: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Д. П. Степанченко,

Н. П. Сулимова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика здоровья как самоценная область научных знаний в настоящее время оказалась особенно актуальной. Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания.

Под здоровьем принято понимать «состояние полноценного физического, душевного и социального благополучия, а не только болезней или физических дефектов» – это определение было дано ВОЗ ещё в 1948 г., но оно остаётся актуальным и в наше время.

В сегодняшнем активно развивающемся мире особо актуальным стал вопрос здоровьесбережения подрастающих граждан России. Акцентирование внимания проблемам образования и здоровья наших детей – забота о завтрашнем дне.

Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессовых факторов, к числу которых относятся психоэмоциональные, социально-бытовые, производственные. Постепенно организм перестает справляться с перегрузками, его защитные силы ослабевают. На этом фоне развиваются многие психосоматические заболевания. Стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.

Изучение проблемы здоровьесбережения имеет длительную историю. Её развитием занимались такие учёные, как Локк, Лесгафт, Каптерев, Шацкий, Сухомлинский, и др. Каждый из них по-своему рассматривал различные аспекты здоровьесбережения.

Из опыта зарубежной педагогики можно обратиться к теории Джона Локка. Он считал, что физическое воспитание – это основа всего последующего воспитания, оно обеспечивает «здоровый дух в здоровом теле». Джон Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания.

Препятствием для достижения этой цели являются: телесное чувство неприятного; неверные, ложные суждения.

Поэтому первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые жизненные выводы.

Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. Тот, у которого нездоровое и слабое тело, никогда не может быть счастлив.

            Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребёнка: закаливать его, приучать не бояться холода, для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж; пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребёнка должна быть жесткой и т. п. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости [2, с. 38].

Жан-Жак Руссо отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением. Он разработал методику и рекомендации по физическому воспитанию, рассчитанные на условия жизни ребёнка в среде, близкой природе и ручному труду. Физические упражнения и игры рекомендовал применять для развития физической силы и воспитания воли. Считал, что крепкое здоровье необходимо, чтобы сделать ребёнка мудрым и разумным [4, с. 64].

 Физическому развитию, начинающемуся с самого рождения ребёнка, нужно уделять особое внимание. Одежда ребёнка должна быть самой простой, удобной, не стесняющей его движений; поменьше пользоваться головными уборами. Следует приучать детей к холоду и с ранних лет их не кутать; приучать к солнечному жару. Детям нужна жесткая постель, так как мягкая расслабляет тело. Пища должна быть простой.

Итак, здоровый, крепкий, резвый, хорошо развивающийся ребёнок будет живым, кипучим, бодрым. У него не будет затверженных речей или заученных манер, но поведение всегда будет верным [2, с. 52].

Иоганн Генрих Песталоцци считал исходным элементом физического развития способность ребёнка к движению. Утверждал, что начало физического воспитания закладывается в семье, когда мать постепенно учит ребёнка стоять, делать первые шаги и ходить. Создал и обосновал «азбуку умений», усвоение которой помогло бы ребёнку развить физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми навыками, рекомендовал дополнить её гимнастикой для суставов, народными играми и забавами.

Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, подчёркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от более простого к сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоничное развитие человека [4, с. 64].

Из отечественных педагогов можно выделить следующих:Лесгафт Петр Францевич стал признанным автором научно обоснованной системы физического воспитания. Он определил его важнейшие принципы – единство с умственным, нравственным и эстетическим. Он считал, что в первую очередь необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается, по Лесгафту, естественными движениями. Важно, чтобы все физические упражнения были бы не подражательными, а осознанными. Особую роль он отводил подвижным играм, ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию [3, с. 310].

Каптерев Петр Фёдорович ставил целью обучения саморазвитие личности ученика. Исходя из этого, он определял содержание образования, методы и приёмы обучения, которые вели к активизации учебной деятельности . Он подчёркивал связь физического и духовного воспитания. Здоровье и сила организма в достаточной степени способствуют укреплению силы духа личности. По его мнению, невозможно ограничиваться «внутренней духовностью», необходимо её отстаивать и укреплять. Физические и духовные силы ребёнка равноценны, неразрывно связаны и могут совершенствоваться. Для этого нужны постоянные упражнения, которые и должны составить основу педагогического процесса, осуществляемого учителем [2, с. 364].

 Шацкий Станислав Теофилович составил программу охраны здоровья в образовательном процессе, в которую включил приобретение ребёнком различных навыков, например, таких, как приготовление и приём пищи, отношение к холоду и теплу, уход за помещением, забота о чистоте тела, условия сна, предупреждение различных заболеваний и т. п. Шацким были разработаны рекомендации, как в школе организовать рациональное питание, физическое закаливание. По его убеждению, здоровый детский коллектив возможен только при организации настоящего детского самоуправления, интересного и полезного производительного труда, при участии детского коллектива в общественно-полезной работе и обязательном соединении обучения с трудом [1, с. 219].

Сухомлинский Василий Александрович считал, что забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе это беседы о здоровье малышей. Здоровье ребёнка зависит от того, какие домашние задания даются ребёнку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска процесса самостоятельного умственного труда дома. Если ребёнок берётся за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов [1, с. 411].

Каждый из этих учёных внёс огромный вклад в развитие здоровьесбережения, отмечая разные аспекты проблемы. Поэтому единая точка зрения на современное состояние проблемы здоровьесбережения, охватывая широкий комплекс медико-биологических, педагогических, психологических, социальных и других наук, определяющих различные взгляды на данное явление, подходы, организацию и технологию, во многом должна формироваться под комплексным влиянием взглядов прошлого с учётом современных тенденций и направлений.

Анализ философской педагогической, психологической литературы показывает, что несмотря на достаточно обширное исследование вопросов педагогической деятельности, направленной на формирование здоровья подрастающего поколения, проблема здоровьесбережения остаётся крайне сложной, многоаспектной, до конца не изученной и не решённой.

 

Библиографический список

1.     История социальной педагогики: учебное пособие / под ред. М. А. Галагузовой. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с.

2.      Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учебное пособие / Д. И. Латышина. Москва: Гардарики, 2005. 603 с.

3.     Лушников А. М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений / А. М. Лушников. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 1994. 368с.

4.     Медведева С. А. Здоровьеформирующие технологии обучения и воспитания в системе дошкольного образования / С. А. Медведева, Т. А. Бобылева. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 250 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению