|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. Д. Х. Баласанян БИОГРАФИЧЕСКАЯ
ПАМЯТЬ КАК ИСТОЧНИК Биографическая
память – это свойство вечной души рассматривать происходящие события на фоне общечеловеческого
опыта. Нужно уметь видеть духовную красоту и пытаться отобрать самое ценное из
человеческого опыта. Умение масштабно увидеть свою жизнь отличает духовно зрячего
человека. Такому видению часто препятствует суета, внешняя поверхностная
жизнь. А для духовно зрячего человека это не является препятствием. Биографическая
память – это то, что остаётся с нами навсегда, что воскрешается в памяти, а
не исчезает со временем. И это воскрешаемое является главным, сущностным в
человеке. Сладостное или мучительное, но оно живо в нём, проходит с ним весь
его путь, сопровождает его в настоящем. Пусть не все хранимое в сознании и
подсознании фиксирует биография, но то, что она обнаруживает, не может быть ни
случайным, ни малозначительным. Каждый
человек в своей жизни, принимает какие-то решения. Осуществляя выбор, мы
вносим осмысленность в свою жизнь, подкрепляем выбором смысл, который стоит
за каждым решением. В итоге в течение жизни накапливается цепь событий,
частично управляемая нами, частично – внешними обстоятельствами. В
биографическом рассказе человек ответственно интерпретирует происшедшее с
ним, выстраивая события в связную цепь. Каждое
наше переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след,
который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих
условиях проявляться вновь и вновь и становиться предметом сознания. Происходит
сознание утраты и стремление к осознанию себя по отношению к другим и к
своему жизненному пути. Познание
себя – первая задача, вторая – самоизменение. Т. е. узнав себя, можно освободиться
от каких-то негативов, отрицательно влияющих на нашу жизнь, прийти к
внутреннему равновесию. Таким образом, в ходе самопознания расширяется
«внутренний горизонт», становится возможен и необходим поиск самого главного
– жизненного пути. Это придает человеку внутреннюю уверенность. Отбор
успешных и неэффективных способов поведения осуществляются на основании
сопоставления настоящего момента и ситуаций, пережитых в прошлом. Человек
вспоминает, как поступал в прошлом, чтобы сравнить прошлую и настоящую
ситуацию и сделать вывод, как поступать; вспоминает, чтобы не совершать
ошибки прошлого. В
критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию, происходит
виртуальное проживание всей жизни человека с помощью биографической памяти,
то есть возникает необходимость обращения к воспоминаниям о прожитой жизни. Человек,
который живёт одним днём, не задумывается о будущем, не имеет прошлого, а
значит святыни в душе, и масштаб его жизни оказывается невеликим. Здоровое
сохранение памяти позволяет ему осуществлять смысл творческой жизни, всё
правильно понимать, ориентироваться в ситуации, сохранять от разрушения
дорогое своему сердцу, свои святыни, с надеждой смотреть в будущее. Есть такое поле внутренней жизни,
в котором человек созидает свою биографию. Это созидание затрагивает сразу и
прошлое, и будущее и помогает осознать человеку, кто он такой и каким должен
быть. Таким образом, биографическая память – это орган душевной жизни, орган,
осуществляющий функцию самосознания человека. Что можно
порекомендовать молодым людям для сохранения своей духовности? ·
Помнить и изучать свою родословную, поскольку именно
она является главным источником биографической памяти. ·
Постоянно анализировать свою жизнь и свои поступки в
соответствии с критериями христианской морали и духовности. ·
Иметь духовный идеал и стремиться к его достижению;
ставить перед собой задачи по духовному самосовершенствованию и стараться решать
их в жизни. ·
Стремиться наполнять жизнь духовными событиями и
переживаниями, наделять её духовным смыслом. ·
В минуты уныния и одиночества чаще обращаться к светлым
событиям прошлого. ·
Делиться своими духовными переживаниями с теми, кто
нам дорог, кому мы доверяем, способствуя тем самым сохранению и развитию биографической
памяти. Биографическая
память нацелена не только на осознание судьбы. Она должна способствовать
духовному совершенствованию и достижению духовного смысла жизни человека. |
|
||
|
|
|
|
|