: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

С. В. Устюгова

КОЛЛЕКТИВИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема осмысления педагогических возможностей формирования коллектива детей дошкольного возраста вызвана возрастными особенностями данной категории детей. Коллектив мы рассматриваем как группу людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, ответственностью друг перед другом. Данное определение легко соотносить с коллективами подростков, взрослых, сложнее применить к дошкольному возрасту в силу психологических особенностей дошкольников. Между тем коллективистические качества формируются и в дошкольном возрасте.

Под коллективизмом мы понимаем нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным [3, с. 7]. Быть коллективистом означает осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им.
В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение общих целей. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это укрепляет в нём веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства.

Некоторые возрастные особенности детей дошкольного возраста выступают предпосылками формирования коллектива и коллективистических качеств. Психологические особенности детей дошкольного возраста изучали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Основными психологическими особенностями детей дошкольного возраста являются следующие.

1.      У детей младшего дошкольного возраста ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. [2, с. 35]. Эта социальная потребность является предпосылкой развития коллективных взаимоотношений: в обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребёнка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

1.      Совместная деятельность, интересная и доступная детям среднего дошкольного возраста (совместная игра, общие занятия, участие в бытовых процессах, выполнение трудовых обязанностей), является главным условием, обеспечивающим формирование добрых детских взаимоотношений [4, с. 183]. Деятельность побуждает к положительным эмоциональным проявлениям, которые служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию первых устойчивых навыков и привычек поведения среди сверстников.

2.      Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее. [1, с. 86]. Воспитатель формирует у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями воспитатель использует литературные произведения, рассматривание картин и иллюстраций соответствующей тематики, проводит этические беседы.

Таким образом, особенности психического развития детей дошкольного возраста выступают предпосылками формирования коллектива.

Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [9, с. 30]. Особенность данного коллектива заключается в том, что ведущую роль в нём играет воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду [9, с. 31].

При этом воспитание ребёнка в коллективе – это важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия его внутренних богатств. Только в коллективе ребёнок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами [8, с. 10]. Коллективизм у дошкольников зарождается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, сопереживания и др. [3, с. 10].

Учёными обоснован процесс формирования детского коллектива дошкольников, который проходит ряд этапов [6, с. 5–6]:

1 этап – создание небольших по численности объединений детей (по 3–6 человек), связанных общей деятельностью, чаще всего игрой. Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.

2 этап – формирование более устойчивых объединений детей, продолжительно действующих во времени. Дети уже проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения (8–10 человек). Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности – игровой, трудовой.

3 этап – формирование устойчивого детского коллектива, обеспечивающего рост самостоятельности. Дети сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее.

Процесс формирования детского коллектива протекает постепенно в течение 2–3 лет. Постепенность и длительность формирования коллектива дошкольников обусловлена возрастными особенностями детей и требует соблюдения ряда условий и факторов.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: организованная коллективная деятельность детей, совместные переживания, сплочённость коллектива работников детского сада [5, с. 17].

На формирование коллективных взаимоотношений влияют следующие факторы: имеющийся у детей опыт общения, положительные или отрицательные впечатления, благоприятные или неблагоприятные условия семейного воспитания, умение педагога видеть особенности развития каждого ребёнка, опираться на его положительные качества [7, с. 29].

Таким образом, на основании выделенных особенностей психологического развития детей и имеющихся методических подходов можно утверждать, что создание коллектива в дошкольном возрасте возможно.

 

Библиографический список

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 333 с.

2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Т. М. Бабунова. Москва: Сфера, 2007. 133 с.

3. Буре Р. С. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Просвещение, 1985. 143 с.

4. Дошкольная педагогика /под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина.
Москва: Просвещение, 1978. 249 с.

5. Немов Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. Москва: Просвещение, 1988. 59 с.

6. Смирнова Е. О.  В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. Москва: ВЛАДОС, 2003. 160 с.

7. Стрельцов Ю. А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю. А. Стрельцов. Москва: «Эксмо», 2004. 74 с.

8. Трофимова К. А. Проблема психолого-педагогической коррекции поведения детского коллек­тива / К. А. Трофимова. Москва: «Эксмо», 2002. 15 с.

9. Усова А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. Москва: Просвещение, 1988. 176 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению