|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. А. В. Лазарев СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ
СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ «Современная парадигма образования ориентируется на
целостное развитие человека как активного субъекта деятельности, поведения и
общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой
и социальной адаптации в быстроменяющемся мире» [1, с. 7]. В связи с этим мы сегодня говорим о реформе системы
образования как о качественно новом подходе к подготовке специалистов разного
профиля. Разделение системы высшего образования на два уровня проводит чёткую
границу между студентами, ориентированными на трудовую деятельность, и
студентами, нацеленными на научное развитие. В этих условиях как никогда
остро встает необходимость создания системы опережающей профессиональной
подготовки специалистов нового типа. На первый план выходит проблема
профессионального воспитания, и новые характеристики воспитательного процесса
предъявляют и новые требования к профессиональной подготовке и переподготовке
педагогов. Авторы новой культурологической концепции утверждают, что
«воспитание есть широкий процесс становления и развития личности как введения
в контекст культуры при целенаправленном профессиональном руководстве
педагогов организованной жизнью ребёнка, обеспеченных научно-педагогической
программой, отражающей основы наивысших достижений культуры» [2, с. 71].
Однако, как показывает практика, профессорско-преподавательский состав
университетов испытывает определённые трудности в воспитательной работе со
студентами. Объяснить это можно тем, что современное поколение студентов
отличается от предыдущих своими мировоззренческими позициями, ценностными
ориентациями, уровнем воспитанности и самореализации в новых жизненных
условиях. Как следствие можно говорить о том, что прежние схемы организации
воспитательной работы в таких условиях потеряли свою актуальность и с трудом
могут быть реализованы. А в некоторых случаях не реализуемы в принципе. Как отмечают многие современные исследователи, ведущей
идеей педагогической деятельности на данном этапе её развития выступает
необходимость преобразования воспитанника из объекта учебно-воспитательного
процесса в его субъект. Этот процесс предполагает наделение воспитанника
большей свободой выбора и планирования своего образовательного пространства,
выбора средств, форм и методов, позиций и приёмов деятельности.
Предполагается развитие большей самостоятельности в целеполагании и
рефлексии, способности влиять на изменение ситуации. Но вместе с тем,
содержание воспитательного процесса уже не может представлять собой
обязательную программу действий. Важнейшим видится развитие новой практики
воспитания студентов, выраженное в активизации и повышении качества
инновационной и экспериментальной работы по вопросам воспитания студентов.
Воспитание необходимо рассматривать в рамках профессионального образования,
представляющего «социально и педагогически организованный процесс трудовой
социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире
профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации» [3, с.
23]. На передний план выходит создание условий для развития профессиональных
компетенций у студентов, их духовного и нравственного развития, формирования
осознанной гражданской позиции, обогащения личностного и профессионального
опыта решения проблем различного уровня. Кроме того, появляется необходимость
создания условий для творческой и социальной самореализации студентов. Всё выше сказанное говорит о том, что сейчас перед
педагогическим сообществом встает колоссальная задача, требующая титанических
усилий по её решению. Задача эта связана с формированием единого
образовательного пространства, которое объединило бы в себе принципы всех
возможных концепций воспитания, имеющих собственные взгляды на воспитание,
формы и методы педагогической деятельности, наравне с принципами
гуманистических систем воспитания. Что же касается ситуации в конкретных образовательных
учреждениях высшего профессионального образования, то совершенно очевидно,
что организация воспитательной деятельности здесь требует специальной
подготовки и переподготовки преподавателей с учётом современных требований.
Решение данной задачи видится в более активном создании системы опережающего
воспитания и образования, использующей как все передовые разработки
педагогической науки, так и новейшие достижения техники и производства. Образовательное
пространство высших учебных заведений необходимо самыми активными темпами
модернизировать. При переходе на двухуровневую систему высшего
образования в связи с вхождением в Болонский процесс во внимание должен
приниматься весь разнообразный положительный опыт применения подобной системы
образования. Наиболее важным становится развитие социальных связей
образовательной среды, привлечение к организации и участию в образовательном
и воспитательном процессах социальных партнёров образовательного учреждения,
потенциальных работодателей. Это позволит сделать образование более
практико-ориентированным, а воспитание профессионально-направленным. Наиболее
активные, талантливые и перспективные студенты должны быть привлечены к
деятельности различного рода предприятий и организаций, созданных учебными
заведениями в качестве образовательно-воспитательных площадок. Вхождение в
Болонский процесс открывает новые возможности дальнейшего развития перед
учебными заведениями и российской системой образования в целом. Библиографический список 1. Воспитательная
деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учебно-методическое
пособие / под ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2005. 175 с. 2. Известия Российской Академии
Образования. 2009. № 9. 3. Педагогический
энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва: Дрофа, 2008. 528
с. |
|
||
|
|
|
|
|