: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

О. А. Шардакова,

Т. И. Зубкова

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В РАБОТЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО  «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

Проблема поддержания и контроля за здоровьем детей в процессе обучения и воспитания является одной из наиболее приоритетных в современном обществе. Различные авторы на протяжении многих лет рассматривают эту проблему в своих трудах по педагогике, психологии, педиатрии и медицине.

В. А. Сухомлинский в работе «Сердце отдаю детям» уделяет большое внимание вопросам заботы о здоровье детей при организации учебной деятельности. Он ставит эту проблему на первый план и в семейном воспитании. Забота о здоровье ребёнка должна быть одной из главных задач как школьного, так и семейного коллективов.

Можно выделить несколько критериев здоровья, на которые В. А. Сухомлинский советовал родителям и педагогам обращать особое внимание:

1. Правильное питание. «Многолетние наблюдения за физическим развитием младших школьников убедили меня в том, какую большую роль играет полноценное, здоровое питание ребёнка», – пишет Сухомлинский, подчёркивая, что от питания в годы детства зависит гармония и пропорциональность частей тела [1, с. 24]. Отсутствие аппетита – враг здоровья, источник, болезней и недомоганий. Родителям необходимо готовить вкусную и здоровую пищу для детей, заготовлять на зиму побольше фруктов, богатых витаминами.

2. Закаливание. «Я убедил родителей в том, что чем больше они будут оберегать малышей от простуды, тем слабее будут дети» [1, с. 24]. Если же создать правильные условия для жизни ребёнка, не «тепличные», а естественные – в теплые месяцы гулять босиком, принимать душ и спать на свежем воздухе, не одевать ребёнка в очень теплые кофты и куртки, то болезни постепенно будут отступать. И уже не будет повышенного риска простудных и прочих заболеваний.

3. Свежий воздух. «Чрезмерное умственное напряжение при­водит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребёнок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его «в упряжке» и понукает: скорее, скорее...» [1, с. 2324]. Ребёнку важно часто находиться на свежем воздухе. Благодаря этому повышается иммунитет. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного помещения также важно, как и привить базовые санитарно-гигиенические навыки. На свежем воздухе улучшается аппетит, а после длительных прогулок у ребёнка крепкий сон.

4. Двигательная активность. «Быть в движении – одно из важных условий физической закалки. Дети любят бегать, играть» [1, с. 24]. Быть в движении – одно из важных условий физического развития ребёнка. Много двигаться важно не только летом, но и зимой. Для полноценного здоровья школьников необходимы постоянные пешие прогулки. Воспитанники Сухомлинского зимой и летом ходили в походы, длина пути достигала 6 километров. «У нас стало правилом: ни одной минуты в осенние, весенние и летние дни дети не должны находиться в помещении» [1, с. 24].

5. Физический труд. Здоровье вливается в детский организм животворным источником тогда, когда после трудового напряжения ребёнок отдыхает. Также труд физический является хорошей предпосылкой для труда умственного, и, следовательно, для приобретения определённого набора знаний, умений и навыков. Именно в процессе физического труда могут сформироваться важнейшие качества ума: пытливость, любознательность, гибкость мысли, яркость воображения. А если рассматривать труд на свежем воздухе, то это прекрасное средство закалки организма и предупреждения простудных заболеваний. «Физический труд для маленького ребёнка это не только приобретение определённых умений и навыков, не только нравственное воспитание, но и безграничный, удивительно богатый мир мыслей. Этот мир пробуждает нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, без которых невозможно познание мира, а значит, и учение. Физический труд, чередующийся с учебой, представляется мне захватывающим путешествием ребёнка в мир мечты и творчества» [1, с. 63].

6. Спортивные игры. «Учение должно быть прочно связано с многогранной игрой умственных и физических сил, чтобы эта игра пробуждала яркие, волнующие чувства» [1, с. 63]. Особое значение придается спортивным играм. Дети играли в мяч, настольный теннис, метали диск, лазали по шесту и канату. На территории школы Сухомлинского было оборудовано несколько специальных спортивных игровых площадок, на которых каждый ребёнок мог найти занятие себе по душе. «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого» [1, с. 82]. Летом игры приобретали более глобальный характер и переходили из разряда игр в подобие реальной жизни, где одной из целей для ребёнка становилось выживание в огромном и неизведанном мире живой природы, который его окружал со всех сторон.

7. Общение с природой. Каникулы дети проводили в саду, на баштане, в лесу, где происходило их знакомство и общение с природой. Они учились разводить костер, ловить рыбу, сажать растения, что сказывалось на их здоровье и физическом развитии. «Мы поднимались на заре, любовались неповторимой красотой пробуждающейся после ночного сна природы, бродили по росе, умывались ключевой водой, привезённой в большой деревянной бочке и налитой в умывальники. Все было для детей наслаждением: и утренняя гимнастика, и обмывание тела по пояс холодной водой, и вареный картофель с помидорами, и арбузы» [1, с. 53]. При постоянном нахождении на свежем воздухе у детей развивается «волчий аппетит», и они с удовольствием едят здоровую пищу, тем самым значительно укрепляя своё здоровье.

8. Купание. Купание является важной составляющей здоровья. Во-первых, это физическая активность, ведь плавая, ребёнок очень хорошо развивает свои мышцы. А во-вторых, купание – это дополнительное закаливание. Но здесь, естественно, необходимы особые меры предосторожности. «В этом году все дети, купаясь в глубоком озере, научились хорошо плавать. Для купанья я выбрал безопасный участок и отправлялся в заплыв каждый раз с одним ребёнком», – рассказывает В. А. Сухомлинский в своей книге [1, с. 54]. Когда дети уже научились плавать, они постоянно совершенствовали свои навыки.

9. Гигиена. Забота о чистоте тела очень важна. Так как дети привыкли купаться в пруду и постоянно находиться в воде, Василий Александрович объяснил родителям необходимость личного душа для каждого (что в сельских условиях не являлось нормой), и те сделали душ во дворах, в саду. Соблюдение чистоты тела стало для школьников настолько прочной привычкой, что они обмывались водой по пояс и в зимние месяцы.

10. Соблюдение режима дня. «Я стремился к тому, чтобы постоянное соблюдение режима стало предметом самовоспитания» [1, с. 144]. Для ребёнка важен полноценный отдых и сон. Если режим дня не соблюдать, то дети будут быстро уставать, риск заболеваемости значительно возрастет. Важно грамотно сочетать труд и отдых. Но не менее важно, чтобы ребёнок следил за этим сам, а не подчинялся «необоснованным», как ему может казаться, требованиям родителей и педагогов.

Говоря о результатах деятельности В. А. Сухомлинского по сохранению здоровья младших школьников, необходимо отметить, что за три года обучения в начальной школе у его воспитанников значительно повысился уровень здоровья: улучшилось зрение, снизилась заболеваемость простудными и сердечнососудистыми заболеваниями.

Таким образом, результаты его трудов нужно и важно учитывать в своей работе каждому педагогу, а особенно работающим с детьми в условиях сёл и деревень. Ведь книгу «Сердце отдаю детям» по праву можно считать пособием по здоровьесбережению младших школьников для начинающих педагогов.

 

Библиографический список

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев: «Радянська школа», 1974. 288 с.

2. Крупская Н. К. Об учителе / Н. К.Крупская. Москва: АПН, 1960. 334 с.

3. Никитин Б. П. Резервы здоровья наших детей / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. Москва: Физкультура и спорт, 1990. 221 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению