: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

А. Д. Иванова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТОЙ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

В российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые используют идеи разновозрастного обучения в своей работе – это малокомплектные сельские школы.

 Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырёх классов в один класс – комплект. Это одно из основных обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса. Без сомнения, она отличается от организации учебного процесса в обычном классе. На мой взгляд, одна из самых главных трудностей, с которой встречаются педагоги –это отсутствие чётких методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных условиях. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приёмы самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе – не самоцель, а средство развития личности ребёнка.

Из опыта работы в малокомплектной школе можно отметить, что наиболее эффективная технология обучения в малочисленных малокомплектных классах строится на основе создания условий для разновозрастного взаимодействия детей и опирается на следующие принципы:

1. Интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста на основе того, что у учащихся разного возраста есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий.

2. Делегирование старшим учащимся ряда педагогических функций: контроля за учебной деятельностью младших школьников, объяснения нового материала (когда это возможно), помощь младшим в преодолении учебных трудностей. Конечно, это требует дополнительной подготовки к уроку. Нужно заранее подобрать консультантов, подготовить их, распределить функции, задания, показать значимость их деятельности.

3. Взаимообучение. Выполняя роль учителя при обучении своего товарища, ученик не только передаёт информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания. Ученик на уроках в классах-комплектах систематически выполняет три функции: учится, обучает, управляет учебным процессом. Надо отметить, что это возможно только тогда, когда в классе есть сильные, способные ученики.

4. Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста. Учителем отбираются содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу, а именно:

·        постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех;

·        использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска;

·        выполнение творческих заданий;

·        совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов.

5. Обеспечение психологической защищённости ребёнка через:

·        учёт возрастных особенностей, психологической совместимости учащихся при работе в парах;

·        учёт индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивающий реализацию усилий каждого ребёнка, утверждение его достоинства, признание товарищами его успеха.

Очень важно чётко и конкретно определять содержание деятельности, роли младших и старших на каждом этапе урока, не допускать подавления личности младших старшими, добиваться правильной позиции лидера группы.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной сельской школе определяются такими условиями, как замкнутый социум, сложившиеся отношения между людьми, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения. Дети, растущие в селах, более воспитаны жизнью. Они отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, которые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, леность, неаккуратность, необязательность становятся предметом воспитательной заботы. Учитель каждый день заботится о первичных, насущных чертах личности, из которых как бы сами собой складываются высокие качества. Воспитательная работа в малокомплектной школе тоже имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Необходимо давать возможность учащимся приобретать навыки, умения жизнедеятельности, как в конкретной социальной среде, так и в условиях «большого» коллектива.

Условиями жизни на селе заложены более тесные связи между детьми, родителями и учительским коллективом. Такие школьные коллективы уже изначально организуются как большая семья, в которой старшие обязаны заботиться о младших. Воспитание гражданских и морально нравственных человеческих качеств в таких коллективах эффективнее. В нашей школе традиционно организовано шефство старших классов над младшими: у каждого старшего есть свой подшефный класс из начальной школы, за который он отвечает до своего выпуска, помогает в проведении школьных и классных мероприятий.

Несмотря на сложность работы в малокомплектной школе, мы все-таки имеем более тесный контакт с учениками и, таким образом, можем полноценно формировать гражданственность у наших школьников через коллективную деятельность.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению