|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. А. Е. Великанова СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ Актуальность
темы связана с новой конкретно-исторической ситуацией. XX в. стал эпохой информационной революции и
формирования информационной цивилизации, что явилось одной из причин
изменений в социальной структуре общества, ускорения социальных процессов.
Следствием увеличения скорости современных социальных изменений стала деформация
многих традиций, а вместе с ними и ориентиров общественной деятельности. Но
традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который
позволяет достигать стабильности, устойчивости и поступательного развития
общества. Особую значимость приобретают вопросы традиций в сфере социальной
педагогики, в воспитательной работе с молодёжью. Понятие
«традиция» генетически восходит к глаголу «tradere», означающему «передавать». Первоначально это слово
использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так,
древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то
некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть
и нематериальным. Например, определённое умение или навык в фигуральном
смысле также является традицией. Границы
семантического спектра понятия «традиции» жестко указывают на основное
качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие. Традиция
– это, прежде всего, то, что не создано индивидом или не является продуктом
его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи
переданным кем-то извне [4, с. 53]. В
«Новейшем философском словаре» понятие традиции определяется следующим
образом: «традиция (лат. traditio – передача, придание) –
универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или
иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его
передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в
социокультурных процессах» [1, с. 1102]. Авторы
словаря социальной психологии рассматривают понятие традиции как «исторически
сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и
поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления»
[3, с. 152]. Понятие
«традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения
«устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и
занимающих определённое место в историко-педагогическом наследии» [7, с. 85].
Обращает на себя внимание тот факт, что исследования педагогических традиций содержат,
как правило, описание идей, ценностей, критериев эффективности
образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к
другому. Педагогические
традиции рассматриваются как «феномен, выражающий объективно существующую
преемственную связь, благодаря которой наследуются представления о цели,
задачах, сущности педагогического процесса, средства и механизмы реализации
цели, характер взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Эта
связь формируется в результате внешней (социально-культурной) детерминации и
ценностного выбора субъектов педагогической реальности и обеспечивает её устойчивое
развитие» [7, с. 93]. Сфера
воспитания и образования является областью сохранения культурных традиций.
Одновременно она вырабатывает собственные, педагогические традиции,
имманентно присущие ей как социальному институту. Их содержание
детерминировано ценностными ориентирами общества и ценностями педагогической
деятельности. Исследование педагогического наследия, представленного в
педагогических традициях, позволяет проследить динамику возникновения,
закрепления и воспроизводства духовно-ценностного потенциала педагогической
деятельности. В
кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма,
апатии молодёжь, поскольку именно у этой социальной группы система ценностей
подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и
духовного здоровья нации. Молодёжь имеет подвижные границы своего возраста, которые
зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры,
условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется возрастом 14 лет, так
как в этот период наступает физическая зрелость и человек может заниматься
трудовой деятельностью (период выбора учёбы или работы). Верхняя граница
определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и
личной стабильности. Молодёжь – это социально-демографическая группа,
переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру
взрослых и будущие изменения. В связи с этим огромное воспитывающее значение
в социально-педагогической работе с молодёжью имеют традиции. Наиболее
ярко роль традиций в работе с молодёжью представлена в педагогическом
наследии выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко
(1888–1939 гг.). Он отмечал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция.
Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы»
[6, с. 121]. «Неудача многих детских учреждений происходила от того, что у
них не выработался стиль и не сложились привычки и традиции», – пишет Макаренко
[5, с. 556]. При
создании традиций необходимо руководствоваться тем, что не всякое мероприятие
в школе, которое просто регулярно повторяется, можно назвать традицией. Так,
например, вряд ли можно считать традицией работу кружков и родительские
собрания. Для того чтобы эти формы и виды работы стали традицией, в них
должно быть что-то специфическое именно для конкретного коллектива, они
должны быть приняты учащимися как свой особый коллективный закон. В
наше время в педагогике сохранились такие традиции, как первый звонок, вечер
встречи выпускников, последний звонок, выпускной вечер. Среди современных
педагогических стереотипов как элементов педагогической традиции можно
выделить такие стадии взросления ребёнка, как детский сад, школа, учреждения
высшего профессионального образования. Среди современных педагогических
традиций также можно назвать организацию социальной помощи детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, а также семьям нуждающихся. Тем
не менее, основная проблема в социально-педагогической деятельности сегодня
состоит в том, что «ценности общества противоречат ценностям школы» [2, с.
3]. Эта мысль сегодня часто звучит в профессиональной педагогической среде. Педагогическое
сообщество исповедует традиционные ценности культуры: труд, честность,
взаимопомощь, образованность, интеллигентность. Школа
продолжает эти ценности проповедовать и стремится передавать их новым
поколениям. Общество же ориентирует людей на реалии иного порядка: успех
любой ценой, жесткость, конкурентность, беспощадность. Эти реалии трудно
называть ценностями. Это, скорее, антиценности – средства, позволяющие
достичь вожделенной ценности-цели: высокого уровня потребления. Сегодня
педагогическое сообщество должно считаться с обществом потребления как с
неизбежной реальностью. Осмысление педагогическим сообществом социального
заказа на образование обязательно предполагает учёт реалий потребительского
общества. Механизмы традиций могут быть осмыслены и рационально трансформированы
с учётом современных реалий и современных рациональных социальных технологий.
Однако важно понимать, что «кроме механизма в традиции существует «душа» и
«дух», ценностно-смысловая сфера» [2, с. 5]. Библиографический
список 1. Абушенко В. Л. Традиция: новейший
философский словарь / В. Л. Абушенко. 3-е изд. Москва: Книжный дом, 2003.
1280 с. 2. Захарченко М. В. Ценности
отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных
процессов в современном образовании [Электронный ресурс] /М. В. Захарченко. Режим доступа: http://www.prosvetcentr.ru. 3. Карпенко Л. А. Традиция / Л. А. Карпенко, В. В. Умрихин // Социальная психология: словарь / под.
общ. ред. А. В. Петровского. Москва: ПЕРСЭ, 2006. 176 с. 4. Косинова О. А. К вопросу о трактовке
понятия «традиция» в отечественной педагогике [Электронный ресурс]. / О. А. Косинова. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. 5. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 томах /
А. С. Макаренко. 1-е изд. Москва: Акад. пед. наук РСФСР, Т. 5, 1958. 558 с. 6. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 томах /
А. С. Макаренко. 1-е изд. Москва: Акад. пед. наук РСФСР, Т. 1, 1958. 784 с. 1. 7. Юдина Н. П. Педагогическая традиция:
опыт концептуализации / Н. П. Юдина. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. 215 с. |
|
||
|
|
|
|
|