: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

К. С. Фёдорова

ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФАНТИЛИЗМА ПРИ ВЫБОРЕ
ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Одной из главных задач общеобразовательной средней школы является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной профессиональной жизни.

Под термином «профессия» понимается род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения жизни человека.

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. Следовательно, наиболее остро вопрос о профессиональном становлении возникает в подростковом и юношеском возрасте [5, c. 227].

В современных условиях подростки и молодёжь, не имея явно обозначенных нравственных ориентиров, в погоне за удовольствиями часто не понимают ответственности за свой выбор. Постепенный переход к информационному обществу снижает уровень уважительного отношения к труду, вследствие чего в подростковой среде возрастает чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне [3].

 Многие психологи связывает это со следующими психологическими проявлениями: наличие негативизма по отношению к старшим, стремление к самостоятельности, автономности, желание демонстративного поведения, и одновременно большая значимость мнения сверстников при очередном выборе, жизненном или личностном. Поэтому в современном обществе все чаще встречается термин «инфантилизм».

 М. И. Буянов определяет инфантилизм как психическую незрелость, характеризующаюся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту. Выделено два основных варианта психического инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический [1, c. 1579].

Таким образом, психический инфантилизм – это незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. В основном отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Инфантильные люди несамостоятельны. Они привыкли к тому, что другие всё решают за них.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляют с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят, начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают проявляться более отчётливо [1, c. 1580].

Однако инфантильные дети отличаются от умственно отсталых или аутичных высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны.

Факторов, влияющих на развитие инфантилизма несколько: нарушение ряда процессов интеллектуальной деятельности, таких как внимания, памяти, психической работоспособности. Но, чаще всего причинами отклонения становится сочетание факторов с неверными воспитательными процессами. Родители, недостаточно серьёзно относящиеся к ребёнку, не показывая реальной картины мира, наносят вред подрастающему человеку. Человек, будучи взрослым, руководствуется не собственными целями и задачами, а интересами и желаниями родителей.

Ещё одна из распространённых ошибок – гиперопека, когда родители руководят каждым шагом ребёнка. Полное ограничение в выборе, в данном случае выборе профессии, может привести к внутренним конфликтам личности и затруднении в профессиональном становлении.

 По теории компромисса с реальностью Гинзберга можно выделить в процессе профессионального выбора три стадии:

1. Стадия фантазии продолжается у ребёнка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть.

2. Гипотетическая стадия длится с 11 до 17-летнего возраста, когда дети, руководствуясь своими склонностями и интересами, думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии, когда осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому,

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение – выбрать профессию.

Инфантилизм может проявляться в остановке социального развития на одной из этих стадий. Необходимо также заметить, что на выбор профессии школьником имеют воздействие следующие факторы:

1) влияние родителей: прямое наследование профессии, обучение своей профессии, влияние на интересы и занятия детей с раннего возраста, ограничение выбора своих детей, требование на продолжении или прекращении обучения, на определённой школе или вузе, определённой специализации;

2) влияние друзей и учителей. Большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы с друзьями (под влиянием друзей могут идти в то или иное учебное профессиональное учреждение);

3) уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения.

4) структура интересов человека [4].

Подготовке молодого поколения к трудовой деятельности уделяли и уделяют внимание многие представители педагогики. Но особенно ярко эта проблема рассматривалась в произведениях А. С. Макаренко. Антон Семёнович считал, что профессиональное самоопределение проходит по средствам включения личности в трудовую коллективную деятельность. Чувство гражданской значимости труда – это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул. «Один из тончайших секретов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное начало труда. Труд, без идущего рядом образования, без политического и общественного воспитания не приносит пользы, оказывается нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [2, c. 433]. Макаренко позволял детям мечтать, смело высказывать свои идеи, но поддерживал лишь те, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника.

В процессе трудовой деятельности происходит понимание общественной значимости выполняемого труда, возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества, а также присутствие интеллектуального элемента. Все это способствовало развитию личности и устраняло факторы, влияющие на возможность возникновения феномена инфантилизма.

В советский период человек, не имеющий работы, воспринимался обществом негативно. Идея того общества была отличным стимулом для профессионального самоопределения. Жизнь в современном обществе меняет ситуацию. Неопределённость в ценностных ориентирах, использование готовых продуктов деятельности других людей, несамостоятельность в принятии решений ведут к социальным проблемам и деградации.

 Для сохранения здорового общества и снижения возможности развития инфантилизма, родители и педагоги должны предоставлять информацию о возможном роде деятельности, а не использовать авторитарный стиль. Предлагают несколько способов преодоления появления инфантилизма:

1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед школьниками более сложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, так как тема хорошо усвоена.

2. Идея свободного выбора. Так, В. Шаталов даёт ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора – самый простой путь к развитию творческой мысли.

3. Идея диалогических размышлений. Диалог педагога со школьниками, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям, поощрение идей, мыслей, даже неудачных и неверных, поощрение активности, сотрудничество в поиске решения учебных проблем, задач [4].

 Современное общество требует от личности самостоятельности. Выбор собственных целей и постановка собственных задач даёт человеку возможность отстаивать свои интересы и в полной мере самоактуализироваться.

 

Библиографический список

1. Буянов М. И. Психический инфантилизм: краткая история и современное состояние проблемы / М. И. Буянов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1971. Выпуск Ю. С. 1579–1588.

2. Макаренко А. С. Пед. сочинения: в 8 томах / А. С. Макаренко; сост. М. Д. Виноградова, А. А.Фролов. Москва: Педагогика, 1984. 400 с.

3. Никитина С. Г. История и современность трудового воспитания школьников в педагогической системе А. С. Макаренко / С. Г. Никитина // Фестиваль педагогических идей «открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415898/

4. Новикова Е.В. Психологическая коррекция личности при маргинальной профессиональной ориентации / Е. В. Новикова, И. А. Хухреев // Материалы научно-практической конференции «Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе», Новосибирск, 1988. С. 46–45.

5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие; под ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению