: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

А. С. Верхотурова,

Н. П. Сулимова

«ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА» КАК ЦЕННОСТНЫЕ  СОСТАВЛЯЮЩИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребёнка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию [6, с. 132]. В современной России осознается падение нравственности молодёжи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности.

Именно поэтому в настоящее время особой задачей социально-педагогической деятельности является формирование достойного Человека современной культуры, социально-психологическим стержнем которого будет принятие Добра, Истины и Красоты как личностных ценностей и оснований своей жизни. Гуманность, разумность и красота прослеживаются в таких показателях, как внешний облик ребёнка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку.

Если поведение ребёнка в разных жизненных ситуациях отвечает главному принципу Добра, заключающемуся в содействии благу другого человека, если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину как нечто, не зависимое от его воли и воли других людей и соотносить своё поведение с известной ему объективностью, и, наконец, если ребёнок воспринимает Красоту как гармонию формы и содержания в её уникальном варианте, уважает все её проявления и сам созидает красоту, педагог вправе говорить о воспитанности ребёнка как достижении им определённого уровня личностного развития, позволяющего жить в контексте современной культуры. Тогда «Добро», «Истина» и «Красота» становятся критериями оценки воспитанности [7, с. 34].

Но нельзя не говорить о том, что эта проблема становится актуальной лишь в настоящее время. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Ещё в глубокой древности задавались вопросы, не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Учёные давно пришли к выводу, что эти категории вопросов тесно связаны между собой.

Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, учёные нашли для них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина – познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.

Педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным отношением к ребёнку, т. е. личностные качества формируются с опорой на гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Её главной целью является развитие личности ребёнка, способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях. Одним из первых в советской педагогике стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли – Василий Александрович Сухомлинский. Он не устанавливал чётких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии выделял как необходимые умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Воспитание для Сухомлинского – это постоянное духовное обогащение учителя и ребёнка. Основная задача нравственного воспитания: – воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребёнка и помощь в определении им своего места в жизни.

В своём произведении «Павлышская средняя школа» Василий Александрович говорит о подлинном мастерстве воспитания, которое состоит в развитии нравственных чувств ребёнка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчёта на похвалу, и испытывал от этого радость [4, с. 287].

Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову, а, значит, становится воспитываемым.

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при каких-то стечениях обстоятельств и настроений сердце ребёнка дрогнет, переполнится счастьем.

Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет.

Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребёнок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на чувстве прекрасного.

Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве – и особенно в отрочестве – человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь [5, с. 126].

Идеи Сухомлинского представляют собой целый комплекс, систему, в которой нет главного и второстепенного, и потому отдельно взятое практическое предложение может и не сработать, может оказаться неприменимым в школе, если не следовать и всем другим советам педагога.

Педагог неистовой любви к детям – Иоганн Генрих Песталоцци целью нравственного воспитания считал развитие у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он считал любовь ребёнка к матери, заботы которой порождают у него благодарность и любовь к ней, которые, все более и более укрепляясь, приводят к установлению тесной духовной связи между ними.

Любовь действительно является ценностью, однако не однопорядковой с такими ценностями, как истина, добро и красота. Любовь служит основой истины, добра и красоты. Любовь – есть также общий элемент этих трёх ценностей. Это означает, что чем сильнее проявление любви, как со стороны дающего, так и со стороны берущего, тем более глубоким будет восприятие ценностей (истины, добра, красоты). В своём произведении «Лебединая песня» Песталоцци говорил о духовной силе, силе сердца и технической силе, разъясняя, что любовь – это сила, которая объединяет их.

Любовь – основа истины, добра и красоты. Поэтому жизнь, основанная на ценностях, воплощает в себе истину, добро и красоту на основе любви. Конечно, одну из сторон жизни, основанной на ценностях, составляет поиск личной радости при обретении духовных ценностей, однако её более существенный аспект – стремление принести радость другим, осуществляя эти ценности. Поэтому жизнь, основанная на ценностях, – это жизнь ради других, то есть жизнь человека для своей семьи, рода, нации, человечества и, в конечном счёте, для Бога. В противоположность этому функции души тела заключаются в том, чтобы обеспечить материальную сторону жизни, связанную с питанием, одеждой, жилищем. Материальная жизнь ведётся для индивидуальной личности.

Очень ценным в учении Песталоцци о нравственном воспитании было его указание на тесную связь между физическим развитием ребёнка и его нравственным ростом, требование добиваться нравственного поведения детей не только моральными наставлениями и беседами, но более упражнениями их в нравственных поступках. Однако, стремясь воспитать у детей гуманные чувства, Песталоцци не помышлял о том, чтобы у них возникла мысль о протесте против общественного зла, желание бороться с ним. Нравственное воспитание он тесно связывал с религиозным, отрицательно относился к духовникам, разоблачал духовенство, но в то же время считал религию основой нравственности [3, с. 58].

Одно из знаковых имен в мировой педагогике – имя человека с огромным любящим сердцем, который познал истину воспитания детей – Я. Корчак. Исходный пункт педагогической концепции Корчака – ребёнок как личность и его благо. Ребёнок – самостоятельная «отдельная» и независимая от другой воли личность. Признание равноценности и самоценности личности ребёнка означает признание за ним права «быть тем, что он есть», т. е. права на индивидуальность.

Целью воспитания, по Корчаку, является полное, свободное и гармоническое развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование личности «в уважении к добру, к красоте, к свободе», личности, свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства [1, с. 214]. Взгляды Корчака, его педагогика любви и уважения, не устаревают, а, наоборот, приобретают большую актуальность в современном мире.

Главное, чего нам не хватает сегодня в воспитании ребёнка – это любви к нему. Причём не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия, искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка.

Надо понимать и принимать, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. «Нужно учить ребёнка распознавать ложь, ценить правду и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать» [2, с. 74]. Признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро является отличительным признаком гуманного человека. Истина, красота и добро, дополняя друг друга, образуют нечто вроде положительного единства. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но тем не менее каждая из трёх ценностей в определённом смысле указывает на другую.

В этих ценностях выражена вся полнота жизни человека. Человек до-стигает этой полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления, резонанса.

 

Библиографический список

1. Корчак Януш. Как любить ребёнка: книга о воспитании / Януш Корчак. Москва: Политиздат, 1990. 493 с.

2. Корчак Януш. Воспитание личности: книга для учителя / Януш Корчак; под ред. В. Ф. Кочнова. Москва: Просвещение, 1992. 286 с.

3. Латышина Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: учебное пособие / Д. И. Латышина. Москва: Гардарики, 2005. 603 с.

4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. Москва: Просвещение, 1979. 396 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. 2-е изд. Киев.: Радяньска школа, 1972. 244 с.

6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. Москва: Педагогика, 1973. 350 с.

7. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. Москва: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 76 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению