: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

А. А. Беспалов

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КОЛЛЕКТИВЕ УЧАЩИХСЯ

Процессы воспитания личности неразрывно связаны с процессами развития коллектива. С одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в нём деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития каждого члена данной группы. С другой стороны, активность воспитанников, степень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Поэтому вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив. Многообразные деловые отношения способствуют установлению разветвлённой системы связей, охватывающих всех учащихся школы.

Согласно социально-психологической теории коллектива, разработанной отечественными психологами, межличностные отношения в группе определяются деятельностью группы, точнее сказать, уровнем развития группы. Следовательно, в группе высокого уровня развития, т. е. в коллективе, межличностные отношения опосредуются социально ценной деятельностью, всем строем жизни коллектива как особой группы. Вот эти отношения и называются в психологии и педагогике коллективистскими. Для педагогов очень важно осознавать разницу между коллективистскими отношениями в группе типа «коллектив» и межличностными отношениями в «малой группе». Надо формировать первые и учитывать при этом вторые, особенно на ранних стадиях развития [3, с. 159].

Психологические исследования проблем личности и коллектива, осуществленные под руководством профессора А. В. Петровского, позволили выявить психологическую сущность межличностных отношений, влияющих на развитие групповой активности в коллективе. Было установлено, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру.

Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.

Третий слой (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений, обусловливая развитие групповой активности, её социально ценную направленность. Диалектическая взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности образуют сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.

А. С. Макаренко рассматривал в качестве основного принципа, на котором строятся отношения в коллективе, принцип ответственной зависимости. На основе этого принципа функционируют органы коллектива, его уполномоченные, складываются неформальные отношения. Подчинение и умение подчиняться заключают в себе сложный комплекс социальных мотивов. С учётом этого обстоятельства А. С. Макаренко шел к сложному принципу зависимостей и подчинений в коллективе. Этот принцип пронизывал все стороны жизни воспитанников: на производстве, в классе, школе, сводном отряде и т. п.

Гуманистическая направленность принципа ответственной зависимости проявлялась в той внутренней системе связей между воспитанниками, которую столь тщательно отрабатывал А. С. Макаренко, устанавливая непосредственную зависимость между ответственностью за деятельность коллектива, привычкой к этой ответственности и ответственностью во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизни. Ответственность рассматривалась им как долг человека перед собой по отношению к обществу.

По определению А. С. Макаренко, «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [1, c. 229].

Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе возникают условия для реализации положения А. С. Макаренко о педагогике «параллельного действия». Суть его заключается в том, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия (педагог – воспитанник) Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищённость личности, но и обогащает её тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных отношений. При наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного члена оказывает влияние на весь коллектив.

Таким образом, воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищённость каждой личности [1, c. 268].

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Признаки, характерные для развитого коллектива, возникают в детской общности не сразу и не автоматически. Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений [4, с. 354]. Для этого педагог и школьники, как правило, должны проделать определённый путь совместного взаимодействия, на котором, по оценке А. С. Макаренко, можно выделить три основных этапа развития, критерием какового выступает отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Предъявляя к учащимся определённые требования и стимулируя их активность, необходимо обеспечивать надлежащие условия для их реализации и позаботиться о том, чтобы каждый из них добивался успехов, чтобы следование этим требованиям вызывало у них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия обусловливали их активность и личностное развитие. Антон Семёнович подчёркивал, что «требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к её силам и возможностям» [2, c. 150]. При этом за основу целесообразно взять принцип максимального развития субъектности школьника, т. е. личностного качества, которое характеризует способность соотносить своё «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в контексте социальных отношений.

 

Библиографический список

1. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: пед. соч.: в 8 томах / А. С. Макаренко. Москва: Педагогика. Т. 1. 1983. 329 с.

2. Макаренко А. С. Максим Горький в моей жизни: пед. соч.: в 8 томах / А. С. Макаренко. Москва: Педагогика. Т. 4. 1984. 361с.

3. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. Москва: Проспект, 2005. 428 с.

4. Сластёнин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. 4-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2005. 576с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению