|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. А. С. Верхотурова, Н. П. Сулимова «ДОБРО, ИСТИНА,
КРАСОТА» КАК ЦЕННОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Проблема
человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому, как понятие
личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня практические
задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но
и выявлением и развитием всех сущностных сил ребёнка, во внушении
воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к
самовоспитанию [6, с. 132]. В современной России осознается падение
нравственности молодёжи, что означает смену ценностных ориентаций людей под
влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Именно
поэтому в настоящее время особой задачей социально-педагогической
деятельности является формирование достойного Человека современной культуры,
социально-психологическим стержнем которого будет принятие Добра, Истины и
Красоты как личностных ценностей и оснований своей жизни. Гуманность,
разумность и красота прослеживаются в таких показателях, как внешний облик
ребёнка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков,
успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к
себе как человеку. Если
поведение ребёнка в разных жизненных ситуациях отвечает главному принципу
Добра, заключающемуся в содействии благу другого человека, если развит его
интеллект и он способен признать объективную Истину как нечто, не зависимое
от его воли и воли других людей и соотносить своё поведение с известной ему
объективностью, и, наконец, если ребёнок воспринимает Красоту как гармонию
формы и содержания в её уникальном варианте, уважает все её проявления и сам
созидает красоту, педагог вправе говорить о воспитанности ребёнка как
достижении им определённого уровня личностного развития, позволяющего жить в
контексте современной культуры. Тогда «Добро», «Истина» и «Красота»
становятся критериями оценки воспитанности [7, с. 34]. Но
нельзя не говорить о том, что эта проблема становится актуальной лишь в
настоящее время. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в глубинные
истоки человеческой культуры. Ещё в глубокой древности задавались вопросы, не
потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть истина?», «Что
есть добро?», «Что есть красота?». Учёные давно пришли к выводу, что эти
категории вопросов тесно связаны между собой. Исследуя
взаимоотношения между истиной, добром и красотой, учёные нашли для них как бы
единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне объяснимо, ведь
добро является нравственной ценностью, истина – познавательной, а красота –
эстетической. Понятие «ценность» стало одним из наиболее употребляемых в
сфере гуманитарного знания. Педагогическая
природа гуманизма лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и
ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со
своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями,
возможностями и особенностями. Часто формирование общечеловеческих ценностей
отождествляется с гуманным отношением к ребёнку, т. е. личностные качества
формируются с опорой на гуманистические ценности – справедливость, доброту,
милосердие, честь, совесть, этичность, понятие о долге, уважение
человеческого достоинства. По существу, это основная направленность всей
деятельности учителя. Её главной целью является развитие личности ребёнка,
способной на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в
разнообразных жизненных ситуациях. Одним из первых в советской педагогике
стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой
педагогической мысли – Василий Александрович Сухомлинский. Он не устанавливал
чётких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии выделял
как необходимые умственное развитие и труд, воспитание нравственное,
эстетическое, экологическое, изучение и учёт индивидуальных и возрастных
особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство
учителя. Воспитание
для Сухомлинского – это постоянное духовное обогащение учителя и ребёнка.
Основная задача нравственного воспитания: – воспитать в детском сердце
подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за
судьбу другого человека. Основным содержанием нравственного воспитания он
считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребёнка и помощь в
определении им своего места в жизни. В
своём произведении «Павлышская средняя школа» Василий Александрович говорит о
подлинном мастерстве воспитания, которое состоит в развитии нравственных
чувств ребёнка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро
людям бескорыстно, без расчёта на похвалу, и испытывал от этого радость [4,
с. 287]. Среди
различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на
первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание
красоты утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к
слову, а, значит, становится воспитываемым. Сухомлинский
сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец,
подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его
труда, его поступков и жизни. Ни в
чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства
красоты. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога. Сухомлинский
рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то
день, в какой-то миг, при каких-то стечениях обстоятельств и настроений
сердце ребёнка дрогнет, переполнится счастьем. Сухомлинский
не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического
воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой
идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы
каждый ребёнок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал
его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с
его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют
мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и
на чувстве прекрасного. Красота
– средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве – и особенно в отрочестве
– человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности.
Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь [5, с. 126]. Идеи
Сухомлинского представляют собой целый комплекс, систему, в которой нет
главного и второстепенного, и потому отдельно взятое практическое предложение
может и не сработать, может оказаться неприменимым в школе, если не следовать
и всем другим советам педагога. Педагог
неистовой любви к детям – Иоганн Генрих Песталоцци целью нравственного
воспитания считал развитие у детей деятельной любви к людям. Простейшим
элементом нравственного воспитания он считал любовь ребёнка к матери, заботы
которой порождают у него благодарность и любовь к ней, которые, все более и
более укрепляясь, приводят к установлению тесной духовной связи между ними. Любовь
действительно является ценностью, однако не однопорядковой с такими
ценностями, как истина, добро и красота. Любовь служит основой истины, добра
и красоты. Любовь – есть также общий элемент этих трёх ценностей. Это
означает, что чем сильнее проявление любви, как со стороны дающего, так и со
стороны берущего, тем более глубоким будет восприятие ценностей (истины,
добра, красоты). В своём произведении «Лебединая песня» Песталоцци говорил о
духовной силе, силе сердца и технической силе, разъясняя, что любовь – это
сила, которая объединяет их. Любовь
– основа истины, добра и красоты. Поэтому жизнь, основанная на ценностях,
воплощает в себе истину, добро и красоту на основе любви. Конечно, одну из
сторон жизни, основанной на ценностях, составляет поиск личной радости при
обретении духовных ценностей, однако её более существенный аспект –
стремление принести радость другим, осуществляя эти ценности. Поэтому жизнь,
основанная на ценностях, – это жизнь ради других, то есть жизнь человека для
своей семьи, рода, нации, человечества и, в конечном счёте, для Бога. В
противоположность этому функции души тела заключаются в том, чтобы обеспечить
материальную сторону жизни, связанную с питанием, одеждой, жилищем.
Материальная жизнь ведётся для индивидуальной личности. Очень
ценным в учении Песталоцци о нравственном воспитании было его указание на
тесную связь между физическим развитием ребёнка и его нравственным ростом,
требование добиваться нравственного поведения детей не только моральными
наставлениями и беседами, но более упражнениями их в нравственных поступках.
Однако, стремясь воспитать у детей гуманные чувства, Песталоцци не помышлял о
том, чтобы у них возникла мысль о протесте против общественного зла, желание
бороться с ним. Нравственное воспитание он тесно связывал с религиозным,
отрицательно относился к духовникам, разоблачал духовенство, но в то же время
считал религию основой нравственности [3, с. 58]. Одно
из знаковых имен в мировой педагогике – имя человека с огромным любящим
сердцем, который познал истину воспитания детей – Я. Корчак. Исходный пункт
педагогической концепции Корчака – ребёнок как личность и его благо. Ребёнок
– самостоятельная «отдельная» и независимая от другой воли личность.
Признание равноценности и самоценности личности ребёнка означает признание за
ним права «быть тем, что он есть», т. е. права на индивидуальность. Целью
воспитания, по Корчаку, является полное, свободное и гармоническое развитие
внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование
личности «в уважении к добру, к красоте, к свободе», личности, свободной от
конформизма и эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и
достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней
самостоятельностью и чувством собственного достоинства [1, с. 214]. Взгляды
Корчака, его педагогика любви и уважения, не устаревают, а, наоборот,
приобретают большую актуальность в современном мире. Главное,
чего нам не хватает сегодня в воспитании ребёнка – это любви к нему. Причём
не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности,
любви-принятия, искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения
к большому сердцу маленького человечка. Надо
понимать и принимать, что дети имеют право на собственное мнение и даже на
протест. «Нужно учить ребёнка распознавать ложь, ценить правду и не только
любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только
соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать» [2, с.
74]. Признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро является
отличительным признаком гуманного человека. Истина, красота и добро, дополняя
друг друга, образуют нечто вроде положительного единства. Истина не есть
красота, а красота не сводится к добру, но тем не менее каждая из трёх
ценностей в определённом смысле указывает на другую. В
этих ценностях выражена вся полнота жизни человека. Человек до-стигает этой
полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии,
взаимоусиления, резонанса. Библиографический
список 1. Корчак Януш. Как любить ребёнка: книга
о воспитании / Януш Корчак. Москва: Политиздат, 1990. 493 с. 2. Корчак Януш. Воспитание личности:
книга для учителя / Януш Корчак; под ред. В. Ф. Кочнова. Москва: Просвещение,
1992. 286 с. 3. Латышина Д. И. История педагогики.
История образования и педагогической мысли: учебное пособие / Д. И. Латышина.
Москва: Гардарики, 2005. 603 с. 4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя
школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе
/ В. А. Сухомлинский. Москва: Просвещение, 1979. 396 с. 5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /
В. А. Сухомлинский. 2-е изд. Киев.: Радяньска школа, 1972. 244 с. 6. Ушинский К. Д. Человек как предмет
воспитания / К. Д. Ушинский. Москва: Педагогика, 1973. 350 с. 7. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд
с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. Москва: Образовательный центр
«Педагогический поиск», 1997. 76 с. |
|
||
|
|
|
|
|