: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Д. Х. Баласанян

БИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ИСТОЧНИК
ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ

Биографическая память – это свойство вечной души рассматривать происходящие события на фоне общечеловеческого опыта. Нужно уметь видеть духовную красоту и пытаться отобрать самое ценное из человеческого опыта. Умение масштабно увидеть свою жизнь отличает духовно зрячего человека. Такому видению часто препятствует суета, внешняя поверхностная жизнь. А для духовно зрячего человека это не является препятствием.

Биографическая память – это то, что остаётся с нами навсегда, что воскрешается в памяти, а не исчезает со временем. И это воскрешаемое является главным, сущностным в человеке. Сладостное или мучительное, но оно живо в нём, проходит с ним весь его путь, сопровождает его в настоящем. Пусть не все хранимое в сознании и подсознании фиксирует биография, но то, что она обнаруживает, не может быть ни случайным, ни малозначительным.

Каждый человек в своей жизни, принимает какие-то решения. Осуществляя выбор, мы вносим осмысленность в свою жизнь, подкрепляем выбором смысл, который стоит за каждым решением. В итоге в течение жизни накапливается цепь событий, частично управляемая нами, частично – внешними обстоятельствами. В биографическом рассказе человек ответственно интерпретирует происшедшее с ним, выстраивая события в связную цепь.

Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и вновь и становиться предметом сознания. Происходит сознание утраты и стремление к осознанию себя по отношению к другим и к своему жизненному пути.

Познание себя – первая задача, вторая – самоизменение. Т. е. узнав себя, можно освободиться от каких-то негативов, отрицательно влияющих на нашу жизнь, прийти к внутреннему равновесию. Таким образом, в ходе самопознания расширяется «внутренний горизонт», становится возможен и необходим поиск самого главного – жизненного пути. Это придает человеку внутреннюю уверенность.

Отбор успешных и неэффективных способов поведения осуществляются на основании сопоставления настоящего момента и ситуаций, пережитых в прошлом. Человек вспоминает, как поступал в прошлом, чтобы сравнить прошлую и настоящую ситуацию и сделать вывод, как поступать; вспоминает, чтобы не совершать ошибки прошлого.

В критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию, происходит виртуальное проживание всей жизни человека с помощью биографической памяти, то есть возникает необходимость обращения к воспоминаниям о прожитой жизни.

Человек, который живёт одним днём, не задумывается о будущем, не имеет прошлого, а значит святыни в душе, и масштаб его жизни оказывается невеликим. Здоровое сохранение памяти позволяет ему осуществлять смысл творческой жизни, всё правильно понимать, ориентироваться в ситуации, сохранять от разрушения дорогое своему сердцу, свои святыни, с надеждой смотреть в будущее.

            Есть такое поле внутренней жизни, в котором человек созидает свою биографию. Это созидание затрагивает сразу и прошлое, и будущее и помогает осознать человеку, кто он такой и каким должен быть. Таким образом, биографическая память – это орган душевной жизни, орган, осуществляющий функцию самосознания человека.

Что можно порекомендовать молодым людям для сохранения своей духовности?

·        Помнить и изучать свою родословную, поскольку именно она является главным источником биографической памяти.

·        Постоянно анализировать свою жизнь и свои поступки в соответствии с критериями христианской морали и духовности.

·        Иметь духовный идеал и стремиться к его достижению; ставить перед собой задачи по духовному самосовершенствованию и стараться решать их в жизни.

·        Стремиться наполнять жизнь духовными событиями и переживаниями, наделять её духовным смыслом.

·        В минуты уныния и одиночества чаще обращаться к светлым событиям прошлого.

·        Делиться своими духовными переживаниями с теми, кто нам дорог, кому мы доверяем, способствуя тем самым сохранению и развитию биографической памяти.

Биографическая память нацелена не только на осознание судьбы. Она должна способствовать духовному совершенствованию и достижению духовного смысла жизни человека.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению