: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

А. В. Заянова

Н. Г. Санникова

МАКАРЕНКОВСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ № 22 ЕКАТЕРИНБУРГА

«Педагогический коллектив – группа людей, организованная и сплочённая на основе образовательной деятельности и выполняющая учебно-воспитательную и социально-гуманитарную функции», – сказано в словаре о педагогическом коллективе [3, с. 201]. Это определение далеко не в полной мере отражает сущность педагогического коллектива. На самом деле от коллектива педагогов зависит вся школьная жизнь, качество образования детей, их гражданское становление, их судьбы. Педагогический коллектив – это и лицо каждого образовательного учреждения, и его стержень.

А. С. Макаренко в своё время придавал огромное значение правильной организации педагогического коллектива и оставил в наследство современным руководителям школ замечательные принципы, на которые опирался в своей работе. Одним из главных он выделял принцип длительности педагогического коллектива. «Вопрос о длительности педагогического коллектива, по его мнению, – это, конечно, не только вопрос о временном измерении работы педагогов. Это именно вопрос о коллективе. Невозможно даже говорить о коллективе, если не предполагать хотя бы минимальной длительности его работы» [1, с. 663].

«Только длительно сохраняющийся коллектив создаёт множество крепких и часто оригинальных связей со старшими колонистами, – считал Антон Семёнович, – создаёт тот единый коллектив, который так нужен… Пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радости и улыбка – все это роднит людей, так же, как и работа» [1, с. 667].

Следующим важнейшим принципом организации педагогического коллектива А. С. Макаренко выделял создание единства детского и взрослого коллективов в воспитательном учреждении, при котором «коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» [2, с. 419]. «Правильное, советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов. Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами» [2, с. 266].

В нашем городе есть школа, где за долгие годы сложился именно такой школьный коллектив. Это средняя общеобразовательная школа № 22, расположенная в центре микрорайона Уралмаш, двери которой открылись для детей микрорайона в 1932 г. В настоящее время она одна из крупнейших в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, в последние годы занимает первое место в соревновании школ района и является одной из лучших в городе. В марте 2012 г. школа № 22 отметит свой 80-летний юбилей.

С 1984 г. педагогическим коллективом школы руководит Фёдорова Галина Поликарповна (Отличник народного образования, Ветеран труда), которая когда-то сама училась здесь и уже 38 лет является её работником. Под руководством Галины Поликарповны школа работает в режиме развития: она включена в Федеральный эксперимент по модернизации структуры и содержания образования, участвует в реализации межрегионального проекта в Уральском регионе «Образ и мысль» и в эксперименте по программе «Школа-2000» (по системе Н. Ф. Виноградовой). Вся работа с учащимися в школе № 22 строится на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого созданы разнообразные условия для дополнительного образования учащихся и развития здоровьесберегающих технологий.

За годы руководства школой Галина Поликарповна создала коллектив единомышленников, который умело работает с ученическим и родительским коллективами. В школе осуществляется рациональное взаимодействие административного и общественного управления по большинству вопросов.

Директору и его помощникам удаётся на протяжении многих лет не только сохранять лицо школы, а делать его из года в год все более привлекательным. Помогает в этом следование лучшим традициям, которые сложились в педагогике ещё в советское время. Наиболее яркое отражение эти традиции находят сегодня в принципах организации педагогического коллектива А. С. Макаренко. Ориентация на них помогает руководителям школы в объединении педагогов вокруг интересных идей, в развитии их творческой инициативы, в организации содружества с коллективом учащихся и их родителей.

В настоящее время в школе работают 63 педагога, средний возраст которых составляет 40 лет; высшее образование имеют 89%; среднее специальное – 10%. Это высококвалифицированный коллектив, где 11 человек имеют высшую, 48 – первую и 3 человека – вторую квалификационную категорию. Это высокие показатели, позволяющие педагогическому коллективу не только иметь отличные успехи в обучении школьников, но и достойно представлять школу на всех образовательных уровнях. 2 педагога недавно стали победителями конкурса национального проекта «Лучший учитель России»: С. Ю. Олисова и М. В. Патрушева; Н. Н. Шигайтина – победитель городского прошлогоднего конкурса «Лучший мультимедиа урок». Звание «Заслуженный учитель РСФСР» имеет 1 человек; «Отличник народного образования» – 3 человека, «Почетный работник общего образования РФ» – 3 человека, Грамотой Минпроса РСФСР награждено 3 человека.

Главной отличительной чертой педагогического коллектива школы является его огромный творческий потенциал. Как когда-то в воспитательных учреждениях А. С. Макаренко, здесь нет «случайных» людей, то есть на работу берут не каждого дипломированного, а, прежде всего, тех, кто обладает какими-то особыми творческими умениями и навыками, способными сделать школьную жизнь яркой и незабываемой. Среди педагогов – свои певцы, поэты, композиторы, художники. Школа № 22 единственная в Екатеринбурге, где более 60 лет тому назад был создан и на профессиональной основе работает детский драматический театр «Игра». Поэтому педагоги выступают здесь ещё и как режиссеры, артисты, драматурги, постановщики и декораторы. О школьном театре и его значении можно говорить очень много. Он играет огромную роль в воспитании учащихся, формировании их эстетического мировоззрения, развитии творческих способностей и особого восприятия жизни. Но главное в театре – это его консолидирующее начало, способствующее объединению педагогов и учащихся в единый школьный коллектив. Он требует постоянного взаимодействия и творческого сотрудничества при выборе репертуара, совместной подготовке спектаклей, приготовлении афиш, программ, декораций, костюмов для выступлений. Через театральное действо в школе проходят все. В нём задействованы в одинаковой мере и малыши, и старшеклассники. Для всех есть свой репертуар, свои роли, прошедшие уже через несколько поколений школьников и оставившие в памяти всех выпусков благодарные воспоминания. Театр – это по-макаренковски. Сегодня ему присвоено звание «народного образцового коллектива любительского художественного творчества».

Но совместное творчество здесь присутствует всюду, не только в театре. Достаточно сказать, что ни один школьный праздник не обходится без совместных концертов и представлений. Эти совместные представления продолжают школьные творческие традиции и в литературно-музыкальной гостиной, существующей в школе с незапамятных времён. Для нее выделен специально оформленный под гостиную кабинет, где проходят самые разные тематические мероприятия. К примеру, учителя проводят в честь очередных выпускников замечательный вечер лирики 60-х годов. Они поют, танцуют и читают стихи 60-х. А в центре ансамбля, как правило, директор школы – Галина Поликарповна. Поет и танцует вместе со всеми. Всегда строгая, корректная, принципиальная, и такая близкая и родная в одном кругу с любимыми учителями.

Единство школьного коллектива создаётся совместными усилиями в учебной работе, общих трудовых акциях, походах и т. д. Одним словом, что бы здесь ни делалось – делается вместе. Это сближает, делает школу родной. Не случайно бывшие выпускники постоянно возвращаются в школьный коллектив и продолжают принимать участие в его делах и мероприятиях. Некоторые возвращаются навсегда, правда, уже в ином качестве. Так, среди педагогов школы 13 – её выпускники. Кстати сказать, и руководителями школьного театра в разные годы тоже были выпускники школы: Л. Л. Хорькова и О. А. Стаина.

А если говорить о длительности педагогического коллектива, то здесь впечатляющим показателем является то, что около 60 % учителей работают в школе более чем по 10 лет. Это не удивительно. Объединенные крепкими многолетними традициями, постоянно чувствующие заботу о себе со стороны руководителей и любовь со стороны учеников и их родителей, педагоги не стремятся к смене своего места работы, даже если получают чьи-то заманчивые предложения. Удерживает многое. В непростые 90-е годы в школе раз в неделю принимал и лечил учителей «свой» зубной врач, еженедельно приходил «свой» парикмахер, для педагогов была построена сауна, где можно было отдыхать семьями. А сегодня здесь построен великолепный стадион и спортивные тренажеры, на которых учителя занимаются вместе с учениками и куда детей своих приводят.

В педагогическом коллективе во все годы его существования соблюдается и макаренковский принцип преемственности поколений: выпускники, постоянно возвращающиеся в школу, передают свой опыт организации школьной жизни тем, кто ещё продолжает учёбу, учителя-стажисты щедро делятся своим опытом с молодыми. А все вместе педагоги равняются на таких, как Собачкина Ксения Никаноровна, первый в нашем городе Заслуженный учитель РСФСР, Кавалер Ордена Ленина, получила образование в Смольном институте благородных девиц в Петербурге; Собакина Ольга Николаевна – Кавалер Ордена Ленина. Когда-то давно они стояли у истоков создания школы № 22.

В основе каждого принципа лежат определённые закономерности. Для школы № 22 закономерным является брать на вооружение все лучшее из того, что есть в нашей педагогике. А принципы, которые оставлены нам в наследство А. С. Макаренко, – это и есть лучшее.

 

Библиографический список

1. Макаренко А. С. Педагогическая поэма: сочинения: в 7 томах / А. С. Макаренко. Т. 1. Москва: АПН РСФСР, 1959. 783 с.

2. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании / А. С. Макаренко. Москва: АПН РСФСР, 1952. 534 с.

3. Словарь по соц. педагогике: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /авт.-сост. Л. В. Мардахаев. Москва: Академия, 2002. 368 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению