: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

О. Б. Набокова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПО П. Ф. ЛЕСГАФТУ  В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей исследовались во все периоды становления и развития отечественного образования. Период экспериментальной педагогики является особо значимым при рассмотрении истории и развития здоровьесберегающей педагогики. Возникновение экспериментальной педагогики в России относится к 8090-м гг. XIX в., её представители намеревались создать объективную эмпирическую базу воспитания и обучения, сосредоточившись на детальном изучении психофизического развития детей [1, с. 279].

Некоторые идеи экспериментальной педагогики, особенно в области физического воспитания, разделялись выдающимся российским медиком и педагогом Петром Францевичем Лесгафтом (18371909). Основной педагогической заслугой П. Ф. Лесгафта являются труды по школьной гигиене и физическому образованию детей школьного возраста. Физическое воспитание не случайно привлекало внимание учёного, т. к. интерес к физическому развитию был очень тесно связан с общим мировосприятием П. Ф. Лесгафта. Он полагал, что гармоническое развитие личности, в том числе интеллектуальное и волевое, невозможно при недостаточном развитии физических органов человека, которые, в конечном счёте, и определяют нормальное функционирование человеческого организма, включая головной мозг.

Свою концепцию физического воспитания детей П. Ф. Лесгафт изложил в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию де­тей школьного возраста». Руководство состоит из двух частей: первая часть была опубликова­на в 1888 г., а вторая в 1901 г. [2, с. 350]. Первая часть посвящена историческому очер­ку, задачам физического развития ребёнка в школе и опи­санию простых физических упражнений, вторая представ­ляет собою подробное описание сложных упражне­ний [3, с. 314406]. П. Ф. Лесгафт подробно описывает условия применения физических упражнений и указы­вает на необходимость правильного подбора упражнений в зависимости от возраста и физических возможностей ребёнка. Следовательно, по мнению учёного, физическое образование в школе должно быть разделено на три «отдела» соответственно различным возрастам и умению управлять собой.

1.Элементарный отдел. Элементарный отдел в школе должен состоять из элементарных движений и их усложнений ходьбы, бега и метания. Также в качестве применения систематических упражнений Лесгафт рассматривает игру и прогулку. Игра составляет упражнение в действиях, применяемых в жизни. Связанные с нею движения должны отличаться ловкостью. Прогулка, как применение систематических упражнений, отличается постепенным увеличением расстояния.

2.Средний отдел. Средний отдел, рассчитанный на детей 1215 лет, должен состоять из упражнений с постепенно и последовательно увеличивающимся напряжением. Занимающийся должен приучиться к большой продолжительности и настойчивости в своих действиях и умению приспособлять свои действия к действиям других. Производимые упражнения состоят из упражнений с отягощением, бега, прыжков, метания и борьбы. Применение этих упражнений составляют игры и прогулки.

3.Старший отдел. Главная задача старшего отдела, ориентированного на школьников 1518 лет, состоит в изучении пространственных отношений и умении распределять свои действия по времени. Всем этим требованиям более всего удовлетворяют занятия ручным трудом. Требуются упражнения для определения плотности, веса объектов, с которыми приходится иметь дело. Из суммы всех этих измерений и постоянной проверки своих действий слагается форма общих представлений о пространстве и времени [3, с. 314406].

Автор утверждал, что «…умственная и физическая деятельность должны быть в полном соответствии между собой, ибо только тогда будут существовать все условия для более точного сознательного разъединения и сравнения меж­ду собою как всех получаемых представлений, так и действий…» [3, с. 318]. Таким образом, по мнению П. Ф. Лесгафта, правильное психическое развитие человека невозможно без его физического развития, на которое следует обращать особое внимание.

П. Ф. Лесгафт делал акцент на то, что существуют люди, обладающие высоким интеллектом, но физически больные и слабые. Следовательно, как считал автор, пренебрежение физиче­ским развитием отразится если не на развитии ума, то на разви­тии воли. Главная задача физического образования, по мнению учёного «…содействовать ограничению произвола в действиях молодо­го человека» [3, с. 378], т. е. вырабатывать у него волевые качества посредством физических упражнений.

Однако главная заслуга педагога и медика состоит не в объяснениях необходимости физической подготовки, а в методике её проведения, основанной на многочисленных экспериментах, проведенных автором в лабораторных условиях. Так, П. Ф. Лесгафт во второй части упоминавшейся работы предлагал начинать заня­тия физкультурой (этот современный термин им не употреблялся) с простейших движений, постепенно усложняя с целью работы всё большего числа мышц. П. Ф. Лесгафт указывал, что «…со всеми требуемыми действиями необходимо знакомить занимающихся непременно по слову, а не по показанному. Этому основному положению необходимо строго следовать при всех физических занятиях…» [3, с. 382]. Примечательно, что автор прямо запре­щал преподавателям показывать какое-либо упражнение, разреша­лось лишь описывать его словами. Таким способом учёный предпо­лагал развивать мыслительную деятельность и внимание детей, совмещая физи­ческое развитие с умственным. Также запрещалось при проведении физических занятий отдавать приказы, поскольку, по его мнению, это сковывало развитие у детей инициативы.

П. Ф. Лесгафт при разработке физических упражнений предлагал ориентироваться, главным образом, на упражнения естественные, «применяемые в жизни» и отказаться от искусственных упражне­ний, особенно если они связаны с развлечениями. Также, по его мнению, надо очень осторожно подходить к использованию гим­настических снарядов и тренажеров: следовало предварительно оценить, какие именно группы мышц они развивают и не пойдет ли такое развитие во вред другим мышцам, что может привести к нарушению гармонии человеческого тела. Таким образом, П. Ф. Лесгафт стал признанным автором научной системы физического воспитания. Он определил важнейший принцип физическо­го воспитания его единство с умственным, нравствен­ным и эстетическим. По мнению учёного, необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается «ес­тественными движениями», соответствующими особенностям каждой груп­пы мышц, и вызывает действия всех мышечных групп организма с помощью бега, гимнастических упражнений без перенапряжения и др. Кроме того, по утверждению П. Ф. Лесгафта, все физические уп­ражнения должны быть не подражательными, а осознанными. Так, особую роль в системе естественных движений он отво­дил подвижным играм, т. к. в них есть физические упражнения для различных групп мышц, которые формируют характер, волю, со­действуют нравственному и умственному развитию.

Следует сказать, что особенно интересной в его педагогической системе является принцип связи фи­зического воспитания и психического развития. Он считал, что физическое воспитание содействует все­стороннему развитию ребёнка, и, прежде всего совершенство­ванию его личности.

По мнению П. Ф. Лесгафта, процесс обучения и овладение упражнением сопровож­даются также совершенствованием различных психиче­ских процессов. Прежде всего, это относится к развитию у ребёнка представлений о времени и пространстве. Эти представления, согласно утверждению учёного, формируются при освоении движений с различным направлением в про­странстве и продолжительностью во времени. Он выделил особую роль зрительных и мышечно-двигательных ощуще­ний, возникающих при выполнении движений, которые совершенствуются в процессе повторений и создают слож­ную структуру представления о времени и пространстве.

Ещё одним важным до­стижением П. Ф. Лесгафта является систематизация огромного ар­сенала разнообразных по сложности и богатству элементов сложнокоординированных движений, которые легли в ос­нову классификации спортивных упражнений, сделанной современными специалистами в области спортивной педа­гогики и теории физического воспитания.

Таким образом, вклад П. Ф. Лесгафта в здоровьесберегающую педагогику заключается в том, что он дал научное анатомо-физиологическое обоснование физическим упражнениям и осуществил систематизацию огромного числа многообраз­ных движений, создал так называемую «азбуку физических упражнений». Ценность рекомендаций П. Ф. Лесгафта обусловлена тем, что он исходил из знания морфо-физиологических механизмов организма ребёнка, занимающегося физиче­ской культурой. Учёный тщательно изучил строение и функции костей, суставов, мышц, сухожилий, на основании чего он доказал целесообразность одних и недопустимость других упраж­нений для развития и совершенствования опорно-двига­тельного аппарата и нервно-мышечной системы. Рассмат­ривая каждое движение не абстрактно, а исходя из знания возрастных анатомо-физиологических особенностей ребёнка, П. Ф. Лесгафт исключал неадекватные физические нагрузки и тем самым предупреждал неблагоприятные и тем более патологические их последствия.

Педагогическая система П. Ф. Лесгафта представляет собою сложную комплексную науку о чело­веке, об управлении его физическим развитием, важную как для теории, так и для практики обучения и воспитания, в том числе «физического образования». Данные П. Ф. Лесгафта по методике физического вос­питания не утратили своей значимости и в настоящее время. Его основополагающие идеи о роли физических упражнений в становлении гармонически развитого человека послужили фундаментом новых научных дисциплин спортивной физиологии, спортивной медицины и спортивной педагогики.

 

Библиографический список

1. Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей: учебное пособие / А. Н. Джуринский. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 352 с.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; под ред. З. И. Васильевой. Москва: Изд. центр «Академия», 2001. 416 с.

3. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П. Ф. Лесгафт; под ред. М. П. Ивановой. Москва: Изд-во ин-та практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 416 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению