: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Н. В. Евсеева,

 Л. Н. Попов

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Игра – жизненная лаборатория детства.
С. Т. Шацкий

 

В современном обществе новых информационных технологий, высокого темпа жизни человеку особо необходимо адаптироваться к вновь возникающим условиям его жизнедеятельности. Однако и психологи, и педагоги отмечают ряд негативных новообразований современного человечества, связанных с этой проблемой. Наиболее часто встречающимся из них является повышенная тревожность и, как её следствие, отклоняющееся поведение.

В психолого-педагогической литературе тревожность понимается как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, и то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызывать у ребёнка беспокойство, тревогу, страх и их проявления в поведении. На наш взгляд, проблема тревожности относится к числу острых проблем психологии, педагогики, социальной педагогики.

Старший дошкольный возраст – особый, в нём нарастает опасность формирования тревожности и отклонений в поведении в силу разных причин. Такими причинами могут быть неблагоприятное окружение ребёнка, подготовка к школе и связанные с ней стрессовые ситуации, непонимание родителей и воспитателей, различные страхи и перегрузки.

Ведущим видом деятельности старшего дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Через сюжетно-ролевую игру ребёнок познаёт мир, учится общению. Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра «является особенно спонтанным качеством ребёнка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребёнка со взрослыми» [1, с. 394]. Главные черты сюжетно-ролевой игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Источники, питающие игру ребёнка, – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Естественно, ребёнок не может взять на себя несколько ролей сразу, для этого он выбирает себе круг сверстников (возможно, взрослых), с которыми ему комфортно и интересно проводить время.

По условиям протекания сюжетно-ролевые игры делятся на индивидуальные, коллективные, массовые. В старшем дошкольном возрасте дети все чаще выбирают игры в коллективе, определяют линии их развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в коллективной игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

По содержанию сюжетно-ролевые игры могут быть играми с правилами (их содержание – усвоение норм и правил выполнения роли) и играми-драматизациями (их содержание – изображение сказочных героев, усвоение морально-этических норм поведения, т. к. сказочные герои являются носителями моральных норм).

По области деятельности игры подразделяются на педагогические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические социально-педагогические и т. д. Именно социально-педагогические игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости, а также снятию тревожных состояний. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьеры в общении. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «В игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [2, с. 188].

По утверждению Д. Б. Эльконина, «игра является универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности» [3, с. 186].

Игра как средство воспитания несёт в себе значительный потенциал педагогического управления и взаимодействия. Педагог, развивая в игре совместные отношения, помо­гает детям находить способы принятия общих решений, сотрудничества, он подчёркивает положительные эмоциональные переживания, возникшие в связи с коллективным общением. Все это обогащает социальное развитие ребёнка.

В дошкольном возрасте коллектив ещё не может достичь высокого уров­ня развития, но в это время закладываются нормы сотрудничества, опыт гуманных отношений и сотворчества. Развивающий эффект совместной деятель­ности зависит от того, как проектируются педагогом задачи взаимодействия.

Нами были разработаны и апробированы в детском cаду «Березка» посёлка Лобва Свердловской области методика и программа коррекции тревожного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной игры «Сказочная страна». В рамках программы проводилась работа с родителями, игры с родителями и детьми, подвижные, творческие игры с детьми, а также игры-драматизации с помощью кукол для проигрывания сказочных сюжетов.

 В результате у детей тревожность снизилась до средних показателей, повысилась самооценка, заметно улучшились воображение, фантазия, речь, коммуникативные навыки.

По наблюдениям воспитателей, дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными, беспокойными и боязливыми, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. У всех детей улучшилось самочувствие.

Они также показали некоторые изменения в межличностных отношениях со сверстниками и воспитателями, в поведении. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. На поведенческом уровне это выразилось в большей заинтересованности в коллективной деятельности, в появлении уверенности при обращении к другим людям, лучшем понимании реакции окружающих на их поведение, т. е. возросла сплочённость коллектива дошкольников.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности данной игровой методики по снижению высокого уровня тревожности, препятствующему нормальному развитию личности старшего дошкольника, и развитию коллективных отношений в дошкольном образовательном учреждении.

 

Библиографический список

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб., 2000. 230 с.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 томах / К. Д. Ушинский. Москва: АПН, 2004. Т 1. 775 с.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. Москва: Наука, 1999. 254 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению