|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. Ю. А. Корепанова, Г. П. Селивёрстова ГЕНДЕРНАЯ
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Назначением деятельности педагога является
преподавание. Его цель состоит в управлении активной и сознательной
познавательной деятельностью обучающихся. В педагогической литературе управление рассматривается
с точки зрения системного, рефлексивного, синергетического подходов. Все эти
три подхода сходятся в общем понимании сущности управления – организации
процессов обучения и воспитания. Смысл управления заключается в создании
благоприятных внешних и внутренних обстоятельств, объективных и субъективных
условий в таком сочетании, которое обеспечит достижение поставленной цели –
развитие объекта и перевод его в позицию субъекта [3, с.101]. В достижении указанной цели одним из важных условий
является формирование коллектива учащихся, создание в нём доброжелательной атмосферы,
благоприятного социально-психологического климата. Такие отношения в
коллективе оказывают положительное влияние на результаты обучения и развитие
личности обучаемых. Для грамотного создания соответствующего
психоэмоционального микроклимата и формирования коллектива педагог должен
учитывать гендерные особенности учащихся. Под гендером понимается социальный статус и
социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом
[2, с. 223]. Гендерные особенности обучающихся проявляются в
коллективе, в частности, следующим образом. Девушки чаще, чем юноши, проявляют чувствительность к
психологическому климату в коллективе, результативность их обучения высока в
психологически комфортной атмосфере. Для них важны эмоциональные связи с
коллективом. Удовлетворенность отношениями в коллективе становится одним из
основных факторов, определяющих удовлетворённость обучением в целом. Среди
девушек следует осторожно использовать метод соревнования. Юношам важно работать в команде, следовать за лидером.
Эмоциональные отношения в коллективе для них играют меньшую роль, они
стремятся к высоким достижениям, к поставленной цели. Мужской коллектив легче
дисциплинируем [1, с. 80]. Эти данные свидетельствуют о том, что для
формирования коллектива и повышения эффективности обучения особенно в
смешанных по полу группах необходимо не только учитывать гендерные
склонности, но и развивать андрогинные качества участников образовательного
процесса. В связи с этим педагог должен обладать развитой гендерной культурой
и использовать приобретенные в этой области компетенции в своей
профессиональной деятельности. Проблемы гендерологии всё больше привлекают внимание
педагогов, психологов, социологов, социальных работников и находятся в
состоянии активного изучения. Одной из них является проблема гендерной
культуры современных педагогов, которая изучена недостаточно. В настоящей работе мы представляем результаты
исследований уровней гендерной культуры преподавателей Российского
государственного профессионально-педагогического университета. В исследовании приняли участие 25 преподавателей
следующих институтов: психологии (11 человек), экономики и управления (4
человека), социального института (7 человек), лингвистики (1 человек) и
искусств (2 человека). Из них 3 мужчины и 21 женщина в возрасте от 22 до 70
лет (средний возраст 44±2,4 года). В качестве диагностического инструментария была выбрана
авторская методика Ж.А. Старовойтовой «Определение развития гендерной
культуры педагога». По данным исследователя характер гендерной культуры
человека представлен тремя последовательно усложняющимися уровнями:
докультурный, нормативно-знаниевый и концептуально-проблемный, каждый из
которых имеет подуровни: функциональный, здоровьесберегающий,
личностно-творческий и коммуникативный (управленческая коммуникация) [2, с.
224]. Тест включает 36 вопросов и позволяет диагностировать степень
выраженности уровней и подуровней гендерной культуры испытуемого. Обработка результатов диагностики осуществлялась
методом дескриптивной статистики с помощью программы Microsoft Office Excel
2003. Анализ эмпирических данных показал, что гендерная
культура преподавателей РГППУ находится на статистически значимом среднем -
нормативно-знаниевом уровне (Хср.=48,58, Мо=48, Ме=43). Сформированность
подуровней гендерной культуры: функционального, здоровьесберегающего,
психологического, личностно-творческого и коммуникативного также имеет
статистически значимое среднее значение (соответственно: Хср.=18,29, 7,46, 8,
7,75, 5,33; Мо=17, 9, 7, 7, 5; Ме=18,5, 8, 7,5, 7, 5). Из этих данных
следует, что преподаватели обладают некоторыми знаниями относительно каждого
подуровня (знание способов, форм и приёмов гендерного общения, гендерного
управления, психологических особенностей мужчин и женщин). Однако они не
всегда применяют их на практике. Результаты исследований позволяют заключить, что
необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс РГППУ
педагогические условия и технологии, способствующие повышению уровня
гендерной культуры преподавателей и выпускников, необходимой для формирования
коллектива студентов, их андрогинных качеств и высокого уровня образованности. Библиографический список 1. Разуменкова О. М. Взаимодействие гендерных стереотипов и
жизненных ценностей как фактор выбора профессии /О. М. Разуменкова // Вопросы
психологии. 2004. № 4. С. 76–82. 2. Старовойтова Ж. А. Гендерная культура педагога как ведущее
условие организации процесса обучения на основе гендерного подхода / Ж. А.
Старовойтова //Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 223–225. 3. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной
школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. Москва: Центр «Педагогический поиск»,
2001. 384 с. |
|
||
|
|
|
|
|