: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

О. О. Абзалова

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В настоящее время объединения подростков в неформальные группы участились, т. к. для многих подростков объединения в неформальные группы и асоциальный образ жизни стали своеобразной формой протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших, удовлетворением потребности в общении вне школьной системы. Количество неформальных объединений выросло и продолжает расти. Поэтому обращение к теме их влияния на формирование личности является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию [1, с. 137].

В каждой группе формируются определённые нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются её членами и отличают данную группу от других. Группа через влияние на индивидов направляет их к достижению групповых целей, удовлетворяет потребность подростка в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль, так как вместе людям легче преодолевать «отрицательные» эмоции. В групповом общении дети получают друг от друга различную информацию, учатся формировать и отстаивать своё мнение по поводу разных явлений и событий, формируют свои представления о жизни, постигают систему социальных норм.

Потребность участия в группе особенно характерна для подростков в силу особенностей их психологии.

По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, с её положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение её моде.

В ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию между семьёй и школой, между семьёй и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определённым способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные группы можно классифицировать по трём группам:

1. Просоциальные, то есть социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и другие. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2. Асоциальные, то есть группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных её представителей [2, с. 429].

Большинство социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьёй и школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми школой, ищут прибежища в обществе «себе подобных». В этих случаях оценка ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм, стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под влиянием приятелей.

Участие в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:

- переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;

- маргинальностью социального положения (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;

- необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;

- переходом форм контроля от детских к взрослым;

- трудностями переходного возраста.

Среди социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это – внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни молодёжи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодёжные объединения, рассмотрел И. А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков к общению с образцовой для них полезным делом в школе и вне её, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью [3, с. 297].

Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности. Важным условием успешной работы с неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодёжи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости.

Необходимо, чтобы социальный педагог находил общий язык с подростками. Если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.

 

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: ВЛАДОС, 2003. 370 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 624 с.

3. Степанов В. Г. Психология трудных подростков: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Степанов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению