: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

А. С. Верхотурова,

Н. П. Сулимова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
 У А. С. МАКАРЕНКО И В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства. Её успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодёжи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Разработка теории профориентационной работы началась в конце XIX– начале XX в. Основателем профориентации считают американского социолога Фрэнка Парсонса, который впервые придал конкретную и устойчивую форму организации руководства выбором профессии [1, с. 24]. В России первые исследования по профориентации были начаты Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912–1917 гг.), где были предприняты попытки привнесения элементов профориентации в практику школы.

Значительный вклад в теоретическое обоснование концепции профориентации внёс Антон Семёнович Макаренко. Он обращал внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодёжи должна присутствовать духовность, т. е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью его социальной ценности. На этой основе формируются черты как нравственного взросления, так и волевой целеустремленности.

В своих статьях о выборе профессии А. С. Макаренко раскрывает опыт своей работы с детьми в железнодорожной школе. Его ученики составляли определённую категорию, как он называл, «привилегированное детство», все они были детьми мастеровых – железнодорожников [2, с. 186]. Когда ребята приступали к выбору жизненного пути, Антон Семёнович помогал им, ему казалось, что они не справятся без его помощи. Однако уже позднее, анализируя свою деятельность, Макаренко понял, что выбора у них фактически не было, почти все его выпускники (более 500 человек за 9 лет работы в данной школе) стали железнодорожниками, они практически не отличались друг от друга. Основным их стимулом при выборе профессии был заработок.

Когда Макаренко начал работать с другой категорией детей – беспризорниками, он также отметил, что всякую работу с ними они встречали сопротивлением. Но Антон Семёнович терпеливо приучал их к труду и к школе, учил видеть новое вокруг себя, новые пути человека. Сначала осторожно, потом все смелей и смелей его воспитанники вступали в жизнь, захватывали новые области, открывали новые перспективы.

Макаренко поражало то, что при выборе профессии они меньше всего думали о будущих заработках, о материальных стимулах. Они жадными глазами следили за великим подъемом жизни и видели, куда требуются силы, где не хватает людей, куда призывает их страна.

Многие из них пошли учиться на исторические, педагогические, медицинские факультеты, многие ушли в такие заманчивые области, как геология; появились первые представители в области искусства – студенты литературных факультетов, музыкальных институтов, театральных студий, художественных школ. Особую сферу составили военные вузы [3, с. 143]. Антон Семёнович считал, что выбор профессии в новое время – гораздо более трудное дело: слишком много путей, слишком широки возможности. И бывает нередко, когда юноша или девушка растеряется перед этими просторными далями, бросится в одну сторону, увидит нечто более привлекательное. Потом оказывается, что ему вовсе не это нужно, что на самом деле по призванию своему он не летчик, не инженер, а музыкант или медик. И поэтому, гораздо большее значение в профессиональном определении имеет помощь родителя и воспитателя.

Сегодня в России вопрос профориентации также остаётся весьма актуальным. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в ещё большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определённой профессии. Но не только старшеклассники, а и многие взрослые озабочены поиском областей применения своих способностей и навыков. Выбор подходящей профессии – это гарантия высокого качества дальнейшей жизни.

Сущность профориентации как общественной проблемы на современном этапе проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодёжи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжью. Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Профориентация – важный момент, как в развитии каждого человека, так и общества в целом. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Сегодня открылись новые возможности для реализации диагностико-рекомендательных профориентационных стратегий, для информирования молодёжи о способах продолжения образования и реалиях рынка труда. Сегодня дистанционная коммуникация позволяет людям из разных уголков мира находить ответы на свои профориентационные запросы у сверстников-собеседников, уже решивших аналогичные проблемы.

Привычное нам слово «профориентация» уже не имеет прежних смысловых границ. Это то, что педагоги называют «поддержкой профессионального самоопределения учащихся», правда, она требует от педагога и собственного самоопределения. Бесперспективность устаревших форм и методов профориентационной работы ещё не стала очевидной, а представления «потребителей» профориентационных услуг все ещё отвечают требованиям прошлого века. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг представители региональной власти видят в «профориентации на рабочие профессии», а также на сферу педагогических услуг, сферы обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

Только при правильно организованной системе профессиональной ориентации старшеклассников не будут создаваться ситуации дисбаланса на рынке труда, что поможет молодому поколению сделать верный выбор.

 

Библиографический список

1. Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодёжи: учебно-методическое пособие / О. А. Волкова; под ред. Т. П. Дурасановой. Балашов – Николаев, 2002. 68 с.

2. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко; сост. В. Хелемендик. Москва: Политиздат, 1990. 415 с.

3. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 томах / А. С. Макаренко; под ред. И. А. Каирова. Москва: АПН РСФСР, 1977. Т. 2. 320 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению