: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Раздел 3

 

КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ АСПЕКТЫ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Я. Н. Левин

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Школьный коллектив образуется по-разному в зависимости от культуры, профессионального мастерства и личностных качеств его руководителей и учителей. Если этого не наблюдается, и нет взаимопонимания, творческого сотрудничества, особенно между учителем, классным руководителем и учениками, то бессмысленно при этом сетовать на «трудный контингент», на равнодушие, бездействие родителей школьников и коллег, которые «не входят в положение», не сочувствуют. При подобных обстоятельствах не может быть и речи о формировании действенных первичных коллективов – классов, не говоря уже о создании общешкольного коллектива «могущества почти непревзойденного» (А. С. Макаренко).

Так что же следует понимать под определением «общешкольный коллектив»? Ответить на этот, казалось бы, простой вопрос не так просто. Потому что одни под этим понятием подразумевают объединение детей одинакового возраста, другие – всех учащихся школы, третьи – школьников и учителей, четвёртые сюда подключают ещё и родителей учащихся. Единой точки зрения нет. Парадоксально, что с такими изначально светлыми и добрыми понятиями, какими являются «коллектив» и «коллективизм», соотносят себя и разного типа антисоциальные, криминогенные «объединения», которые ставят себе в заслугу «железную дисциплину» внутри группировок. К сожалению, до сих пор наша педагогическая наука не дала чёткого и ясного определения сущности общешкольного коллектива, отвечающего духу времени. Что же остаётся делать, например, директору школы – её главному воспитателю, который должен правильно организовать не только свой управленческий труд, но и работу всех звеньев сложнейшего школьного организма? Остается только одно: попытаться дать определение такому коллективу и, исходя из его принципиальной основы, строить содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса.

Изучение литературных источников по этой проблеме и многолетний педагогический опыт убеждают, что под общешкольным коллективом следует подразумевать первичное звено системы трудовых коллективов, социально-педагогическое объединение учителей, учащихся и родителей школьников, деятельность которых основана на принципах демократизма, гуманизма, управления и самоуправления.

Такое определение ни в коей мере не претендует на полную завершенность, а тем более на истину в последней инстанции. Однако важно отметить и то, что речь идёт о сущности школьного коллектива как целостного социально-педагогического образования, без которого невозможно построение её первичного звена – сплочённого и действенного коллектива класса, то есть части этого целого.

В школьный коллектив входят люди разного возраста и жизненного опыта, обладающие разносторонними интересами и потребностями, способностями и увлечениями. Трудно найти деятельность, которая в одинаковой степени интересовала бы выпускников и тех ребят, которые только начинают постигать науки в начальных классах. Трудно, однако, можно: ведь именно в достижении целей коллективизма наиболее способные старшеклассники могли бы руководить предметными кружками, членами которых стали бы учащиеся начальных классов: литературно-творческими, юных краеведов, художественного слова и т. д. Не случайно очень даже нередко, свои первые шаги в мире познания учащиеся начальных классов делают именно с помощью шефов из числа более умудренных опытом школьной жизни старшеклассников.

Как это и было прежде: пионеры учили добрым поступкам октябрят, а пионерам в свою очередь помогали комсомольцы. Это очень убедительно и ярко показано в классических произведениях Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, а также в недавнем опыте передовых школ нашего государства. Все это также может происходить и в наши дни, может быть только с иным содержанием.

Как показывает действительность, старшеклассники при инициативной поддержке педагогов и родителей способны руководить такими кружками, как драматический, хоровой, танцевальный, спортивные секции (шахматные, волейбольные, хоккейные и т. д.), клубами по интересам (классической музыки, современной уральской литературы, любителей кино и театра).

Разновозрастный коллектив, как подчёркивал А. С. Макаренко, крепнет увлечённый, например, туристическими походами, помогающими определить различные стороны характера и школьника, и школьного наставника, общие дела и решение общих проблем, в которых каждый находит своё место. Все это дисциплинирует, учит ответственности, уважению человека человеком.

Характеризуя общие признаки школьного коллектива, целесообразно, прежде всего, принять во внимание содержание его деятельности (общую цель, общий труд, мировоззренческую направленность жизни), а затем раскрывать соответствующие этому содержанию организационные формы.

А. С. Макаренко в своё время писал, что в «педагогической литературе не разработан самый важный вопрос: какие формы коллектива должны действовать? Почему-то учёные педагоги считают, что форма не имеет значения. Я с этим не согласен. Форма имеет большое значение» [1, с. 469].

Попытка решения этих проблем сегодня отражена в Уставах школ Октябрьского района г. Екатеринбурга, хотя в некоторых аспектах они отличаются друг от друга в зависимости от статуса учебного заведения. В Уставе гимназии № 94 отмечается, что «управление школой предполагает самоуправление в деятельности ученика и учителя, а это означает делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учёбы и труда участников образовательного процесса. Именно это и является основой взаимодействия (взаимоотношений) ученика и учителя, учителя и родителей учащихся, учителя и руководителя школы».

Здесь есть смысл привести слова замечательного продолжателя дел и мыслей А. С. Макаренко – известного педагога и учёного В. А. Сухомлинского, который, будучи в течение почти четверти века директором Павлышской средней школы (Украина), создал образец общешкольного коллектива XX в. Он писал: «Без общешкольного коллектива нет школы, нет и педагогического коллектива как единой воспитывающей силы, нет и директора как главного воспитателя» [3, с. 462].

В этом аспекте представляется достаточно весьма солидный научный труд – реферат на тему «Управление как фактор развития» директора муниципальной средней общеобразовательной школы № 97 Екатеринбурга (учебно-воспитательный центр «Исток») О. М. Баянова. В этой работе он рассказывает о своём видении и понимании процесса управления и требований к нему в условиях изменяющейся общественно-политической и экономической жизни общества. Здесь Олег Михайлович попытался на большом фактическом материале, обобщающем опыт деятельности руководимого им коллектива, показать различные пути выбора, стоящие перед школой, и требования к ней, предъявляемые сегодня в связи с переоценкой ценностей, происходящей в обществе.

Весьма характерны вопросы, на которых О. М. Баянов акцентирует внимание в своём реферате. Многие из них могут возникнуть у каждого творчески работающего руководителя школы. Например:

- что собой представляет учреждение, которым ты руководишь;

- каков принцип подбора кадров; их личностные качества и профессионализм;

- имеются ли у школы достаточные возможности и ресурсы для изменений и дальнейшего развития на основе обновления создаваемой системы учебно-воспитательного процесса;

- могу ли я как руководитель решиться прежде всего сам на изменения и переход на режим развития содержания, форм и методов работы;

- как повернуть возникающие изменения в положительную сторону, чтобы обеспечить оптимизацию процесса воспитания, обучения, образования и самообразования каждой личности – члена ученического и учительского коллективов всего учреждения;

- что мы можем и умеем делать лучше других школ, а что хуже. Развивать ли первое и подтягивать ли второе?

Не случайно в тексте О. М. Баянова подчёркнута мысль о коллективе всего учреждения. Не знаю, знаком ли был автор этого высказывания с основополагающей мыслью А. С. Макаренко о том, что «школы как единого коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни дети, ни семья, ни советская общественность. И именно в этом таится корень многих бед» [2, с. 396].

 

Библиографический список

1. Макаренко А. С. Воспитание в семье: сочинения: в 7 томах / А. С. Макаренко. Москва: АПН РСФСР, 1957. Т.4. 450 с.

2. Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе: сочинения: в 7 томах / А. С. Макаренко. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т.5. 375 с.

3. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы: избранные сочинения: в 5 томах / В. А. Сухомлинский. Киев: Радяньска школа, 1980. Т. 4. 500 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению