: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

А. В. Лазарев

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ

«Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности, поведения и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире» [1, с. 7].

В связи с этим мы сегодня говорим о реформе системы образования как о качественно новом подходе к подготовке специалистов разного профиля. Разделение системы высшего образования на два уровня проводит чёткую границу между студентами, ориентированными на трудовую деятельность, и студентами, нацеленными на научное развитие. В этих условиях как никогда остро встает необходимость создания системы опережающей профессиональной подготовки специалистов нового типа. На первый план выходит проблема профессионального воспитания, и новые характеристики воспитательного процесса предъявляют и новые требования к профессиональной подготовке и переподготовке педагогов. Авторы новой культурологической концепции утверждают, что «воспитание есть широкий процесс становления и развития личности как введения в контекст культуры при целенаправленном профессиональном руководстве педагогов организованной жизнью ребёнка, обеспеченных научно-педагогической программой, отражающей основы наивысших достижений культуры» [2, с. 71]. Однако, как показывает практика, профессорско-преподавательский состав университетов испытывает определённые трудности в воспитательной работе со студентами. Объяснить это можно тем, что современное поколение студентов отличается от предыдущих своими мировоззренческими позициями, ценностными ориентациями, уровнем воспитанности и самореализации в новых жизненных условиях. Как следствие можно говорить о том, что прежние схемы организации воспитательной работы в таких условиях потеряли свою актуальность и с трудом могут быть реализованы. А в некоторых случаях не реализуемы в принципе.

Как отмечают многие современные исследователи, ведущей идеей педагогической деятельности на данном этапе её развития выступает необходимость преобразования воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Этот процесс предполагает наделение воспитанника большей свободой выбора и планирования своего образовательного пространства, выбора средств, форм и методов, позиций и приёмов деятельности. Предполагается развитие большей самостоятельности в целеполагании и рефлексии, способности влиять на изменение ситуации. Но вместе с тем, содержание воспитательного процесса уже не может представлять собой обязательную программу действий. Важнейшим видится развитие новой практики воспитания студентов, выраженное в активизации и повышении качества инновационной и экспериментальной работы по вопросам воспитания студентов. Воспитание необходимо рассматривать в рамках профессионального образования, представляющего «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации» [3, с. 23]. На передний план выходит создание условий для развития профессиональных компетенций у студентов, их духовного и нравственного развития, формирования осознанной гражданской позиции, обогащения личностного и профессионального опыта решения проблем различного уровня. Кроме того, появляется необходимость создания условий для творческой и социальной самореализации студентов.

Всё выше сказанное говорит о том, что сейчас перед педагогическим сообществом встает колоссальная задача, требующая титанических усилий по её решению. Задача эта связана с формированием единого образовательного пространства, которое объединило бы в себе принципы всех возможных концепций воспитания, имеющих собственные взгляды на воспитание, формы и методы педагогической деятельности, наравне с принципами гуманистических систем воспитания.

Что же касается ситуации в конкретных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, то совершенно очевидно, что организация воспитательной деятельности здесь требует специальной подготовки и переподготовки преподавателей с учётом современных требований. Решение данной задачи видится в более активном создании системы опережающего воспитания и образования, использующей как все передовые разработки педагогической науки, так и новейшие достижения техники и производства. Образовательное пространство высших учебных заведений необходимо самыми активными темпами модернизировать.

При переходе на двухуровневую систему высшего образования в связи с вхождением в Болонский процесс во внимание должен приниматься весь разнообразный положительный опыт применения подобной системы образования. Наиболее важным становится развитие социальных связей образовательной среды, привлечение к организации и участию в образовательном и воспитательном процессах социальных партнёров образовательного учреждения, потенциальных работодателей. Это позволит сделать образование более практико-ориентированным, а воспитание профессионально-направленным. Наиболее активные, талантливые и перспективные студенты должны быть привлечены к деятельности различного рода предприятий и организаций, созданных учебными заведениями в качестве образовательно-воспитательных площадок. Вхождение в Болонский процесс открывает новые возможности дальнейшего развития перед учебными заведениями и российской системой образования в целом.

 

Библиографический список

1. Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация: учебно-методическое пособие / под ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2005. 175 с.

2. Известия Российской Академии Образования. 2009. № 9.

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва: Дрофа, 2008. 528 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению