|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. К. С. Фёдорова ПРОЯВЛЕНИЯ
ИНФАНТИЛИЗМА ПРИ ВЫБОРЕ Одной
из главных задач общеобразовательной средней школы является подготовка
подрастающего поколения к самостоятельной профессиональной жизни. Под
термином «профессия» понимается род трудовой деятельности, требующий
определённой подготовки и являющийся обычно источником материального
обеспечения жизни человека. Профессиональное
самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период
профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных
намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный
путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт
выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно
связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.
Следовательно, наиболее остро вопрос о профессиональном становлении возникает
в подростковом и юношеском возрасте [5, c. 227]. В
современных условиях подростки и молодёжь, не имея явно обозначенных
нравственных ориентиров, в погоне за удовольствиями часто не понимают
ответственности за свой выбор. Постепенный переход к информационному обществу
снижает уровень уважительного отношения к труду, вследствие чего в
подростковой среде возрастает чувство агрессивности, раздражения, неуверенности
в завтрашнем дне [3]. Многие психологи связывает это со следующими
психологическими проявлениями: наличие негативизма по отношению к старшим,
стремление к самостоятельности, автономности, желание демонстративного
поведения, и одновременно большая значимость мнения сверстников при очередном
выборе, жизненном или личностном. Поэтому в современном обществе все чаще
встречается термин «инфантилизм». М. И. Буянов определяет инфантилизм как
психическую незрелость, характеризующаюся преобладанием черт, свойственных
более младшему возрасту. Выделено два основных варианта психического
инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический [1, c.
1579]. Таким
образом, психический инфантилизм – это незрелость человека, выражающаяся в
задержке становления личности, при которой поведение человека не
соответствует возрастным требованиям к нему. В основном отставание
проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских
качеств личности. Инфантильные люди несамостоятельны. Они привыкли к тому,
что другие всё решают за них. В
раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих
мотиваций выявляют с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно
говорят, начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие
особенности начинают проявляться более отчётливо [1, c. 1580]. Однако
инфантильные дети отличаются от умственно отсталых или аутичных высоким
уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные
понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Факторов,
влияющих на развитие инфантилизма несколько: нарушение ряда процессов
интеллектуальной деятельности, таких как внимания, памяти, психической
работоспособности. Но, чаще всего причинами отклонения становится сочетание
факторов с неверными воспитательными процессами. Родители, недостаточно
серьёзно относящиеся к ребёнку, не показывая реальной картины мира, наносят
вред подрастающему человеку. Человек, будучи взрослым, руководствуется не
собственными целями и задачами, а интересами и желаниями родителей. Ещё
одна из распространённых ошибок – гиперопека, когда родители руководят каждым
шагом ребёнка. Полное ограничение в выборе, в данном случае выборе профессии,
может привести к внутренним конфликтам личности и затруднении в
профессиональном становлении. По теории компромисса с реальностью
Гинзберга можно выделить в процессе профессионального выбора три стадии: 1.
Стадия фантазии продолжается у ребёнка до 11-летнего возраста. В этот период
дети воображают, кем они хотят быть. 2.
Гипотетическая стадия длится с 11 до 17-летнего возраста, когда дети,
руководствуясь своими склонностями и интересами, думают о своих способностях
применительно к требованиям той или иной профессии, когда осуществляется
переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, 3.
Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки
стараются принять окончательное решение – выбрать профессию. Инфантилизм
может проявляться в остановке социального развития на одной из этих стадий.
Необходимо также заметить, что на выбор профессии школьником имеют
воздействие следующие факторы: 1)
влияние родителей: прямое наследование профессии, обучение своей профессии,
влияние на интересы и занятия детей с раннего возраста, ограничение выбора
своих детей, требование на продолжении или прекращении обучения, на
определённой школе или вузе, определённой специализации; 2)
влияние друзей и учителей. Большинство молодых людей согласуют свои
профессиональные планы с друзьями (под влиянием друзей могут идти в то или
иное учебное профессиональное учреждение); 3)
уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность
принимать решения. 4)
структура интересов человека [4]. Подготовке
молодого поколения к трудовой деятельности уделяли и уделяют внимание многие
представители педагогики. Но особенно ярко эта проблема рассматривалась в
произведениях А. С. Макаренко. Антон Семёнович считал, что профессиональное
самоопределение проходит по средствам включения личности в трудовую
коллективную деятельность. Чувство гражданской значимости труда – это наряду
с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул. «Один
из тончайших секретов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть
гражданское, идейное начало труда. Труд, без идущего рядом образования, без
политического и общественного воспитания не приносит пользы, оказывается
нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [2, c. 433].
Макаренко позволял детям мечтать, смело высказывать свои идеи, но поддерживал
лишь те, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. В
процессе трудовой деятельности происходит понимание общественной значимости
выполняемого труда, возможность проявления инициативы, самостоятельности,
творчества, а также присутствие интеллектуального элемента. Все это
способствовало развитию личности и устраняло факторы, влияющие на возможность
возникновения феномена инфантилизма. В
советский период человек, не имеющий работы, воспринимался обществом
негативно. Идея того общества была отличным стимулом для профессионального
самоопределения. Жизнь в современном обществе меняет ситуацию.
Неопределённость в ценностных ориентирах, использование готовых продуктов
деятельности других людей, несамостоятельность в принятии решений ведут к
социальным проблемам и деградации. Для сохранения здорового общества и снижения
возможности развития инфантилизма, родители и педагоги должны предоставлять
информацию о возможном роде деятельности, а не использовать авторитарный
стиль. Предлагают несколько способов преодоления появления инфантилизма: 1.
Идея трудной цели. Нужно ставить перед школьниками более сложную цель,
указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что
цель будет достигнута, так как тема хорошо усвоена. 2.
Идея свободного выбора. Так, В. Шаталов даёт ученикам сто задач, чтобы они
сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора –
самый простой путь к развитию творческой мысли. 3.
Идея диалогических размышлений. Диалог педагога со школьниками,
доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям, поощрение идей,
мыслей, даже неудачных и неверных, поощрение активности, сотрудничество в
поиске решения учебных проблем, задач [4]. Современное общество требует от личности
самостоятельности. Выбор собственных целей и постановка собственных задач
даёт человеку возможность отстаивать свои интересы и в полной мере
самоактуализироваться. Библиографический
список 1. Буянов М. И. Психический инфантилизм:
краткая история и современное состояние проблемы / М. И. Буянов // Журнал
невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1971. Выпуск Ю. С.
1579–1588. 2. Макаренко А. С. Пед. сочинения: в 8
томах / А. С. Макаренко; сост. М. Д. Виноградова, А. А.Фролов. Москва:
Педагогика, 1984. 400 с. 3. Никитина С. Г. История и
современность трудового воспитания школьников в педагогической системе А. С.
Макаренко / С. Г. Никитина // Фестиваль педагогических идей «открытый урок»
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/415898/ 4. Новикова Е.В. Психологическая
коррекция личности при маргинальной профессиональной ориентации / Е. В.
Новикова, И. А. Хухреев // Материалы научно-практической конференции
«Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе», Новосибирск,
1988. С. 46–45. 5.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие; под ред. М. В.
Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544с. |
|
||
|
|
|
|
|