: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Т. В. Носакова

ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПОДГОТОВКИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Семья является первым и самым главным институтом социализации детей. Именно от родителей зависит то, каким вырастет их ребёнок, насколько он сумеет стать гармоничной личностью и достойным семьянином. Этот

 процесс очень сложный, и родители встречаются с массой вопросов: как правильно воспитывать детей, как их готовить к семейной жизни, как решать семейные конфликты и что делать, чтобы семейная жизнь была счастливой?

Система образования имеет определённый опыт оказания помощи семье в решении этих вопросов. Подготовка к семейной жизни молодёжи имеет различные формы.

В 1960-е гг. проблемой нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни занимается В. И. Барский. В его концепции такая подготовка составляет сложный единый процесс, осуществляемый под влиянием трёх потоков воздействий: социального, биологического и саморегуляции человеком своих и естественных связей с окружающими людьми.

Программа В. И. Барского включает в себя комплекс занятий и мероприятий, позволяющих «помочь молодёжи вырабатывать нравственный иммунитет, воспитывать волю, предостерегая от ряда жизненных ошибок, душевных надломов» [1, с. 24]. «Формирование на уроках литературы понятия о духовном общении между юношами и девушками усиливает власть разума над чувственностью» [1, с. 35]. На уроках обществоведения освещаются вопросы советского семейного права, где семья рассматривается как первичная ячейка общества, обсуждаются бытовые проблемы. Специальные врачебные беседы, изучение анатомии и физиологии человека, педагогическое просвещение родителей способствуют подготовке молодёжи к обязанностям отцовства и материнства. Нравственной базой данного просветительско-обучающегося комплекса являлся факультативный курс основ коммунистической морали, проводимый в выпускном классе. В. И. Барский считает, что хотя вопросы семьи и изучают многие науки, комплексным решением семейных проблем занимаются педагоги. «Растущим человеком практически занимается педагогика, и, значит, педагоги могут научить человека управлять механизмами семьи» [1, с. 43]. Обученный своевременно хотя бы некоторым приёмам научной организации семейной жизни во всех её аспектах человек будет способен устранить причины сложных семейных ситуаций.

По мнению К. К. Баздырева, основы такой подготовки в старших классах школы должны давать различные педагоги: вопросы физиологии освещает учитель биологии или школьный врач, тема любви раскрывается на уроках литературы, историки рассказывают об основных этапах развития семейно-брачных отношений в обществе.

К. К. Баздырев предлагает «Курс основ семейной жизни», состоящий из двух частей – общей и специальной. В общей части курса сосредоточены «предметы», дающие сведения о семейных обязанностях, специальная часть посвящена вопросам взаимоотношения полов. В отличие от старшеклассников, студентам, по мнению К. К. Баздырева, надо дать систему знаний о семье, в которую включены:

   основы семейного законодательства;

   основы семейной психологии;

   основы семейной педагогики;

   основы семейной демографии и т. д. [2, с. 33].

Б. Т. Лихачёв так же, как и К. К. Баздырев, считает, что семейное просвещение должно реализовываться в школьном учебном процессе на уроках анатомии, литературы, истории, и одной из основных его задач является «воспитание целомудренного поведения девушек и юношей» [4, с. 265].

К. К. Баздырев предлагает давать молодёжи основные сведения о семейных основах на различных курсах и в народных университетах. Так, в 1970-е гг. была распространена форма подготовки молодёжи к семье в виде лектория семейной культуры. Учащиеся школ и профессиональных учебных заведений проявляли повышенный интерес к лекциям. Однако проявлялись отрицательные моменты, связанные с отсутствием единой программы и методической основы проведения подобных лекториев, так как каждый лектор читал свою тему, не зная содержания лекций других специалистов.

Для лиц послешкольного возраста работали народные университеты, где слушатели получали сведения о различных аспектах семейных отношений. Также применялся «комплексный» метод подготовки к семейной жизни на пяти факультетах университета здоровья: для старшеклассников, для учащихся техникумов и ПТУ, факультет для молодоженов, факультет для молодых родителей, факультет для родителей школьников.

Организаторы больше ориентировались на молодёжь, данные занятия посетили тысячи человек. Но, несмотря на проявленный интерес со стороны молодых людей, было необходимо координировать подобные проекты и программы с целью повышения уровня их подготовки к семейной жизни и создавать единую научно-методическую базу.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить различные формы подготовки молодёжи к семейной жизни:

·     организация подготовки к семейной жизни через изучение конкретных дисциплин путем комплексного, междисциплинарного подхода (В. И. Барский, К. К. Баздырев, Б. Т. Лихачёв);

·     лектории семейной культуры и народные университеты (К. К. Баздырев);

·     консультации по семейным вопросам в Службах семьи и других социальных учреждениях;

·     изучение специальных дисциплин: «Этика и психология семейной жизни» (И. В. Гребенников, С. В. Ковалев), «Этика семейной жизни» (М.В. Шепель) и др. [3, с. 26].

            Однако имеющийся опыт подготовки к семейной жизни молодых людей оказывается недостаточно действенным. У детей и подростков не происходит формирования целостного представления о структуре и сущности семейного института. Недостаточно учитываются требования к подготовке к семейной жизни, предъявляемые современным уровнем развития социальнокультурной инфраструктуры общества.

Проблема заключается и в том, что системным, личностно ориентированным, социально-педагогическим аспектам подготовки к семейной жизни молодёжи уделяется недостаточно внимания.

Увеличение объёма и усложнение социальных проблем обуславливает необходимость выявления психолого-педагогических факторов, позволяющих обеспечить качество социальной подготовки, развитие семейных ориентиров, внутренней готовности молодёжи к семейным отношениям.

В процессе подготовки к семейной жизни необходимо учитывать следующие психолого-педагогические факторы:

·     социализация личности, осуществляемая через психологическую и социально-педагогическую поддержку и сопровождение жизненного пути, обеспечивающую развитие социальной компетентности, освоение культуры общения, формирование соответствующих норм поведения;

·     системный подход, обеспечивающий диагностику развития исследуемого объекта, взаимосвязь компонентов и их функциональную обусловленность;

·     личностно ориентированный подход, способствующий созданию условий для развития личностных функций субъектов учебного процесса;

·     социально-педагогический подход, обеспечивающий социальное самоопределение личности обучающегося;

·     организация процессуально-технологической системы семейного воспитания, позволяющей обучающимся познавать общие закономерности и условия организации семейных отношений;

·     формирование мотивационной готовности к семейной жизни, к коммуникативной деятельности, креативности, рефлексии как к структурным компонентам процесса подготовки к семейной жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к подготовке к семейной жизни;

·     взаимодействие педагогов, родителей, детей, обеспечивающее целенаправленный систематический процесс формирования семейных установок у обучающихся;

·     развитие духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных способностей обучающихся в социокультурном пространстве; формирование общей культуры;

·     саморазвитие человека как субъекта деятельности, формирование механизмов саморегуляции, самовоспитания, адаптации, самозащиты, необходимых для диалогичного взаимодействия с другими людьми в социальных и семейных отношениях.

Процесс подготовки к семейной жизни молодёжи должен включать взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся, основанное на личностных представлениях о семейной жизни детей и подростков, семейного опыта их родителей и деятельности педагога, обеспечивающего формирование нормативных знаний о функционировании семейного института.

 Педагог выступает как:

·     организатор учебного процесса, создания ситуации успеха в общении, взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся;

·     исследователь мотивации поведения, самооценки и статуса детей и подростков в системе социальных отношений, их интересов и склонностей в межличностном общении;

·     консультанта по вопросам подготовки к семейной жизни, развитию ценностных ориентаций обучающихся.

Обучающиеся в процессе взаимодействия с педагогом и родителями выступают как:

·     исследователи социальных отношений, семейных представлений и установок, личностных изменений и новообразований;

·     субъекты, овладевающие социальными нормами, ценностями, социокультурным опытом;

·     проектировщики социальной и семейной жизни.

В процессе подготовки к семейной жизни родители выступают в качестве:

·     помощника в эмоциональном общении детей и подростков;

·     создателя условий для развития социально адаптированной и компетентной личности молодого человека.

На практике, однако, оказывается, что большая часть родителей оказывается не готовой к форме сотрудничества и взаимодействия с педагогом для решения вопросов подготовки к семейной жизни молодых людей. Некоторыми педагогическими приёмами, способствующими активизировать роль и участие родителей в процессе взаимодействия с детьми и педагогом, могут стать:

·     демонстрация родителям успехов и достижений детей и подростков;

·     позитивный опыт совместной деятельности педагогов, родителей, детей и подростков по решению различных коммуникативных социальных и личных проблем;

·     проведение «круглых столов» на актуальные темы;

·     раскрытие и развитие индивидуальности детей и подростков, реализация их личностного потенциала.

Таким образом, система подготовки к семейной жизни подрастающего поколения станет действенной и эффективной, если в данном процессе опираться не только на имеющийся опыт, но и на выявленные и обозначенные психолого-педагогические факторы и конструктивное взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей. В результате родители смогут получить необходимую социально-педагогическую поддержку в семейном воспитании и создать благоприятные условия для социализации своих детей.

 

Библиографический список

1.     Баздырев К. К. Единственный ребёнок / К. К. Баздырев. Москва: Финансы и статистика, 1983. 119 с.

2.     Барский В. И. Проблемы личной жизни старшеклассников / В. И. Барский // Советская педагогика. 1965, № 1. С. 34–42.

3.     Гребенников И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. Москва: Просвещение, 1991. 157 с.

4.     Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачёв. Москва: Юрайт, 1998. 463 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению