|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. О. О. Абзалова НЕФОРМАЛЬНЫЕ
ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ В
настоящее время объединения подростков в неформальные группы участились, т.
к. для многих подростков объединения в неформальные группы и асоциальный
образ жизни стали своеобразной формой протеста против привычного уклада
жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении вне
школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и продолжает
расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование личности является,
на наш взгляд, чрезвычайно актуальным. Группа
– это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе,
объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности
или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым
образом осознают свою принадлежность к этому образованию [1, с. 137]. В
каждой группе формируются определённые нравы, обычаи, привычки, стереотипы
поведения. Они усваиваются её членами и отличают данную группу от других.
Группа через влияние на индивидов направляет их к достижению групповых целей,
удовлетворяет потребность подростка в защите и безопасности. Группа выполняет
также поддерживающую роль, так как вместе людям легче преодолевать
«отрицательные» эмоции. В групповом общении дети получают друг от друга
различную информацию, учатся формировать и отстаивать своё мнение по поводу
разных явлений и событий, формируют свои представления о жизни, постигают
систему социальных норм. Потребность
участия в группе особенно характерна для подростков в силу особенностей их
психологии. По
мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно
важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой
когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, с её
положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика
социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче
информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и
подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность,
групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения
группы, подчинение её моде. В
ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на
подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно
неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в
подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию
между семьёй и школой, между семьёй и социальной системой в целом. Управляя
переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным,
группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определённым
способом поведения, самоидентификации и самоутверждения. Картина
неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности
интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В
зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения
неформальные группы можно классифицировать по трём группам: 1.
Просоциальные, то есть социально-положительные группы. Это
общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных
инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры,
клубные любительские объединения и другие. Они имеют, как правило, позитивную
направленность; 2.
Асоциальные, то есть группы, стоящие в стороне от социальных проблем; 3.
Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая
у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять
других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания,
выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних
взглядов у отдельных её представителей [2, с. 429]. Большинство
социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной
группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьёй и
школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми
школой, ищут прибежища в обществе «себе подобных». В этих случаях оценка
ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и
значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на
который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение
между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем
все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и
больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой
среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм,
стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в
воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под
влиянием приятелей. Участие
в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется
следующими моментами: -
переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния
семьи; -
маргинальностью социального положения (уже не ребёнок, но ещё не взрослый),
что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в
поведении; -
необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите,
солидарности в поведении; -
переходом форм контроля от детских к взрослым; -
трудностями переходного возраста. Среди
социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные
группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе,
общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями.
Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время,
отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие
интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это –
внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно
высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой
жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности
к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки
значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и
непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями
становления личности, порождает у подростков необходимость общения и
группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им
отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание
собственной значимости. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не
в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в
жизни молодёжи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные
потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со
взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных
ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры,
тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в
развивающих контактах, признании ценности своей личности. Особенности
личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие
психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодёжные
объединения, рассмотрел И. А. Невский. Он связывает участие значительного
количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в
жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым
элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и
групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность
социального опыта подростков к общению с образцовой для них полезным делом в
школе и вне её, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к
активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность
самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние
на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств
существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными
потребностями и малой общественной активностью [3, с. 297]. Социально-педагогическая
деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы
учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает
использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации,
поддержки личности. Важным условием успешной работы с неформальными группами
подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и
педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения
«неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической
работы: первое - это агитация молодёжи, если движение просоциально; второе -
это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен,
что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера
антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных
подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости. Необходимо,
чтобы социальный педагог находил общий язык с подростками. Если «неформалы»
видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на
контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя
связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора
«ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или
в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов. Библиографический
список 1. Андреева Г. М. Социальная психология /
Г. М. Андреева. Москва: ВЛАДОС, 2003. 370 с. 2. Возрастная
психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для
студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.
Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 624 с. 3. Степанов В. Г. Психология трудных
подростков: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. Г.
Степанов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательский центр «Академия»,
2001. 336 с. |
|
||
|
|
|
|
|