|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. О. А. Шардакова, Т. И. Зубкова КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ
КАК ОСНОВА КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ВОСПИТАНИЯ Проблема поддержания и контроля за здоровьем детей в процессе
обучения и воспитания является одной из наиболее приоритетных в современном
обществе. Различные авторы на протяжении многих лет рассматривают эту
проблему в своих трудах по педагогике, психологии, педиатрии и медицине. В. А. Сухомлинский в работе «Сердце отдаю детям» уделяет большое
внимание вопросам заботы о здоровье детей при организации учебной
деятельности. Он ставит эту проблему на первый план и в семейном воспитании.
Забота о здоровье ребёнка должна быть одной из главных задач как школьного,
так и семейного коллективов. Можно выделить несколько критериев здоровья,
на которые В. А. Сухомлинский советовал родителям и педагогам обращать особое
внимание: 1. Правильное питание. «Многолетние наблюдения
за физическим развитием младших школьников убедили меня в том, какую большую
роль играет полноценное, здоровое питание ребёнка», –
пишет Сухомлинский, подчёркивая, что от питания в годы детства зависит
гармония и пропорциональность частей тела [1, с. 24].
Отсутствие аппетита – враг здоровья, источник, болезней и недомоганий.
Родителям необходимо готовить вкусную и здоровую пищу для детей, заготовлять
на зиму побольше фруктов, богатых витаминами. 2. Закаливание. «Я убедил родителей
в том, что чем больше они будут оберегать малышей от простуды, тем слабее
будут дети» [1, с. 24]. Если же создать правильные условия
для жизни ребёнка, не «тепличные», а естественные – в теплые месяцы
гулять босиком, принимать душ и спать на свежем воздухе, не одевать ребёнка в
очень теплые кофты и куртки, то болезни постепенно будут отступать. И уже не
будет повышенного риска простудных и прочих заболеваний. 3.
Свежий воздух. «Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому,
что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся
вялыми. И вот ребёнок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий
воздух, а учитель держит его «в упряжке» и понукает: скорее, скорее...» [1, с. 23–24]. Ребёнку
важно часто находиться на свежем воздухе. Благодаря этому повышается
иммунитет. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного
помещения также важно, как и привить базовые санитарно-гигиенические навыки.
На свежем воздухе улучшается аппетит, а после длительных прогулок у ребёнка
крепкий сон. 4.
Двигательная активность. «Быть в движении – одно из важных условий
физической закалки. Дети любят бегать, играть» [1,
с. 24]. Быть в движении – одно из важных условий физического развития ребёнка.
Много двигаться важно не только летом, но и зимой. Для полноценного здоровья
школьников необходимы постоянные пешие прогулки. Воспитанники Сухомлинского
зимой и летом ходили в походы, длина пути достигала 5. Физический труд. Здоровье
вливается в детский организм животворным источником тогда, когда после
трудового напряжения ребёнок отдыхает. Также труд физический является хорошей
предпосылкой для труда умственного, и, следовательно, для приобретения определённого
набора знаний, умений и навыков. Именно в процессе физического труда могут
сформироваться важнейшие качества ума: пытливость, любознательность, гибкость
мысли, яркость воображения. А если рассматривать труд на свежем воздухе, то
это прекрасное средство закалки организма и предупреждения простудных
заболеваний. «Физический труд для маленького ребёнка – это не только
приобретение определённых умений и навыков, не только нравственное воспитание,
но и безграничный, удивительно богатый мир мыслей. Этот мир пробуждает
нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, без которых невозможно
познание мира, а значит, – и учение. Физический труд, чередующийся с учебой,
представляется мне захватывающим путешествием ребёнка в мир мечты и
творчества» [1, с. 63]. 6. Спортивные игры. «Учение должно
быть прочно связано с многогранной игрой умственных и физических сил, чтобы
эта игра пробуждала яркие, волнующие чувства» [1, с. 63]. Особое значение придается спортивным играм.
Дети играли в мяч, настольный теннис, метали диск, лазали по шесту и канату.
На территории школы Сухомлинского было оборудовано несколько специальных
спортивных игровых площадок, на которых каждый ребёнок мог найти занятие себе
по душе. «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое
занятие каждого» [1, с. 82]. Летом игры приобретали более глобальный
характер и переходили из разряда игр в подобие реальной жизни, где одной из
целей для ребёнка становилось выживание в огромном и неизведанном мире живой
природы, который его окружал со всех сторон. 7. Общение с природой. Каникулы дети
проводили в саду, на баштане, в лесу, где происходило их знакомство и общение
с природой. Они учились разводить костер, ловить рыбу, сажать растения, что
сказывалось на их здоровье и физическом развитии. «Мы поднимались на заре,
любовались неповторимой красотой пробуждающейся после ночного сна природы,
бродили по росе, умывались ключевой водой, привезённой в большой деревянной
бочке и налитой в умывальники. Все было для детей наслаждением: и утренняя
гимнастика, и обмывание тела по пояс холодной водой, и вареный картофель с
помидорами, и арбузы» [1, с. 53]. При постоянном нахождении на свежем воздухе у
детей развивается «волчий аппетит», и они с удовольствием едят здоровую пищу,
тем самым значительно укрепляя своё здоровье. 8. Купание. Купание является важной
составляющей здоровья. Во-первых, это физическая активность, ведь плавая, ребёнок
очень хорошо развивает свои мышцы. А во-вторых, купание – это дополнительное
закаливание. Но здесь, естественно, необходимы особые меры предосторожности.
«В этом году все дети, купаясь в глубоком озере, научились хорошо плавать.
Для купанья я выбрал безопасный участок и отправлялся в заплыв каждый раз с
одним ребёнком», – рассказывает В. А. Сухомлинский в
своей книге [1, с. 54].
Когда дети уже научились плавать, они постоянно совершенствовали свои навыки. 9. Гигиена. Забота о чистоте тела
очень важна. Так как дети привыкли купаться в пруду и постоянно находиться в
воде, Василий Александрович объяснил родителям необходимость личного душа для
каждого (что в сельских условиях не являлось нормой), и те сделали душ во
дворах, в саду. Соблюдение чистоты тела стало для
школьников настолько прочной привычкой, что они обмывались водой по пояс и в
зимние месяцы. 10. Соблюдение режима дня. «Я
стремился к тому, чтобы постоянное соблюдение режима стало предметом
самовоспитания» [1, с. 144]. Для ребёнка важен полноценный отдых и сон. Если
режим дня не соблюдать, то дети будут быстро уставать, риск заболеваемости
значительно возрастет. Важно грамотно сочетать труд и отдых. Но не менее
важно, чтобы ребёнок следил за этим сам, а не подчинялся «необоснованным»,
как ему может казаться, требованиям родителей и педагогов. Говоря о результатах деятельности
В. А. Сухомлинского по сохранению здоровья младших школьников, необходимо
отметить, что за три года обучения в начальной школе у его воспитанников
значительно повысился уровень здоровья: улучшилось зрение, снизилась
заболеваемость простудными и сердечнососудистыми заболеваниями. Таким образом, результаты
его трудов нужно и важно учитывать в своей работе каждому педагогу, а
особенно работающим с детьми в условиях сёл и деревень. Ведь книгу «Сердце
отдаю детям» по праву можно считать пособием по здоровьесбережению младших
школьников для начинающих педагогов. Библиографический список 1. Сухомлинский В. А.
Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев: «Радянська школа», 1974. 288 с. 2. Крупская
Н. К. Об учителе / Н. К.Крупская. Москва: АПН, 1960. 334 с. 3. Никитин Б. П. Резервы здоровья наших
детей / Б. П. Никитин, Л. А.
Никитина. Москва: Физкультура и
спорт, 1990. 221 с. |
|
||
|
|
|
|
|