловеческую проблему: воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Сделать счастливым каждого ребёнка, подарить ему радость сегодня и радость завтрашнего дня, верить в человека, в неограниченные возможности своих воспитанников – таковы бесценные уроки наследия А.С. Макаренко, доказанные результативностью его системы.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т.3. М., 1983–1986.

2. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире (19392005 гг., критический анализ).
    Нижний Новгород, 2006.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению