|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. А. А. Беспалов ПРОБЛЕМА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Процессы
воспитания личности неразрывно связаны с процессами развития коллектива. С
одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в нём
деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития
каждого члена данной группы. С другой стороны, активность воспитанников,
степень их физического и умственного развития, их возможности и способности
обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Поэтому вопрос об
отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях
демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает
особую важность. Процесс
включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный,
нередко противоречивый. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг
от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью
общительности, знаниями, умениями, многими другими качествами. Поэтому они
по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую
реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Многообразные деловые отношения способствуют установлению разветвлённой
системы связей, охватывающих всех учащихся школы. Согласно
социально-психологической теории коллектива, разработанной отечественными
психологами, межличностные отношения в группе определяются деятельностью
группы, точнее сказать, уровнем развития группы. Следовательно, в группе
высокого уровня развития, т. е. в коллективе, межличностные отношения
опосредуются социально ценной деятельностью, всем строем жизни коллектива как
особой группы. Вот эти отношения и называются в психологии и педагогике
коллективистскими. Для педагогов очень важно осознавать разницу между
коллективистскими отношениями в группе типа «коллектив» и межличностными
отношениями в «малой группе». Надо формировать первые и учитывать при этом
вторые, особенно на ранних стадиях развития [3, с. 159]. Психологические
исследования проблем личности и коллектива, осуществленные под руководством
профессора А. В. Петровского, позволили выявить психологическую сущность
межличностных отношений, влияющих на развитие групповой активности в
коллективе. Было установлено, что межличностные отношения в коллективе имеют
многоуровневую структуру. Первый
слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной
зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или
антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов,
совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй
слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных
содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне
отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к
участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе. Третий
слой (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету
коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение
к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это
образует ядро межличностных отношений, обусловливая развитие групповой
активности, её социально ценную направленность. Диалектическая взаимосвязь
социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности
образуют сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая
получила название стратометрической структуры. А. С.
Макаренко рассматривал в качестве основного принципа, на котором строятся
отношения в коллективе, принцип ответственной зависимости. На основе этого
принципа функционируют органы коллектива, его уполномоченные, складываются
неформальные отношения. Подчинение и умение подчиняться заключают в себе
сложный комплекс социальных мотивов. С учётом этого обстоятельства А. С.
Макаренко шел к сложному принципу зависимостей и подчинений в коллективе.
Этот принцип пронизывал все стороны жизни воспитанников: на производстве, в
классе, школе, сводном отряде и т. п. Гуманистическая
направленность принципа ответственной зависимости проявлялась в той
внутренней системе связей между воспитанниками, которую столь тщательно
отрабатывал А. С. Макаренко, устанавливая непосредственную зависимость между
ответственностью за деятельность коллектива, привычкой к этой ответственности
и ответственностью во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизни.
Ответственность рассматривалась им как долг человека перед собой по отношению
к обществу. По
определению А. С. Макаренко, «коллектив – это социальный живой организм, который
потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия,
ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого
нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [1, c. 229]. Благодаря
здоровому общественному мнению в коллективе возникают условия для реализации
положения А. С. Макаренко о педагогике «параллельного действия». Суть его
заключается в том, что воспитание не может быть ограничено лишь личным
влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного
воздействия (педагог – воспитанник) Макаренко считал недостаточным. Оно
обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который
не только обеспечивает свободу и защищённость личности, но и обогащает её
тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе
богатство нравственных отношений. При наличии принципиальных и здоровых
отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает
воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на
отдельного члена оказывает влияние на весь коллектив. Таким
образом, воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и
деятельность которого мотивируется социальными устремлениями, в котором
хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения
характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью,
стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что
обеспечивает свободу и защищённость каждой личности [1, c. 268]. На
всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив
большие и малые традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые
эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Они помогают
вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания,
украшают жизнь. Признаки,
характерные для развитого коллектива, возникают в детской общности не сразу и
не автоматически. Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в
переводе на русский означает «объединяю». Таким образом, понятие коллектива
указывает на объединение людей, на существование между ними связующих
отношений [4, с. 354]. Для этого педагог и школьники, как правило, должны
проделать определённый путь совместного взаимодействия, на котором, по оценке
А. С. Макаренко, можно выделить три основных этапа развития, критерием
какового выступает отношение коллектива к предъявляемым педагогическим
требованиям. Предъявляя
к учащимся определённые требования и стимулируя их активность, необходимо
обеспечивать надлежащие условия для их реализации и позаботиться о том, чтобы
каждый из них добивался успехов, чтобы следование этим требованиям вызывало у
них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия
обусловливали их активность и личностное развитие. Антон Семёнович
подчёркивал, что «требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к
её силам и возможностям» [2, c. 150]. При этом за основу целесообразно взять
принцип максимального развития субъектности школьника, т. е. личностного
качества, которое характеризует способность соотносить своё «Я» с окружающим
миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в
контексте социальных отношений. Библиографический
список 1. Макаренко А. С. Методика организации
воспитательного процесса: пед. соч.: в 8 томах / А. С. Макаренко. Москва:
Педагогика. Т. 1. 1983. 329 с. 2. Макаренко А. С. Максим Горький в моей жизни: пед. соч.: в 8 томах
/ А. С. Макаренко. Москва: Педагогика. Т. 4. 1984. 361с. 3. Педагогика: учебник / под ред. Л.
П. Крившенко. Москва: Проспект, 2005. 428 с. 4. Сластёнин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.
А. Сластёнина. 4-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2005. 576с. |
|
||
|
|
|
|
|