|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. О. А. Шардакова ПРИНЦИПЫ
КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
современном мире педагогическая работа с детьми осуществляется в самых
разнообразных формах. Задачи при этом решаются также очень многогранные. Они
носят образовательный и развивающий характер. В
зависимости от задач внешкольные детские и юношеские организации
Екатеринбурга и области можно условно разделить на три группы (если брать за
основу классификацию М. Б. Кордонского и В. И. Ланцберга [1]): 1. Учебная группа, обеспечивающая
усвоение знаний (школа игры на гитаре, секция
карате, клуб авиамоделистов). Главная задача – обучение члена группы определённому
набору знаний, умений и навыков. Ценностно-личностная ориентация –
способности к обучению. 2. Творческий клуб, развивающий
способности человека (театр, команда КВН, литературный кружок). Главная
задача – реализация творческих способностей членов группы.
Ценностно-личностная ориентация – талант. 3. Воспитательный коллектив, формирующий
качества личности. Внешне может проявляться в форме любой из
вышеперечисленных групп, но отличается рядом важнейших
социально-психологических параметров и характеристик. Главная задача –
нравственное совершенствование членов группы. Ценностно-личностная ориентация
– моральные качества. Именно
о коллективах третьей группы пойдет дальше речь. В качестве примера
рассмотрим существующие на данный момент в нашем городе детские отряды, в
основе работы которых лежат педагогические идеи и методы В. П. Крапивина [2].
Указанные коллективы являются в той или иной степени модификацией
коллективистского воспитания, у истоков которого стоял А. С. Макаренко. В
настоящее время в Свердловской области существуют два значительных разновозрастных
объединения – «Каравелла» и «Флагман», которые выступают наиболее яркими
примерами воспитательных коллективов. Пресс-центр
и парусная флотилия «Каравелла» начала свою историю с июня Со
временем разрозненная группа ребят превратилась в коллектив с определённым
набором идеологических норм и ценностей, главными из которых были выделены
взаимопонимание и товарищество. До сих пор достаточно сложно
проанализировать, что именно являлось и является основой функционирования
этого коллектива – деятельность или сами люди и их взаимоотношения. Основные
направления деятельности «Каравеллы» – журналистика, теория и практика
морского дела, фехтование, кино и фотосъёмка. Жизненный путь этого
разновозрастного отряда был достаточно сложный, он несколько раз закрывался,
но возобновлял свою деятельность благодаря нежеланию ребят потерять свой
«маленький мир». В Отряд
«Флагман», в сравнении с «Каравеллой», существует относительно недолго –
всего 2,5 года. Его руководители – выпускники и бывшие инструкторы
«Каравеллы», направления деятельности – те же. На данный момент высший руководящий
орган отряда – Флагманский Совет – состоит из четырёх человек. Целью
деятельности данной организации является воспитание человека, способного
нести не только личную, но и коллективную ответственность, способного делать
осознанный выбор, умеющего занимать и отстаивать собственную позицию, а также
воспитание социально значимых качеств личности, которое осуществляется в
процессе деятельности. Характерной
чертой подобных отрядов является установленная иерархия званий и должностей.
Они отражают специальную квалификацию членов отряда, уровень личной и
коллективной ответственности и т. п. Это, в свою очередь, способствует
достижению необходимой чёткости в субординации, взаимоотношениях внутри
отряда, и, в конечном счёте, успешному решению задач управления, поддержанию
дисциплины и, что самое важное – безопасности при проведении отрядных дел. Тем
же целям отвечает предусмотренная в отрядах форма одежды, наглядно отражающая
информацию о принадлежности человека к отряду, а также несущая информацию о
звании. Также
одной из отличительных черт «крапивинских» отрядов является наличие и
функционирование системы самоуправления и соуправления. Все решения, имеющие
значение для дальнейшей жизни и деятельности организации, принимаются сообща
детьми и взрослыми. Помимо этого существует ряд вопросов, решения по которым
находятся в компетенции либо только детей, либо только взрослых. Но
главной особенностью и отличительной чертой таких отрядов (по сравнению с
другими детскими организациями) является набор определённых принципов и ряд морально-этических критериев, без которых вряд ли возможно
существование организаций подобного характера: - принцип разновозрастности
теоретически даёт возможность коллективу существовать неограниченное время.
Когда старшие вырастают, на их место встают младшие, которые, в свою очередь,
вырастая, воспитывают следующее поколение; -
основой жизни отряда является принцип товарищества,
который складывается на основе общих дел. Если дело связано с пользой для окружающих,
оно даёт возможность каждому человеку почувствовать себя значимым и нужным; -
принцип уважения личности идёт от уважения коллектива
к каждой личности. Можно быть непохожим на других, но необходимо помнить о
том, что ты в коллективе и от тебя зависит значительная часть общего успеха; -
жизнь и деятельность отряда основана на принципе доверия между коллективом и личностью. Если человек не смог
приобрести доверие коллектива, то некомфортно будет всем; -
принцип самоуправления даёт
возможность каждому влиять как на принятие решений по конкретному вопросу,
так и на определение стратегических целей развития всей организации. Это
вытекает из принципа доверия; -
принцип единства лидера и сообщества
даёт возможность вырабатывать совместные нравственные принципы и не вызывает
ощущения навязанности норм; -
принцип отрицания агрессии и убеждённость
в том, что нельзя самоутверждаться
за счёт других людей, даёт возможность каждому почувствовать себя комфортно и
безопасно; - сплочённость
коллектива не появляется «вдруг» и «сразу», а закрепляется благодаря принципу
разработки собственных правил и
традиций. Они должны быть выведены на основании своего опыта, так как
чужие методики приносят пользу только в сочетании с собственными усилиями; -
организация должна максимально исходить из принципа открытости: для гостей, для других отрядов, и, в первую очередь,
для родителей. Это способствует взаимопониманию в семьях, а также даёт
возможность расширить круг общения и привлечь дополнительные ресурсы; -
принцип готовности к сотрудничеству с другими детскими коллективами
способствует приобретению нового опыта. А схожие коллективы при достаточном
сближении готовы слиться в единое целое. Задача
руководства такой организацией не в создании налаженной административной
структуры, а в живом общении с каждым человеком. Поэтому отряд воспринимается
каждым как семья, а руководитель – человек, заинтересованный в практической
помощи этой семье, в защите её от тех, кто захочет ей помешать и поживиться
за её счёт, в умелой организации общих дел, где ребята почувствуют, что они
действительно все вместе. При
создании подобной организации не стоит пытаться вогнать её в рамки уже
существующих программ. Не стоит изначально загонять себя в угол, прописывая
методики и технологии. Коллектив рождается поэтапно и постепенно, учитывая
приобретенный опыт и интересы каждого отдельного человека – факторы, реально
влияющие на деятельность организации. Не стоит бояться возникающих проблем и
противоречий, надо найти в них общие и единые принципы и использовать их как
цементирующее начало. Принципы
разновозрастности, добровольности, открытости, самоуправления, товарищества и
сотрудничества, отрицания агрессии, единства лидера и сообщества, собственных
правил и традиций, общих дел, уважения к личности и коллективу позволяют
создать воспитательный коллектив как живой организм, значимый для каждого его
члена и для социума в целом. Библиографический список 1. Кордонский М. Б. Технология группы / М. Б. Кордонский, В. И.
Ланцберг. 4-е изд., Одесса – Туапсе – Москва: Полипресс, 1996. 100 стр. 2. Крапивин В. П. Струна и люстра / В. П. Крапивин. Москва: Изд-во
ЭКСМО, 2008. 672 стр. 3. Крапивин В. П. Здравствуй, отряд! / В. П. Крапивин. Свердловск:
Средне-Урал. кн. изд-во, 1986. 208 с. |
|
||
|
|
|
|
|