: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Р. И. Рыбалко

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ ОДАРЁННЫХ ПОДРОСТКОВ

Нынешний период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. По утверждению специалистов, сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Особенно растет объём научных знаний. В последние десятилетия он удваивается уже за 2–3 года, а по некоторым данным – ежегодно. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500. Такие темпы роста информации не могут не отразиться на подрастающем поколении, а значит, и на области педагогики.

Для любого общества во все времена очень важны идеи, изобретения, сделанные талантливыми людьми, гениями. К настоящему моменту Россия оказалась в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; в педагогических вузах практически не ведётся целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с ними; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности; педагогика одаренности как научная дисциплина или профессия в реестре специальностей появилась недавно. С другой стороны, в Сибири, например, одаренных детей в каждой возрастной группе насчитывается от 8 до 10%, и это самый высокий показатель на планете (среднемировой показатель – от 1 до 3%). Проблема заключается в том, что необходимость в таких детях осознается, но реальных действий по их развитию и поддержке или нет, или они мало эффективны. Интеллектуально развитые школьники составляют бесценное национальное достояние каждой страны. Они, обладая высокими способностями, в будущем становясь специалистами, во многом определяют содержание и темп социального и экономического прогресса, следовательно, интеллектуальная деятельность, её взращивание и воспроизводство требуют самого пристального внимания к субъекту этой одаренности на протяжении всей жизни. Но одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика, из-за унификации программ, в которых не учитываются индивидуальные особенности учеников.

Предназначение образования в том, чтобы передать обучающимся знания. Это утверждение на протяжении десятилетий казалось незыблемым и неоспоримым. Учителя проводили срезы знаний, оценивали их уровень. Но когда считалось, что ученик овладел знаниями? Когда пересказал параграф, выполнил контрольную работу, написал реферат или использовал знания в реальной жизни? Современное общество характеризуется большими потоками информации, а также высокими скоростями её смены. Естественно владеть информацией, т. е. знать все, оказывается не только невозможным, но и не видится необходимым. Сейчас важно научить ребёнка уметь искать информацию, интерпретировать, анализировать её, выстраивать коммуникацию, эффективно вести диалог, грамотно отстаивать свою точку зрения и так далее, т. е. развивать информационно-коммуникативную компетентность, а значит, формировать информационную культуру ученика. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объёму информации, стремительному развитию информационно коммуникационных технологий. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительным темпом роста знаний в мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Сложно представить, что бы говорил Антон Семёнович Макаренко по поводу растущих темпов смены и объёмов информации, но в одном можно быть уверенным, что дисциплина, как некий результат, как средство и метод воспитания, имела бы место и в этом вопросе. Дисциплина в постановке задач по поиску информации, дисциплина при отборе, и критическом анализе данных, дисциплина как культура работы с информацией [5, с. 44]. А. С. Макаренко не выделял среди своих воспитанников одаренных и обычных детей, поэтому в его трудах нельзя найти подобную классификацию, а, следовательно, разграничение методов работы с теми и другими детьми. Но, читая его труды, мы понимаем, что в каждом он видел одаренного человека в той или иной области, к каждому он имел особый подход, о чем свидетельствуют воспоминания его воспитанников.

Самой важной проблемой, касающейся одаренных детей, является проблема общения, которая тесно связана с развитием информационной компетентности или культуры. Следует подчеркнуть, что в нашей стране накоплен богатый опыт работы по информационному образованию и просвещению. Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Существует огромное количество определений понятия информационная культура. Приведем лишь некоторые, отражающие сущность работы с информацией как качества личности.

Информационная культура – знания и навыки эффективного пользования информацией; предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет [3].

 Информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [2, с. 59].

Информационная культура – степень совершенства человека, общества или определённой его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, её передаче, практическом использовании [1].

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества работы с информацией.

В узком смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [4].

 Таким образом, термин «информационная культура личности» позволяет выразить всю полноту содержания понятия, отражающего совокупность знаний и умений современного человека при работе с информацией. Он соответствует масштабу всего многообразия знаний, умений и самостоятельных действий подростка при работе с информацией.

Успешно развивать информационную культуру можно путем включения одаренных старшеклассников в работу дискуссионного клуба. Благодаря тому, что на каждую дискуссию формируется новая команда, ребята учатся работать в сменном коллективе, также меняются капитаны команд, и каждый ребёнок учится брать на себя ответственность не только за собственную работу, но и за работу всей команды, а элементы соревнования воспитывают в подростках взаимовыручку, взаимоподдержку. Как писал Антон Семёнович, возможность почувствовать на себе ответственность за свою работу перед коллективом, возможность оправдать его доверие, есть один из главных механизмов формирования коллективных навыков [5].

Эта форма работы уникальна своими возможностями: она объединяет одаренных подростков на основе общения и способна выступать в качестве метода, способствующего формированию мировоззрения, коллективных навыков, лидерских качеств, толерантности, развитию информационной культуры.

 

Библиографический список

1. Киричек П. Н. Информационная культура общества / П. Н. Киричек. Москва: РАГС, 2010. 12 с.

2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры / Е. А. Медведева // Социс. 1994. № 11. С. 4–5.

3. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. Москва: ИНФРА-М, 1999. 497 с.

4. Семенюк Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. Л. Семенюк // НТИ. Сер.1. 1994. № 7. С. 3.

5. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания: в 4 частях; сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007–2010. Ч. 1: Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. 2007. 361 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению