На главную

 

 

 

 

 

Макаренковская библиотека воспитания,

обучения, самопознания и самосовершенствования,

личного и общественного, в труде и в отдыхе

(со вступительными статьями и пояснениями)

 

·       Избранные труды классиков научной педагогики

·       Макаренкиана

·       Некоторые общие по духу и/или содержанию произведения

 

 

 

Избранные труды классиков научной педагогики

Система Макаренко является логичным продолжением трудов

целой плеяды замечательных деятелей научной (природосообразной) педагогики:

Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Песталоцци, А.Дистервега и К.Д.Ушинского.

проф., д.п.н. В.В.Кумарин [1928-2002]

Джон Дьюи или «американский Макаренко»

Из выступления проф. А.А.Фролова (Н.Новгород)

 

 

 

Ян Коменский

      Коменский (Кόменский) Ян Амос (1592-1660).

·        Материнская школа (с сокр.)

·        В.В.Кумарин. Аксиомы Коменского или научная экскурсия по «Великой дидактике»

·        Великая дидактика (избранные главы). 

·        Великая дидактика (полн. текст), pdf, 36,1 Мб

·        В.В.Кумарин. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости.

·        Из опыта работы в Сарос-Патаке (статьи).

·        Пампедия

·        Избранные произведения. Т. 1. М., 1982 г., pdf, 78 Мб.

·        Избранные произведения. Т. 2. М., 1982 г., pdf, 63 Мб.

 

 

Скачать архив

Скачать архив

 

Скачать архив

 

Скачать архив

 

Скачать архив

Скачать архив

 

 

 

Скачать архив

 

Скачать архив

Локк Джон (29.08.1632 - 28.10.1704)

       Аксиомы Локка (из труда «Мысли о воспитании» со вступительной статьёй проф. В.В. Кумарина)

       «Мысли о воспитании» (1691). Полный текст.

John Locke

 

 

Pestalozzi

       Песталоцци Иоганн (1746-1827)

   В.В. Кумарин. Аксиомы Песталоцци

   «Письма г-на Песталоцци к г-ну Н. Э. Ч. о воспитании бедной сельской молодёжи»

   «О народном образовании и индустрии»

   «Метод. Памятная записка Песталоцци»

 

Скачать архив

Скачать архив

 

Скачать архив

Скачать архив

 

 

   «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода»

   «Памятная записка о семинарии в кантоне Во»

   «Лебединая песня»

 

Скачать архив

Скачать архив

Скачать архив

 

 

Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg

       Дистервег Адольф (1790-1866).

·        О природосообразности и культуросообразности в обучении.

·         Руководство к образованию немецких учителей.

 

 

Скачать архив

 

Скачать архив

 

 

 

Скачать архив

      Ушинский К.Д. (2.3.1824-3.01.1871).

·        Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей

      

 

 

 

John Dewey

      Дьюи Джон (1859-1952).

·        Школы будущего (первые четыре главы, посвя­щённые пед. вопросам. Остальные главы, в боль­шей сте­пени социологические, опущены).
Вступительная статья проф. В.Кумарина.

·        Некоторые статьи по вопросам школы, её связи с обществом, в т.ч. тем, как данное общество видит себя в будущем.

 

 

Скачать архив

 

 

 

Скачать архив

 

 

 

      Макаренко А.С. (13.3.1888-1.4.1939)

 

Скачать архив

·        Педагогическая поэма. (по ПСС)

·        Педагогическая поэма, первое полное издание 2003 г.

 

Скачать архив

·        Флаги на башнях.

 

 

Скачать архив

·        Книга для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макаренкиана

 

 

Калабалин, Семён Афанасьевич [1903-1972]

·        Калабалин С.А., Калабалина Г.К. Слово об учителе и о себе (к столетию со дня рождения А.С.Макаренко) // Моск. обл. политехникум, 1989 г.

 

 

 

 

Терский, Виктор Николаевич [1898-1965]

·        Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга  школьников. М.: Просвещение, 1966 г.

 

 

 

 

 

Скачать архив

 

Скачать архив

 

Кумарин, Валентин Васильевич (25.04.1928-14.07.2002)

·        Макаренко, какого мы никогда не знали или куда реформировать школу // «Народное образование»

·        «Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе», Чехов, 1996 г., 64 с. Или разъясне­ние для родителей о том, что и почему происходит последние 75 лет в российской школе. Написано очень понятно и по-деловому. Начиная с названия.

 

 

 

 

Кубраков, Григорий Максимович (2.04.1920 - 5.10.2006)

·        Кубраков Г.М. По заветам Макаренко [Опыт Мамлютской школы-интерната]: Кн. для учителя  (М. Просвещение, 1987). 118 с.

 

 

 

 

 

Конисевич, Леонид Вацлавович [1914-1994]

·        Нас воспитал Макаренко. Челябинск, ИПКРО, 1994 г.

 

 

 

 

 

Ерёмин, Виталий Аркадьевич

·        Отчаянная педагогика. М., 2006.

·        Верните Макаренко (статья).

 

 

 

Соколов, Ричард Валентинович – основатель Пед. музея.

·        Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М.: НК-ВФ Социнновация, Ин-т молодёжи, 1993 г.

·        Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения (Пед. музей А.С.Макаренко. Обнарод. в сети 13 марта 2008)

·        Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православная педагогическая культура А.С. Макаренко: судьба подвижника  и его педагогического опыта. М., 2009 г. (заметно более полный выпуск вышеуказанного труда).

 

 

 

 

·        О педагогической деятельности А.С. Макаренко. Труды Института теории и истории педагогики // (сб. под ред. Е.Н. Медынского и Н.А. Константинова). М.: Известия АПН СССР от 1952 г., Вып. 38.

·        Балабанович Е.З. Макаренко. Человек и писатель. М.: Московский рабочий, 1963 г. 470 с.

·        Козлов И.Ф. О педагогическом опыте А.С. Макаренко. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987 г.

·        Терский В.Н. Воспоминания о Макаренко (по его статьям в «УГ» в 1941 и в 1958 г., а также книге «Воспоминания о Макаренко». – Лениздат, 1960.,– 347 с.)

·        Чуковский К.И. Макаренко (глава из книги Чуковский К.И. Современники (портреты и этюды). М.: Молодая гвардия, 1967. 590 с. Сер. ЖЗЛ.)

·        Кушнир А.М. и ред. ж-ла «НО». Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! // Народное образование, 2006, «Альманах Макаренко», 2009, № 1. С. 1-12.

·        Моргун В.Ф. (Полтава). Педагогика А.С. Макаренко и социальная реабилитация Г.Х. Кофода // (Народное образование. 2003. № 5).

·        Ткаченко А.В. Соцвос и церковь: к истории взаимоотношений колонии им. М. Горького и куряжской религиозной общины // Психолого-педагогическое наследие прошлого в совре­менной социально-педагогической деятель­ности. Материалы  6-х Межд. Макаренковских  студенческих педагогических чтений. Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. С. 133-137.

·        Слуцкий В.И. Философская антропология и её понимание А.С. Макаренко // асп. КГПУ

·        Соловейчик С.Л. О Макаренко // Гл. 19 из книги «Час ученичества». М.: Дет. литература, 1986 г., с. 181-197.

·        Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)

·        Чубаров Лев. Воспитанники А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны

·        Ширяев В.А. Камни с дороги надо убирать. М.: Молодая гвардия, 1990 г.

·        Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. // Краснодар: КубГУ, 2012 г.

 

 

 

Некоторые общие по духу и/или содержанию произведения

 

 

Скачать архив

А.И. Покрышкин. «Познать себя в бою». Книга первого и, как сравнительно немногие знают, единственного до 9 мая 1945 г. трижды Героя Советского Союза, с одной стороны, напоминает учебник, с другой - разительно отличается от тех пособий, к которым мы привыкли в обычной (для СССР после 1934 г. и нынешней России) обязательной общеобразовательной школе. Оба эти впечатления - уже в её названии… Почему же личность и мировоззрение этого человека, как и А.С. Макаренко, по-прежнему привлекают повышенное и не ослабевающее внимание миллионов людей, причём не только в нашей стране? Почитайте и подумайте сами.

 

 

      М.М.Постников (1927-2004).

·        «Школа с уклоном в будущее», «ЛГ» от 27 марта 1987 г. Или письмо всемирно известного профессора-математика о том, какой уже сегодня могла бы быть наша школа. И отклики читателей на эту статью

 

 

Скачать архив

 

 

 

 

 

 

Cложности и противоречия в российском народном просвещении столь ве­лики и вопиющи, что их легко заметить и школьнику.  Сколько-нибудь культур­ный человек при этом нет-нет да и задумается – а как можно было бы сделать лучше? К примеру, воспользоваться наблюдением, что «всё жизнеспособное по­является на свет целиком»  и в ходе здорового роста эту целостность сохраняет и укрепляет. Природа почему-то не выращивает отдельно руки, ноги, головы, чтобы потом их попытаться сколотить во что-то приемлемое, как это для удобства предпочитают делать учителя-предметники. Размышления и уже самые первые выводы зачастую бывают довольно интересны, однако если их попытаться ещё и записывать, то через непродолжительное время задаёшься во­просом – неужели никто этого не видел раньше, возникает явственное ощущение «изобретения велосипеда» и первые догадки о непро­стых судьбах предшественников на этом пути.

Когда такой вопрос осознаётся, через некоторое время (по закону притяжения подобного к подобному) на него начинают приходить ответы. Среди них - труды классиков научной природосообразной педагогики: Яна Амоса Коменского, Джона Локка, И.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко. Из вышеуказанных имён в сети легко найти раз­ве только произведения А.С.Макаренко (да и то нередко с многочисленными опе­чатками, выпадениями и добавками лишних слов). На данной странице сделана попытка собрать воедино некоторые произведения упомянутых классиков и представить их, устранив замеченные опечатки воспроизведения в электронном виде.

Статьи профессоров Кумарина В.В. и Постникова М.М. приведены для облегчения заинтересованным первого знакомства с трудами основоположников и осознания их действительного значения именно в наше время и для нашей «постсоветской» школы. Здесь и сейчас.

Благодарим всех причастных!

 

 

 

 

На главную