: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

О. А. Шардакова

ПРИНЦИПЫ КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОТРЯДАХ «КАРАВЕЛЛА» И «ФЛАГМАН»

В современном мире педагогическая работа с детьми осуществляется в самых разнообразных формах. Задачи при этом решаются также очень многогранные. Они носят образовательный и развивающий характер.

В зависимости от задач внешкольные детские и юношеские организации Екатеринбурга и области можно условно разделить на три группы (если брать за основу классификацию М. Б. Кордонского и В. И. Ланцберга [1]):

1. Учебная группа, обеспечивающая усвоение знаний (школа игры на

гитаре, секция карате, клуб авиамоделистов). Главная задача – обучение члена группы определённому набору знаний, умений и навыков. Ценностно-личностная ориентация – способности к обучению.

2. Творческий клуб, развивающий способности человека (театр, команда КВН, литературный кружок). Главная задача – реализация творческих способностей членов группы. Ценностно-личностная ориентация – талант.

3. Воспитательный коллектив, формирующий качества личности. Внешне может проявляться в форме любой из вышеперечисленных групп, но отличается рядом важнейших социально-психологических параметров и характеристик. Главная задача – нравственное совершенствование членов группы. Ценностно-личностная ориентация – моральные качества.

Именно о коллективах третьей группы пойдет дальше речь. В качестве примера рассмотрим существующие на данный момент в нашем городе детские отряды, в основе работы которых лежат педагогические идеи и методы В. П. Крапивина [2]. Указанные коллективы являются в той или иной степени модификацией коллективистского воспитания, у истоков которого стоял А. С. Макаренко.

В настоящее время в Свердловской области существуют два значительных разновозрастных объединения – «Каравелла» и «Флагман», которые выступают наиболее яркими примерами воспитательных коллективов.

Пресс-центр и парусная флотилия «Каравелла» начала свою историю с июня 1961 г. [3]. Изначально это была группа ребят, объединившихся вокруг студента Славы Крапивина, благодаря общим интересам, проявившимся в походах, играх, спорте. Вспоминая об этом, воспитанники «Каравеллы» даже написали книги «Чем крепче ветер», «Море в конце переулка», «Барабанщики, вперёд!», в которых можно проследить историю становления отряда.

Со временем разрозненная группа ребят превратилась в коллектив с определённым набором идеологических норм и ценностей, главными из которых были выделены взаимопонимание и товарищество. До сих пор достаточно сложно проанализировать, что именно являлось и является основой функционирования этого коллектива – деятельность или сами люди и их взаимоотношения.

Основные направления деятельности «Каравеллы» – журналистика, теория и практика морского дела, фехтование, кино и фотосъёмка. Жизненный путь этого разновозрастного отряда был достаточно сложный, он несколько раз закрывался, но возобновлял свою деятельность благодаря нежеланию ребят потерять свой «маленький мир». В 2011 г. «Каравелла» отмечает свой 50-летний юбилей. За годы своего существования она выпустила в большой мир более тысячи выпускников, которые успешно самореализовались во всех сферах жизни общества: это и люди, работающие в структурах власти, и капитаны дальнего плавания, и известные писатели и журналисты, и руководители крупных предприятий, как государственных, так и частных.

Отряд «Флагман», в сравнении с «Каравеллой», существует относительно недолго – всего 2,5 года. Его руководители – выпускники и бывшие инструкторы «Каравеллы», направления деятельности – те же. На данный момент высший руководящий орган отряда – Флагманский Совет – состоит из четырёх человек.

Целью деятельности данной организации является воспитание человека, способного нести не только личную, но и коллективную ответственность, способного делать осознанный выбор, умеющего занимать и отстаивать собственную позицию, а также воспитание социально значимых качеств личности, которое осуществляется в процессе деятельности.

Характерной чертой подобных отрядов является установленная иерархия званий и должностей. Они отражают специальную квалификацию членов отряда, уровень личной и коллективной ответственности и т. п. Это, в свою очередь, способствует достижению необходимой чёткости в субординации, взаимоотношениях внутри отряда, и, в конечном счёте, успешному решению задач управления, поддержанию дисциплины и, что самое важное – безопасности при проведении отрядных дел.

Тем же целям отвечает предусмотренная в отрядах форма одежды, наглядно отражающая информацию о принадлежности человека к отряду, а также несущая информацию о звании.

Также одной из отличительных черт «крапивинских» отрядов является наличие и функционирование системы самоуправления и соуправления. Все решения, имеющие значение для дальнейшей жизни и деятельности организации, принимаются сообща детьми и взрослыми. Помимо этого существует ряд вопросов, решения по которым находятся в компетенции либо только детей, либо только взрослых.

Но главной особенностью и отличительной чертой таких отрядов (по сравнению с другими детскими организациями) является набор определённых принципов и ряд морально-этических критериев, без которых вряд ли возможно существование организаций подобного характера:

- принцип разновозрастности теоретически даёт возможность коллективу существовать неограниченное время. Когда старшие вырастают, на их место встают младшие, которые, в свою очередь, вырастая, воспитывают следующее поколение;

- основой жизни отряда является принцип товарищества, который складывается на основе общих дел. Если дело связано с пользой для окружающих, оно даёт возможность каждому человеку почувствовать себя значимым и нужным;

- принцип уважения личности идёт от уважения коллектива к каждой личности. Можно быть непохожим на других, но необходимо помнить о том, что ты в коллективе и от тебя зависит значительная часть общего успеха;

- жизнь и деятельность отряда основана на принципе доверия между коллективом и личностью. Если человек не смог приобрести доверие коллектива, то некомфортно будет всем;

- принцип самоуправления даёт возможность каждому влиять как на принятие решений по конкретному вопросу, так и на определение стратегических целей развития всей организации. Это вытекает из принципа доверия;

- принцип единства лидера и сообщества даёт возможность вырабатывать совместные нравственные принципы и не вызывает ощущения навязанности норм;

- принцип отрицания агрессии и убеждённость в том, что нельзя

самоутверждаться за счёт других людей, даёт возможность каждому почувствовать себя комфортно и безопасно;

- сплочённость коллектива не появляется «вдруг» и «сразу», а закрепляется благодаря принципу разработки собственных правил и традиций. Они должны быть выведены на основании своего опыта, так как чужие методики приносят пользу только в сочетании с собственными усилиями;

- организация должна максимально исходить из принципа открытости: для гостей, для других отрядов, и, в первую очередь, для родителей. Это способствует взаимопониманию в семьях, а также даёт возможность расширить круг общения и привлечь дополнительные ресурсы;

- принцип готовности к сотрудничеству с другими детскими коллективами способствует приобретению нового опыта. А схожие коллективы при достаточном сближении готовы слиться в единое целое.

Задача руководства такой организацией не в создании налаженной административной структуры, а в живом общении с каждым человеком. Поэтому отряд воспринимается каждым как семья, а руководитель – человек, заинтересованный в практической помощи этой семье, в защите её от тех, кто захочет ей помешать и поживиться за её счёт, в умелой организации общих дел, где ребята почувствуют, что они действительно все вместе.

При создании подобной организации не стоит пытаться вогнать её в рамки уже существующих программ. Не стоит изначально загонять себя в угол, прописывая методики и технологии. Коллектив рождается поэтапно и постепенно, учитывая приобретенный опыт и интересы каждого отдельного человека – факторы, реально влияющие на деятельность организации. Не стоит бояться возникающих проблем и противоречий, надо найти в них общие и единые принципы и использовать их как цементирующее начало.

Принципы разновозрастности, добровольности, открытости, самоуправления, товарищества и сотрудничества, отрицания агрессии, единства лидера и сообщества, собственных правил и традиций, общих дел, уважения к личности и коллективу позволяют создать воспитательный коллектив как живой организм, значимый для каждого его члена и для социума в целом.

 

Библиографический список

1. Кордонский М. Б. Технология группы / М. Б. Кордонский, В. И. Ланцберг. 4-е изд., Одесса – Туапсе – Москва: Полипресс, 1996. 100 стр.

2. Крапивин В. П. Струна и люстра / В. П. Крапивин. Москва: Изд-во ЭКСМО, 2008. 672 стр.

3. Крапивин В. П. Здравствуй, отряд! / В. П. Крапивин. Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1986. 208 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению