: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Д. В. Бражкина,

 М. Е. Драценко

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» К СЕМЬЕ

Семейные отношения представляют собой интересное поле для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает.

Огромное значение семьи в жизни каждого человека подчёркивается всеми педагогами мира. «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, и каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение», – утверждал А. С. Макаренко.

Как показывают последние социологические исследования, в современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. На первый план выходит материально обеспеченная жизнь, то есть отсутствие материальных затруднений. Официально зарегистрированным бракам молодые люди предпочитают гражданские.

Путем социологического опроса студентов специальности «социальная педагогика» нами была исследована специфика их отношения к браку и семье, преобладание определённых мотивов вступления в брак, а также значимость семьи в жизни молодых людей. В данном опросе приняли участие 44 человека со второго, третьего и четвёртого курсов. Им были предложены четыре вопроса в виде анонимной анкеты.

В первом вопросе требовалось расположить перечисленные ниже ценности в порядке наибольшей значимости в будущей жизни. Среди них здоровье, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь, интересная работа, саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование), свобода (самостоятельность, независимость в поступках), развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). По полученным данным, семья является одной из наиболее значимых ценностей. В основном, наши студенты ставят на первое место здоровье (50%). На втором по значимости месте находится счастливая семейная жизнь (37%). На третьем месте – материально обеспеченная жизнь, т. е. отсутствие материальных затруднений в жизни (33%). Назвали интересную работу 21% опрошенных, саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование) – 14%, свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) – 11% и 5 % выделили как наиболее значимую ценность развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

Второй вопрос звучал так: «Согласны ли Вы с тем, что каждый человек рано или поздно должен вступить в брак, завести семью?». Ответы распределились следующим образом: 77% участников согласны с этим утверждением, 16 % напротив считают, что человек не должен рано или поздно вступать в брак, и оставшиеся 7% опрошенных затруднились ответить на второй вопрос.

Целью третьего вопроса было выяснение основного мотива вступления в брак. Как выяснилось, абсолютное большинство опрошенных поставили на первое место репродуктивную функцию, то есть 35% респондентов полагают, что семья нужна ради продолжения рода.

Большинство опрошенных, 31%, согласились с мнением, что семья нужна «чтобы быть нужным кому-то, о ком-то заботиться» и «чтобы рядом был тот, кто поддержит в любой жизненной ситуации», т. е. молодые люди ищут именно в семье надёжную опору в жизни. 38% респондентов хотят иметь семью, чтобы было о ком заботиться. Каждый третий респондент стремится иметь уютный дом, благоустроенный быт. Также 15% опрошенных студентов полагают, что семья поможет избежать одиночества в жизни.

О растущем одобрении гражданских браков свидетельствует тот факт, что многие респонденты относятся положительно к гражданским бракам. Доля таких респондентов составила 56%. Тех, кто считает для себя недопустимым состоять в гражданском браке, меньшинство – 19%, четверть же опрошенных (25%) затруднились ответить на последний вопрос.

Таким образом, можно сделать следующие выводы об отношении студенческой молодёжи к семье, браку и ценностям семейной жизни:

- социальный институт семьи продолжает оставаться одним из самых важных для студентов институтов;

- каждый человек должен вступить в брак, завести семью;

- основным мотивом вступления в брак является желание иметь детей, продолжить род;

- гражданские браки – явление для студентов положительное.

Наши результаты подтвердили статистические данные по России об отношении студенческой молодёжи к гражданским бракам. Нынешнее поколение молодых людей, включая и будущих социальных педагогов, предпочитает определённую свободу в браке. Но это вовсе не означает их отрицательного отношения к созданию семьи и развитию института семейных отношений. Отводя главное место в своей жизни здоровью, предпосылки к нему наши студенты видят, прежде всего, в счастливой семейной жизни, в создании семьи как главного коллектива в жизни человека. И это факт самый положительный, так как повышение роли семьи в воспитании детей и в жизни нашего общества – одна из главных функций социального педагога.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению