|
|
|
|
Владимир Моргун
(Полтава) |
|
|
|
|
|
Педагогика А.С. Макаренко и социальная реабилитация Г.Х.
Кофода |
|
|
(Народное
образование. 2003. №5) Ганс Христиан Кофод, создатель школы социальной
реабилитации молодёжи и взрослых в Копенгагене в 1928–1952 гг., не был знаком
с воспитательной системой А.С. Макаренко. Однако, разделённые языками и
границами, оба педагога пришли к потрясающе близким концепциям и опыту
воспитания социально запущенных детей, молодёжи и… взрослых. И даже свои
педагогические заведения открыли почти одновременно. Гуманизация воспитания и свободное
самоопределение воспитанников. Макаренко считал, что «достойным нашей эпохи…
организационным заданием может быть только создание метода, который, будучи
общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности
развивать свои особенности»1. Из названия колонии Макаренко также изымает
такие унизительные определения детей, как «несовершеннолетние преступники»,
«социально дефективные» и т.п. В своей колонии он снимает ограждение из
колючей проволоки и отменяет карцер. В школе для молодёжи (с 18 лет) и
взрослых (до пенсионного возраста) Г.Х. Кофода принцип гуманизма также играл
ведущую роль. Дети могли свободно поступать в школу и так же свободно
выходить из неё. Учеников направляли в школу социальные работники, некоторые
поступали из центров труда, служб психиатрической помощи, тюрьмы, больницы и
других заведений. Каждый день школу посещали 650 учеников, а ротация за год
достигала трёх тысяч — за счёт безработных, беспризорных, одиноких,
изолированных, наркоманов, алкоголиков, неадаптированных иммигрантов и др.
Постоянный персонал школы Кофода составлял более 150 человек. Это учителя,
квалифицированные мастера-производственники, социальные педагоги, врачи,
медперсонал, консультанты. Кроме того, временно там работали более 100
учеников-помощников. Ясно, что характер поступления
воспитанников в колонии Макаренко по сравнению со школой Кофода был более
принудительным. Однако со временем некоторые родители начали добровольно
приводить своих трудных детей к Макаренко. За период жизни в колонии у
большинства детей формировалось такое удивительное чувство единой семьи, что
исключение из колонии считалось самым большим наказанием для них. Принцип параллельного взаимодействия
воспитателя разновозрастного коллектива и самой личности. Нет большой
надобности доказывать фундаментальность взаимодействия трёх субъектов
воспитания в педагогическом процессе: родителей, государства (через своих
представителей: учителей, педагогического коллектива школы, класса) и самих
учеников. Этот принцип в макаренковской педагогике известен как «параллельное
действие», а в кофодовской — как «помощь в самопомощи». Разворачиваясь в
пространстве и времени воспитательного процесса, эти два принципа блестяще
дополняют друг друга: все усилия параллельного взаимодействия воспитателя и
ученика во время пребывания в педагогическом заведении направлены на развитие
самовоспитания (самопомощи) бывшего ученика, которое не оканчивается для него
с завершением обучения. Мощное средство самовоспитания представляет собой и
демократическое самоуправление в едином разновозрастном коллективе. Образованность как профилактика
дезадаптации человека. Сколько бы ни упрекали Макаренко в игнорировании
образования, но он делал всё возможное, чтобы его воспитанники достигали
наивысших успехов в звене «школа — ПТУ — рабфак — высшее учебное заведение».
А в труде он приобщал воспитанников к самым передовым технологиям
производства. Кофодовская школа также заботилась об
образовании своих учащихся. Более 35 учителей обучали детей по индивидуальным
программам. Из 150 курсов и спецкурсов советник по образованию помогал
каждому выбрать предметы, и таким образом ученики создавали программу по
своим желаниям и потребностям. Пять раз в году проходили сквозные трёхдневные
семинары, в которых могли принимать участие слушатели по всем специальностям.
Как правило, выбирались общие темы, интересные для всех: «Европа»,
«Копенгаген», «Растительный мир», «Психология», «Литература» и т.п. Такие
семинары дополнялись экскурсионной программой. В учебном отделе имелась библиотека в
7000 единиц хранения, в том числе художественной и научной литературы, а
также газеты и журналы, необходимые для обучения. Срок пребывания в школе был
не ограничен и зависел от персональных успехов учеников. Разнообразный труд и заработок как
мощное средство социальной реабилитации. У Макаренко трудовое воспитание
играло ведущую роль в воспитании несовершеннолетних. В его заведениях
применялись всевозможные виды труда: от самообслуживания до производства той
или иной продукции. Он отдавал должное и воспитательному влиянию честного
заработка, который воспитанники делили потом на три части: личные нужды,
поддержка заведения и сбережения. В школе Кофода также большое внимание
уделялось трудовой подготовке учеников. Их приучали к самообслуживанию,
вовлекали в работу в реабилитационных, а также производственных мастерских.
Работали там по сменам продолжительностью 1 час. Максимальное количество смен
— три, поскольку необходимо было время для обучения, самообслуживания и
отдыха. Единицей заработка был так называемый
доллар Кофода, который приравнивался к одной датской кроне и являлся
внутренней валютой школы. Приобретать квалификацию можно было в цехах:
столярном, художественном, печатном, по ремонту машин, в транспортном отделе,
в прачечной, на складе одежды и мебели. Средний период пребывания в
мастерских и цехах — 9 месяцев. Трудовая практика (сроком до 1 года)
приравнивалась к настоящему производству — и по режиму, и по количеству
продукции. Культура свободного времени и отдыха. В
заведениях Макаренко было множество спортивных секций, действовали «свободная
мастерская», технические кружки, кружки художественной самодеятельности и
т.п. В школе Кофода, хотя 85% её учеников
имели личное жильё, также уделяли много времени досуговой деятельности.
Проводились вечеринки и праздники, летом — прогулки на собственном судне, а
также путешествия в Зеландию, где у школы был свой дом отдыха. Ученики должны
были сами оплатить недельное пребывание в нём. Медицинская и консультативная помощь.
Здоровая пища, режим сна, занятий и труда, медицинское обслуживание
воспитанников — важный фактор их самочувствия и социальной активности. В
школе Кофода было 37 кроватей: 10 — для содержания больных, остальные — для
размещения беспризорных. В школе были врач и медсестра, раз в неделю
приглашался психиатр. Кроме того, в школе трудились
социальные работники, психологи, юристы, консультанты по вопросам обучения и
занятости. Последние, в частности, организовывали курсы поиска работы. Такой
поиск работы был введён в индивидуальный план занятий каждого ученика. Результативность педагогических систем
Макаренко и Кофода и их перспективы. Блестящим результатом работы А.С. Макаренко
и возглавляемых им педагогических коллективов было то, что все его
воспитанники вставали на путь исправления, рецидивистами после колонии и
коммуны не становился никто. Директор Кременчугского мемориального музея А.С.
Макаренко П.Г. Лысенко убедительно доказывает это в двухтомнике «Теория и
практика А.С. Макаренко в судьбах его воспитанников» и «Судьба воспитанников
А.С. Макаренко»2. Кроме того, можно посмотреть следующие работы3. В школе Кофода судьба выпускников
складывалась таким образом: 25% учеников после завершения образования
получали работу или продолжали профессиональное обучение за пределами школы,
25 — получали пенсию и одновременно продолжали работать, 50 — не трудились,
получая социальное пособие. Но все они прекращали вести асоциальный или
антисоциальный образ жизни (порывали с пьянством, наркотиками,
попрошайничеством, преступлениями и т.д.). Как видим, мощные педагогические
системы Макаренко и Кофода приводили к стопроцентной социальной реабилитации
воспитанников. Нынешний переход к рыночной экономике с
её конкурентной борьбой и связанный с этим рост пьянства, наркомании,
беспризорности и т.п., к сожалению, касается и взрослых, и детей. Поэтому
опыт Макаренко и Кофода и сегодня актуален. г. Полтава |
|
|
Исходное место статьи в сети . |
|
|
|
|
|
|
|