|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. Е. В. Захарова, А. Н. Кулакова, К. А. Тонкова МЕТОДИКА
КОММУНАРСКОГО ВОСПИТАНИЯ Мы отошли от
коммунистической идеологии, изменился образ жизни, но человек при всех
изменениях должен вырастать в наших школах воспитанным, образованным,
культурным, достойным гражданином своей страны. Воспитание в школе должно
выстраиваться так, чтобы культивировались ценные человеческие качества. Где много детей,
там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в которой
подчас царят самые жестокие нравы. Это понятно каждому разумному человеку.
Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного
воспитания. Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: А. С.
Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др. В конце 50-х гг.
в Ленинграде зародилось коммунарское движение. Во Фрунзенском Дворце пионеров
была создана знаменитая на всю страну Фрунзенская коммуна. У её колыбели
стояли Игорь Петрович Иванов, верный последователь Антона Семёновича
Макаренко, философ, доктор педагогических наук, и Фаина Яковлевна Шапиро.
Мысль о создании коммунарской методики появилась у Игоря Петровича в связи со
словами, которыми Макаренко заканчивает «Педагогическую поэму»: «И, может
быть, очень скоро у нас перестанут писать «педагогические поэмы» и напишут
простую деловую книжку: «Методика коммунистического воспитания». Коммуна
воспитывала в ребёнке не только образованного человека, но и развивала в нём
творческую инициативу и коллективистские качества [1, c. 15]. По мнению Иванова
И. П., коллектив – это социальная группа, в которой развивается общая
творческая забота об окружающей жизни, о своём объединении как частице
общества, о каждом товарище по объединению: забота организаторская
(коллективная организаторская деятельность), практическая (коллективные
творческие дела), воспитательная (всестороннее и гармоничное развитие
личности) [2, c. 3]. Характерные черты
коммунарской методики заключаются в следующем: 1. Обучение
лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Ребята с гордостью называли
себя коммунарными, так как высокие идеалы людей коммунистического будущего
считали для себя реальными жизненными ориентирами и воплощали их в своей
среде без опасений быть осмеянными. Это удовлетворение естественной
потребности юности в идеале. 2. Яркая
альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежегодное
добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки
заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Эта позиция
вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себя работой на
их благо. В главном девизе коммунаров есть фраза «Наша цель – счастье
людей!». 3. Пять «само»:
самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление и
самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчёта на
взрослых. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг,
активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность,
постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в
любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства в коммуне и поручений.
Одним из главных принципов, был принцип ЧТП – чередующиеся творческие
поручения. 4. Новые
взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге
приводит к поиску таковых. Коммунары сами приглашают к совместной с ними
работе взрослых, облекая их полным доверием, но не предоставляя им никаких
преимуществ, кроме гарантированного уважения. В такой ситуации пропадает
ощущение возраста. Это же требует от взрослых постоянного творческого
напряжения, чтобы не превратиться в балласт, не потерять статус старшего
друга. 5. Творчество –
черта любой деятельности. «Каждое дело творчески, иначе зачем?» – девиз
коммунаров. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным,
даже праздничным ведёт к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество
является гарантией от формализма. Поиск новых форм неизбежно обостряет
внимание к инструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары
были людьми с ярко выраженными педагогическими наклонностями. 6. Коллективизм в
самом высоком смысле слова. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по
духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делали коллективно:
планировали, работали, анализировали. Но коллектив не усреднял личность, не
приводил к человеческому единообразию. Наоборот, он помогал сформировать в
каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива
порождало в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять
на себя большую долю его тяжести [1, c. 36]. Когда сегодня
говорят о коммунарской методике, важнейшей составляющей «педагогики общей
заботы», подразумевают чаще всего методику коллективных творческих дел. Ведь
коллективное творческое дело – её главная методическая единица. Коллективное
творческое дело – целая совокупность приёмов действий, выстроенных в
определённой последовательности. Коммунарская методика, и в этом её
преимущество, рассчитана на обыкновенных людей. Каждый отдает коллективу то,
чем он обладает: один выдумщик, другой организатор, третий просто хороший
собеседник или слушатель. В настоящее время
данная методика используется далеко не каждым педагогом. Но все же, те
руководители, которые знакомы с коммунарской методикой, призывают всех
использовать её в условиях школы, так как коммунарская методика является
действенным инструментом развития личности, способствует положительной
социализации ребёнка, благоприятной интеграции в общество. Отметая сегодня
всё, что связано с коммунизмом и коммунарством, человечество не должно
отказываться от важнейших идей коммунарской методики, её главных составных
частей, так как это величайшее наследие прошлого, которое не должно пылиться
на полках, а должно активно применяться в педагогической практике! Библиографический
список 1. Иванов И. П. Методика коммунарского
воспитания / И. П. Иванов. Москва: Педагогика, 1990. 208 с. 2. Иванов И. П. Педагогика коллективных
творческих дел / И. П. Иванов. Киев: Радянська школа, 1992. 234 с. |
|
||
|
|
|
|
|