|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. А. В. Заянова Н. Г. Санникова МАКАРЕНКОВСКИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «Педагогический
коллектив – группа людей, организованная и сплочённая на основе
образовательной деятельности и выполняющая учебно-воспитательную и
социально-гуманитарную функции», – сказано в словаре о педагогическом коллективе
[3, с. 201]. Это определение далеко не в полной мере отражает сущность
педагогического коллектива. На самом деле от коллектива педагогов зависит вся
школьная жизнь, качество образования детей, их гражданское становление, их
судьбы. Педагогический коллектив – это и лицо каждого образовательного
учреждения, и его стержень. А. С. Макаренко в
своё время придавал огромное значение правильной организации педагогического
коллектива и оставил в наследство современным руководителям школ
замечательные принципы, на которые опирался в своей работе. Одним из главных
он выделял принцип длительности педагогического коллектива. «Вопрос о
длительности педагогического коллектива, по его мнению, – это, конечно, не
только вопрос о временном измерении работы педагогов. Это именно вопрос о
коллективе. Невозможно даже говорить о коллективе, если не предполагать хотя
бы минимальной длительности его работы» [1, с. 663]. «Только длительно
сохраняющийся коллектив создаёт множество крепких и часто оригинальных связей
со старшими колонистами, – считал Антон Семёнович, – создаёт тот единый
коллектив, который так нужен… Пережитый вместе опыт, нужда и напряжение,
радости и улыбка – все это роднит людей, так же, как и работа» [1, с. 667]. Следующим важнейшим
принципом организации педагогического коллектива А. С. Макаренко выделял
создание единства детского и взрослого коллективов в воспитательном
учреждении, при котором «коллектив учителей и коллектив детей – это не два
коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» [2, с.
419]. «Правильное, советское воспитание должно быть организовано путем
создания единых, сильных, влиятельных коллективов. Школа должна быть единым
коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный
член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от
коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы
и в первую очередь дорожить этими интересами» [2, с. 266]. В нашем городе
есть школа, где за долгие годы сложился именно такой школьный коллектив. Это
средняя общеобразовательная школа № 22, расположенная в центре микрорайона
Уралмаш, двери которой открылись для детей микрорайона в 1932 г. В настоящее
время она одна из крупнейших в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, в
последние годы занимает первое место в соревновании школ района и является
одной из лучших в городе. В марте 2012 г. школа № 22 отметит свой 80-летний
юбилей. С 1984 г.
педагогическим коллективом школы руководит Фёдорова Галина Поликарповна
(Отличник народного образования, Ветеран труда), которая когда-то сама
училась здесь и уже 38 лет является её работником. Под руководством Галины
Поликарповны школа работает в режиме развития: она включена в Федеральный
эксперимент по модернизации структуры и содержания образования, участвует в
реализации межрегионального проекта в Уральском регионе «Образ и мысль» и в
эксперименте по программе «Школа-2000» (по системе Н. Ф. Виноградовой). Вся
работа с учащимися в школе № 22 строится на основе личностно-ориентированного
подхода, в рамках которого созданы разнообразные условия для дополнительного
образования учащихся и развития здоровьесберегающих технологий. За годы
руководства школой Галина Поликарповна создала коллектив единомышленников,
который умело работает с ученическим и родительским коллективами. В школе
осуществляется рациональное взаимодействие административного и общественного
управления по большинству вопросов. Директору и его
помощникам удаётся на протяжении многих лет не только сохранять лицо школы, а
делать его из года в год все более привлекательным. Помогает в этом
следование лучшим традициям, которые сложились в педагогике ещё в советское
время. Наиболее яркое отражение эти традиции находят сегодня в принципах
организации педагогического коллектива А. С. Макаренко. Ориентация на них
помогает руководителям школы в объединении педагогов вокруг интересных идей,
в развитии их творческой инициативы, в организации содружества с коллективом
учащихся и их родителей. В настоящее время
в школе работают 63 педагога, средний возраст которых составляет 40 лет;
высшее образование имеют 89%; среднее специальное – 10%. Это
высококвалифицированный коллектив, где 11 человек имеют высшую, 48 – первую и
3 человека – вторую квалификационную категорию. Это высокие показатели,
позволяющие педагогическому коллективу не только иметь отличные успехи в
обучении школьников, но и достойно представлять школу на всех образовательных
уровнях. 2 педагога недавно стали победителями конкурса национального проекта
«Лучший учитель России»: С. Ю. Олисова и М. В. Патрушева; Н. Н. Шигайтина –
победитель городского прошлогоднего конкурса «Лучший мультимедиа урок».
Звание «Заслуженный учитель РСФСР» имеет 1 человек; «Отличник народного
образования» – 3 человека, «Почетный работник общего образования РФ» – 3
человека, Грамотой Минпроса РСФСР награждено 3 человека. Главной
отличительной чертой педагогического коллектива школы является его огромный
творческий потенциал. Как когда-то в воспитательных учреждениях А. С.
Макаренко, здесь нет «случайных» людей, то есть на работу берут не каждого
дипломированного, а, прежде всего, тех, кто обладает какими-то особыми
творческими умениями и навыками, способными сделать школьную жизнь яркой и
незабываемой. Среди педагогов – свои певцы, поэты, композиторы, художники.
Школа № 22 единственная в Екатеринбурге, где более 60 лет тому назад был
создан и на профессиональной основе работает детский драматический театр
«Игра». Поэтому педагоги выступают здесь ещё и как режиссеры, артисты,
драматурги, постановщики и декораторы. О школьном театре и его значении можно
говорить очень много. Он играет огромную роль в воспитании учащихся,
формировании их эстетического мировоззрения, развитии творческих способностей
и особого восприятия жизни. Но главное в театре – это его консолидирующее
начало, способствующее объединению педагогов и учащихся в единый школьный
коллектив. Он требует постоянного взаимодействия и творческого сотрудничества
при выборе репертуара, совместной подготовке спектаклей, приготовлении афиш,
программ, декораций, костюмов для выступлений. Через театральное действо в
школе проходят все. В нём задействованы в одинаковой мере и малыши, и
старшеклассники. Для всех есть свой репертуар, свои роли, прошедшие уже через
несколько поколений школьников и оставившие в памяти всех выпусков
благодарные воспоминания. Театр – это по-макаренковски. Сегодня ему присвоено
звание «народного образцового коллектива любительского художественного
творчества». Но совместное
творчество здесь присутствует всюду, не только в театре. Достаточно сказать,
что ни один школьный праздник не обходится без совместных концертов и
представлений. Эти совместные представления продолжают школьные творческие
традиции и в литературно-музыкальной гостиной, существующей в школе с незапамятных
времён. Для нее выделен специально оформленный под гостиную кабинет, где
проходят самые разные тематические мероприятия. К примеру, учителя проводят в
честь очередных выпускников замечательный вечер лирики 60-х годов. Они поют,
танцуют и читают стихи 60-х. А в центре ансамбля, как правило, директор школы
– Галина Поликарповна. Поет и танцует вместе со всеми. Всегда строгая,
корректная, принципиальная, и такая близкая и родная в одном кругу с любимыми
учителями. Единство
школьного коллектива создаётся совместными усилиями в учебной работе, общих
трудовых акциях, походах и т. д. Одним словом, что бы здесь ни делалось –
делается вместе. Это сближает, делает школу родной. Не случайно бывшие
выпускники постоянно возвращаются в школьный коллектив и продолжают принимать
участие в его делах и мероприятиях. Некоторые возвращаются навсегда, правда,
уже в ином качестве. Так, среди педагогов школы 13 – её выпускники. Кстати
сказать, и руководителями школьного театра в разные годы тоже были выпускники
школы: Л. Л. Хорькова и О. А. Стаина. А если говорить о
длительности педагогического коллектива, то здесь впечатляющим показателем
является то, что около 60 % учителей работают в школе более чем по 10 лет.
Это не удивительно. Объединенные крепкими многолетними традициями, постоянно
чувствующие заботу о себе со стороны руководителей и любовь со стороны
учеников и их родителей, педагоги не стремятся к смене своего места работы,
даже если получают чьи-то заманчивые предложения. Удерживает многое. В
непростые 90-е годы в школе раз в неделю принимал и лечил учителей «свой»
зубной врач, еженедельно приходил «свой» парикмахер, для педагогов была
построена сауна, где можно было отдыхать семьями. А сегодня здесь построен
великолепный стадион и спортивные тренажеры, на которых учителя занимаются
вместе с учениками и куда детей своих приводят. В педагогическом
коллективе во все годы его существования соблюдается и макаренковский принцип
преемственности поколений: выпускники, постоянно возвращающиеся в школу,
передают свой опыт организации школьной жизни тем, кто ещё продолжает учёбу,
учителя-стажисты щедро делятся своим опытом с молодыми. А все вместе педагоги
равняются на таких, как Собачкина Ксения Никаноровна, первый в нашем городе
Заслуженный учитель РСФСР, Кавалер Ордена Ленина, получила образование в
Смольном институте благородных девиц в Петербурге; Собакина Ольга Николаевна
– Кавалер Ордена Ленина. Когда-то давно они стояли у истоков создания школы №
22. В основе каждого
принципа лежат определённые закономерности. Для школы № 22 закономерным
является брать на вооружение все лучшее из того, что есть в нашей педагогике.
А принципы, которые оставлены нам в наследство А. С. Макаренко, – это и есть
лучшее. Библиографический
список 1. Макаренко А. С. Педагогическая поэма:
сочинения: в 7 томах / А. С. Макаренко. Т. 1. Москва: АПН РСФСР, 1959. 783 с. 2. Макаренко А. С. О коммунистическом
воспитании / А. С. Макаренко. Москва: АПН РСФСР, 1952. 534 с. 3.
Словарь по соц. педагогике: учебное пособие для студентов высш. учеб.
заведений /авт.-сост. Л. В. Мардахаев. Москва: Академия, 2002. 368 с. |
|
||
|
|
|
|
|