|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. А. В. Ткаченко ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ В КОММУНЕ ИМ. Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО В ОЦЕНКЕ ПОСЛЕДНЕГО В РОССИИ
ВОСПИТАННИКА А. С. МАКАРЕНКО Источниковедческая
база макаренковедения, к сожалению, ограничена, что оставляет открытым ряд
вопросов творческого наследия выдающегося педагога-реформатора. Для выяснения
малоизвестных обстоятельств профессионального развития подростков в
макаренковских воспитательных учреждениях мы обратились к уже уникальному на
сегодня источнику – воспоминаниям ныне живущих очевидцев практической педагогики
А. С. Макаренко. Нами проведено интервью с последним проживающим в России
воспитанником А. С. Макаренко – И. Д. Токаревым. Иван
Демьянович, ветеран Великой Отечественной войны, офицер-связист, проживающий
в Нижнем Новгороде, невзирая на солидный возраст (90 лет) и трудную, насыщенную
событиями жизнь, имеет прекрасную память, хранящую большую эксклюзивную информацию
и об А. С. Макаренко, и о харьковской Трудовой коммуне им.
Ф. Э. Дзержинского. Интервью, полный текст которого приводится
ниже, проходило на протяжении 26 января – 17 февраля Вопрос 1: проводилась
ли в коммуне им. Дзержинского целенаправленная профориентационная работа? Ответ: как только я прибыл в коммуну из Полтавы, то вся группа в 50 ч.
была приглашена в Громкий клуб, где А. С. Макаренко рассказал,
какие специальности есть на заводе ФЭД и ФД и дал им краткую характеристику.
Потом дали возможность самим пройти по цехам и посмотреть, какой профиль может
выбрать коммунар. Я прошёл все цеха обоих заводов, побеседовал с мастерами и
выбрал для себя оптический цех, в котором проработал с 1934 по 1937 гг. При выходе
из коммуны я имел 4-й разряд оптика, т.е. мог выполнить все операции по
изготовлению линз объектива от заготовки до конечного продукта. После выхода
из коммуны выдавалась справка о присвоении производственного разряда. Вопрос 2: велись ли какие-либо беседы с коммунарами по поводу их будущей
профессии или учёбы? Ответ: как таковой целенаправленной беседы
о будущем руководство коммуны не вело, т.к. А. С. Макаренко в Вопрос 3: в бытность А. С. Макаренко поощрялось ли в коммуне лично им
или другими педагогами стремление коммунаров поступить в вуз? Что Вы об этом
знаете? Ответ: как пацаны мы старались держаться
подальше от начальства, поэтому лично со мной у А. С. Макаренко разговоров
на эту тему не было. А вот наши учителя во время занятий в школе неоднократно
(это в основном относится к учителям физики, математики, русского языка, английского
языка) говорили о важности той или иной темы и для жизни, и для поступления в
вуз. Вопрос 4: насколько престижным считалось среди воспитанников продолжать своё образование
после выпуска из коммуны? Наблюдалось ли стремление поступить в вуз? Ответ: могу сказать только по своей группе: ребята – Михаил
Литовка, Борис Книженко, Семён Зайцев стремились пойти в вуз, а девчата – Аня
Красникова, Галя Слуцкая, Зина Носик не хотели сушить мозги наукой и
довольствовались достигнутым (иди рабочим на завод, потом станешь мастером). Вопрос 5: в бытность А. С. Макаренко и после его ухода стимулировало
ли руководство коммуны повышение воспитанниками своей производственной
квалификации? Ответ: были отдельные лекции мастеров по
повышению производительности труда (своего рода мастер-классы по расширению
кругозора: есть крон-стекло, есть флинт-стекло, как оно варится, чем
отличается от оконного, какие добавки имеет), а сам А. С. Макаренко
этим не занимался. Вопрос 6: насколько глубоко сам Антон Семёнович разбирался в вопросах
производства на заводах коммуны? Ответ: А. С. Макаренко в
производстве разбирался, это было понятно по его выступлениям на производственных
собраниях. Он знал иностранные названия станков, для каких операций они служили,
что такое производительность труда. Но сам Макаренко за этими станками не
стоял. Вопрос 7: насколько высококвалифицированными специалистами были педагоги в
коммуне по сравнению со школьными педагогами или преподавателями техникумов
того времени? Ответ: квалификация педагогов
русского и украинского языков коммуны была выше тем, что педагоги (конкретно
Пушков Сергей Петрович (русский язык) и Магура Евгений Селиверстович (украинский
язык) после изучения какого-либо произведения задавали вопросы и задания
ученикам: описать характеристику действующего лица, его род занятий, возраст,
классовую принадлежность и т.д. Поощрялось знание на память текста
стихотворения, его эмоциональная декламация. А после изучения произведения
коммунары ездили в театры (русский оперный или украинский оперный) и слушали
или «Евгения Онегина», или «Запорожца за Дунаем», или что-то другое в
зависимости от изучаемого произведения. И тогда эти произведения запоминались
надолго. Учитель математики обращал внимание на то, где данный раздел математики
находит наибольшее применение (например, тригонометрия – в военном деле).
