К перечню статей

 

 

 

 

 

ВЕРНИТЕ МАКАРЕНКО

Тема воспитания исчезла со страниц газет, с экрана телевизора. Исчезла лет этак 20 назад, и с тех пор не появляется. Родители говорят воспитателям в детских садах: не надо что-то вбивать в головы нашим детям, это не ваше дело. Учителям само государство сказало: ваша обязанность – только обучение. Детских организаций в стране практически нет. А те молодёжные, что создала власть, построены на стремлении честолюбивых юнцов к карьере. Телевизионные магнаты осознают своё предназначение не в служении обществу, а в обслуживании своих корыстных интересов. А газеты тему воспитания ещё в советское время никак не могли освоить (такие мастера, как С.Соловейчик, И.Зюзюкин и немногие другие – не в счёт), ибо требует она не обычной журналистской поверхностности, а профессионального углубления. Ну и наконец: давно ли вы читали статьи или дискуссии известных современных воспитателей? Лично я не припомню.

Понятно, что особой нужды в государственной системе воспитания нет, если мораль самого народа в порядке. В начале войны немецкие врачи, обследовавшие юных русских девушек на оккупированных территориях, были потрясены почти массовой их девственностью. Заслуга в этом, конечно, не идеологии, а ещё сохранявшейся в русских деревнях и даже городах строгости нравов. Но на каком уровне сейчас эта мораль, будем спорить?

И вот, при этом упадке в стране нет системы воспитания. Ни хорошей, ни спорной, ни плохой. Хотя, если посмотреть политически, нужна она не тем, кого надо воспитывать, и не тем, кто может и должен воспитывать. Нужна прежде всего власти, кровно заинтересованной в том, чтобы государство было сильным. Ибо сила государства – в моральном здоровье молодёжи и всего народа, а не в количестве ракет.

Но система эта нужна и оппозиции, стремящейся построить в стране гражданское общество. Без системы воспитания граждан? Не получится. Вспомним Столыпина: «Надо сформировать гражданина, а потом гражданственность сама установится в России».

И, наконец, миллионы родителей тоже кровно заинтересованы в том, чтобы их дети были воспитаны правильно.

Что же получается? Всем это нужно, но этого нет, и даже не намечается! Зато с каждым днём множатся кричащие последствия того, что в стране нет системы воспитания.

Воспитание - это, говоря упрощённо, наладка моральных тормозов. И вот всё чаще эти тормоза отказывают. С виду нормальные люди проявляют моральную невменяемость и становятся, говоря юридическим языком, ситуативными преступниками. Молодые женщины убивают новорождённых детей или сбрасывают уже подросших с балконов. Выпивают немыслимое количество спиртного и садятся за руль. Сбивают насмерть людей и скрываются с места убийства. Стреляют из ружей в соседей, косо посмотревших на их собак.

Но надо определиться, что такое моральная невменяемость. Это распад личности. Значит, если число таких распадов будет расти и дальше, финал очевиден – моральный распад большей части общества, функционирование его органов с точностью до наоборот. Уже сейчас школы не воспитывают. Полиция не защищает. Медицина не лечит. Учителя не воспитывают. Однако власть ровным счётом ничего не делает, чтобы остановить процесс морального распада. Вы слышали хоть одно выступление президента на эту тему? Хоть одну дискуссию в парламенте? Говорят, что создание в стране системы воспитания (сюда входит создание детских и подростковых организаций в школах и по месту жительства) потребовало бы больших средств. Но экономить на воспитании всё равно, что экономить на здоровье.

Оппозиция критикует власть за что угодно, но только не за отсутствие в стране системы воспитания детей и молодёжи. Хотя рьяно ратует за развитие гражданского общества. Похоже, не нужно это и миллионам родителей. Иначе вышли бы с плакатами. И потребовали бы, чтобы учителя занимались своим прямым делом – не только бы обучали, но и воспитывали. Устраивали бы пикеты возле телекомпаний: «Прекратите уродовать сознание наших детей».

Возмущаясь жестокостью полиции, цинизмом врачей, коррумпированностью чиновников, непрофессионализмом учителей, беспределом водителей и держателей оружия, мы никак не связываем это с отсутствием воспитания в обществе. А между тем это и есть самая главная причина.

Что же делать? Ответ на поверхности. Вернуть воспитание. И журналистика должна сыграть в этом свою роль. Понятно, что нужно не только призывать и доказывать, но и что-то предлагать. Что-то вернуть из недавнего прошлого.

Уместно вспомнить, что в будущем году исполняется 125 лет со дня рождения А.Макаренко, самого яркого отечественного педагога-воспитателя, самого почитаемого (портреты его висели во всех школах), но почитаемого лукаво, на практике почти не применявшегося, обвинённого в 90-х годах в тоталитарном педагогическом мышлении, в пособничестве большевикам.

Пора снять этот навет, в котором приняли участие и журналисты, отчасти поддавшись психозу, отчасти по незнанию сути системы Макаренко. Обвинение совершенно необоснованное, хотя бы потому, что система, как уже было сказано, применялась в СССР крайне редко, отрывочно и очень немногими педагогами. Куда большее распространение опыт Макаренко получил в Германии, Японии и других странах. В основном, конечно, в сфере семейного воспитания, где классик оставил немало методик, применимых при любом строе.

Пренебрежительное отношение к Макаренко (нет пророка в своём Отчестве) вообще играет злую шутку со всеми, кто пытается работать с детьми и молодёжью. Это всё равно, что строить дом без чертежа и инструментов. Один очень уважаемый театральный режиссёр однажды сказал с апломбом: «Что такое коллектив? Это стадо. Само слово «коллектив» – колхозное». Не удивительно, что отношения этого режиссёра с актёрским коллективом привели к распаду театра.

Не надо изобретать велосипедов. Всё давно уже открыто и сформулировано именно им, Макаренко. Надо только творчески приспосабливать к новым реалиям.

 

4 ноября 2012 г.

Виталий ЕРЁМИН,

журналист,

viteriomin@rambler.ru

 

 

 

 

К перечню статей