Химия, история, география не отличались по уровню от техникума. Педагоги в
коммуне пользовались уважением, дисциплина на уроках в школе коммуны была хорошей. Вопрос 8: считалось ли образование, полученное в школе и рабфаке коммуны, более
качественным, чем обычное на то время школьное образование? Ответ: сравнить образование, полученное в школе и на рабфаке
в коммуне и оценить я не смогу, т. к. в то время обычное школьное
образование я не знал. После коммуны я сдавал вступительные экзамены в
Харьковский архитектурно-строительный техникум и успешно их сдал. Вопрос 9: какую политику проводило руководство коммуны по отношению к выпускникам:
старалось оставить их для работы на своих заводах или нацелить на продолжение
образования? Ответ: из коммуны я ушёл в августе Вопрос 10: правда ли, что каждый коммунар осваивал не одну, а несколько
специальностей? Каким образом это организовывалось? Ответ: Я полюбил оптическое производство, и другие специальности меня
не интересовали. Таким же образом поступали и мои одноклассники, пришедшие в
коммуну в Вопрос 11: какие профессиональные качества воспитанников наиболее ценились и пользовались
наибольшим уважением среди коммунаров? Если кто-то не мог достичь
совершенства в своей работе на производстве, вызывало ли это негативное
общественное мнение? Ответ: каждый коммунар ценил и уважал свою
профессию, т. к. сам выбирал её на время пребывания в коммуне. И больше всего
ценилось качество продукции, т. е. отсутствие брака, т. к. коммуна была на
хозрасчёте. Если кто-то из воспитанников коммуны не смог добиться
совершенства в своей работе (очень редкие случаи), то ему помогали мастера
производства, а если и эта мера не приводила к успеху, то такого коммунара
переводили на другую работу в другой цех, и это негативного общественного
мнения не вызывало. Могла быть иногда критическая заметка в стенгазетах
«Шарошка», «Резец», «Дзержинец». Это называлось – «открыл дверь не в тот
цех», или карикатура, как, например, на Ивана Ветрова – двойки держали его за
штаны и не пускали в вуз. Вопрос 12: вы пишете, что в Вопрос 13: что, по Вашим наблюдениям, изменилось в коммуне после ухода
А. С. Макаренко? Ответ: после ухода А. С. Макаренко из коммуны радикальных изменений я не увидел –
работали заводы, школа, распорядок… Изменилось отношение
В. С. Бермана к выпускникам коммуны: уход коммунаров не был
торжественным, отменены стипендии учащимся коммунарам в вузах и техникумах. Вопрос 14: часто ли после ухода из коммуны А. С. Макаренко посещал её?
Демонстрировало ли руководство коммуны (Берман и другие) каким-то образом
своё негативное отношение к Макаренко? Ответ: после ухода из коммуны А. С. Макаренко в |
|
||
|
|
|
|
|